В небе над Курской дугой Чёрная Сотня № 65-66

О. А. Сваталов


 ...В ходе этой битвы гитлеровской военной машине был нанесён сокрушительный удар, в результате которого немецко-фашистское командование вынуждено было окончательно отказаться от наступательной стратегии и перейти к стратегической обороне."
Г.К.Жуков.
После поражений под Москвой и Сталинградом немецкое командование отдавало себе от-чет в том, что исход войны будет зависеть от лет-ней кампании 1943 года. Если Вермахт вер-нет себе инициативу, то у него появится вто-рой шанс захватить Москву, если же нет, то Русская Ар--мия откроет себе путь в Европу.

Летом 1943 года немецкое командование за-пла-нировало мощное наступление с целью окру-жить и уничтожить более чем миллионную груп-пи-ровку Русских войск в районе Курского вы-сту--па, и, тем самым, захватить стратегическую ини--циа-тиву. За годы войