беседа со священником
Русская Православная Церковь должна покинуть совет нечестивых - "Всемирный Совет Церквей"
Чёрная Сотня № 49-50



Отец Алексий Остаев знаком Православному человеку по многочисленным публикациям в патриотической прессе. Сегодня наш корреспондент Алексей Петрович Исаев попросил отца Алексия ответить на его вопросы.

Алексей Петрович Исаев:

- Отец Алексий, в наше время много говорится и пишется об экуменизме. Далеко не все понимают, какая страшная опасность таится в этом явлении и считают, что раз Господь Бог един, значит и людям различных вероисповеданий надо объединяться, тем более, что и конфликтов между народами, якобы, станет меньше.

Отец Алексий:

- С середины прошлого века первые экуменические идеи выползли из тайных глубин масонских лож и начали внедряться в сознание Православных людей, в первую очередь, в сознание легкомысленной интеллигенции и надменной аристократии. Все подвижники благочестия (ныне многие из них причислены к Лику Святых) единодушно назвали это явление ересью последних времен. Характерно, что эта ересь зарождалась в умах высокообразованных людей и вселялась в умы людей в религиозном отношении невежественных, коих с петровских времен расплодилось такое множество, что к нынешнему веку невежды составляют подавляющее большинство русского народа, даже околоцерковного.

Стержнем, мерилом истинности Православного исповедания является Символ Веры, принятый на Первом и Втором Вселенских Соборах и хранимый в неприкосновенности единственно только Православной Церковью восемнадцать столетий, и каждая ересь, сколько их ни было в истории Церкви - это восстание против одного или нескольких составных частей этого Символа. Так вот, экуменизм - это ниспровержение девятой составной части Символа Веры:

"Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь".

Алексей Петрович Исаев:

- То есть, экуменист верит в то и исповедует то, что Церковь с некоторых пор не является уже больше единой, а разделилась на несколько параллельных ветвей: Православие, католицизм и протестантизм. По мнению экуменистов, католицизм и протестанство, даже отделившись от Православия, вроде бы, сохранили Святость и Соборность?..

Отец Алексий:

- Да, экуменист в это верит (либо делает вид, что верит, являясь не искренне заблуждающимся, а сознательным врагом Церкви), хотя каждый мало-мальски образованный, хотя бы в пределах школьного катехизиса, Православный человек должен понимать, что Церковь, будучи телом Христовым, не может разделиться, понести какой-то ущерб, потерять свое единство и целостность. Ведь об этом заботится не какой-то человек, группа людей или даже ангел, но Сам Господь наш Иисус Христос - единый и единственный Глава Православной Церкви. Он сохраняет и свято блюдет единство Своего Тела. Мы же должны блюсти то и заботиться о том, чтобы самим не отпасть и самим не лишиться своего единства с этой единой Церковью.

Алексей Петрович Исаев:

- Можно ли вообще считать еретиков и раскольников христианами?

Отец Алексий:

- На Ваш вопрос я отвечу словами Святителя Киприана: "Вне Церкви не может быть ни христианской жизни, ни христианского учения. Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет Веру. Враг изобрел расколы и ереси, чтобы ниспровергнуть Веру, извратить Истину, расторгнуть единство. Служители его возвещают вероломство под предлогом Веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью, уничтожают Истину.

Тот не может иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Еретики не могут быть христианами. Еретик, кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как сколько он не в Церкви Христовой. Как может быть со Христом тот, кто не находится в Церкви Его?"

Алексей Петрович Исаев:

- Мы часто слышим то, что католиков, лютеран, англикан нельзя в полной мере называть еретиками, так как они в общем-то худо-бедно придерживаются Священного Писания...

Отец Алексий:

- Их не только можно, но и нужно называть еретиками. Главою Православной Церкви является Господь Иисус Христос. Иоанн Кронштадтский говорил, что католики унизили Главу Церкви, выдумав нового главу-папу, лютеране отпали и остались вовсе без Главы, у англикан "главой" Церкви является английская королева...

Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник и многие иные Святые Отцы в один голос заявляли: "Вне Православия нет ни Таинств, ни Благодати, ни прощения грехов, ни Спасения".

Однако лукавые экуменисты, называющие себя Православными, будучи припертыми к стенке словами Святых Православных Отцов, не унимаются и уверяют: "Мы не стремимся к механическому соединению с неправославными церквями, но участвуем в диалоге с ними для взаимного духовного обогащения".

Что сказать этим наивным, а точнее, скрывающимся под маской наивности лукавым обольстителям? Святой Ириней Лионский говорил так: "Не должно у других искать Истину, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, собрали в нее все, что относится к Истине, так что всякий желающий берет от нее питие жизни, а все прочие суть воры и разбойники".

Дело не в том, что у них вообще нет Истины, в том то и дело, что у них Истина перемешана с ложью и поэтому наиболее опасна. Еретические измышления зачастую выглядят правдоподобными и привлекательными, но самое правдоподобное на свете есть ложь, потому что ложь всегда уподобляет себя правде. Если бы ложь была полной и откровенной, если бы она сказала о себе: "Я ложь!", она бы перестала быть ложью в этот момент, но она кричит о себе: "Я - истина!" и всегда льстит человеку.

Православие отличается от других религий тем, что оно человеку никогда не льстит, говорит ему горькую и нелицеприятную правду: "Ты пал, ты во грехе, ты в погибели, и если не обратишься, не покаешься, не изменишь свою жизнь в соответствии с заповедями Христа и Его Церкви, то не спасешься и погибнешь во веки!" А это большинству людей трудно принять, это неприятно, это дискомфортно, так вот лукавый сатана и придумал множество различных христианоподобных извращений Истины на всякий вкус применительно к похотям века сего и страстям поврежденного первородным грехом падшего человеческого естества. Так чем же может обогатиться Православный человек, имеющий у себя источник воды живой, соблюденный нашими предками в чистоте и неприкосновенности, и черпающий и пьющий из источника отравленного? Святой Иоанн Кронштадтский говорит прямо: "Никаких компромиссов с пропитанным насквозь ложью римско-католическим папизмом не может быть. Не может быть с ним и никакого общения, ибо "кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме?" (2 Кор.6,14).

Алексей Петрович Исаев:

- Но ведь наши доморощенные экуменисты изворачиваются, говоря, что они состоят во "Всемирном совете церквей" не для того, чтобы черпать что-то из их учений, а для того, чтобы, видите ли, свидетельствовать неправославным об Истине.

Отец Алексий:

- Это очередная ложь. В уставе "Всемирного совета церквей", который подписан и представителями Русской Православной Церкви, ясно сказано, что все церкви-участницы отказываются от взаимного прозелитизма, то есть, от попыток обращения кого бы то ни было в свою веру. Наши горе-православные отказываются от того, о чем молился Святой Иоанн Кронштадтский:

"При виде всеспасительной и страшной жертвы Тела и Крови Христовой о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католичестве, лютеранстве, англиканстве и иных, об обращении от их вер и исповеданий и присоединении к Православной Церкви через особый чин отрицания заблуждений, исповедания Истинной Веры и покаяния в прежних грехах и обещания Богу хранить и твердо исповедовать Веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели".

Нынешние апологеты экуменизма договариваются до того, что утверждают:

"Всякий переход из Православия в католичество и обратно есть заблуждение".

Это говорит не какой-нибудь околоцерковный журналист типа А.Нежного, а сам председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский Кирилл (Гундяев). А чего стоят другие "перлы" из уст этого архипастыря:

"Наша Церковь уважает свободу проповеди, право каждого человека менять убеждения (?! - ред.) Но верность многолетним братским отношениям с римо-католиками (нашел братьев! - ред.) не позволяют нам, например, открыть приход где-нибудь в католической стране не с целью окормления паствы, а с целью обращения католиков в Православие. ("Московские новости", №4, 26 января, 1992 г., стр. 20).

Поистине не перестаешь удивляться и невольно задаешься вопросом: да к одной ли и той же Церкви принадлежат Святой Иоанн Кронштадтский и владыка Кирилл?

Отказаться от прозелитизма - это отказаться от благовестия Христова, от проповеди Его Святого Евангелия, едва ли не первой обязанности всякого Православного пастыря. И что же мы видим? Уже в самой России повсеместно торжествует "отказ от прозелитизма" - крестят без канонизации, без научения в основах Православной Веры, исповедуют без надлежащего испытания, без эпитимий, а то и просто на "общей исповеди". Отказ от прозелитизма уже привел к тому, что Россия наполнена крещеными, но среди них днем с огнем не найдешь Православного, и девять из десяти носящих на шее Крест, находятся по сути дела в состоянии анафемы, поскольку годами не исповедуются, не причащаются, не посещают по воскресеньям храма, не живут христианской жизнью, грешат хуже язычников и даже не подозревают, что живут столь греховной жизнью. Как ниневитяне из книги Пророка Ионы, они не умеют отличить правой руки от левой, Веры от суеверия, Православия от лжехристианских заблуждений.

Так почему же некоторые владыки и отцы вместо того, чтобы назидать паству свою в основах Веры Православной, занимаются экуменизмом и насаждают среди по-детски наивных чад Русской Церкви соблазн единения с еретиками? Ведь не могут же не понимать высокообразованные богословы, имеющие докторские степени, прошедшие курсы семинарий и академий, начитанные в Писании и Святых Отцах, знающие каноны Святой Церкви, что вся она, едиными устами и единым сердцем всех своих Отцов анафемствует и проклинает всякую ересь, всякое искажение Святых ее догматов, всякое общение с еретиками вплоть до того, чтобы не есть с ними за одним столом и не приветствовать их при встрече на улицах. Чем объяснить, что "православные" богословы-экуменисты, зная все это, продолжают не только сами общение с еретиками (ересь, кстати, Церковь именует зловерием), чем объяснить это, как ни тем, что творят они зло сознательно и учат тому и паству свою. Ведь прежде чем насадить зловерие, надобно лишить человека истинной Веры, а как это сделаешь, если прежде принятия крещения прозелит, то есть обращенный, изучал бы основы Православной Веры? Ведь почти всё, что крещеные знают о Церкви, приходит к ним по слухам, не из первоисточника, а из мутных вод растленных средств массовой информации, находящихся в руках у врагов Божиих, некогда распявших Его и до сих пор надругаюшихся над Его Телом - Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью.



Следующая статья     Содержание номера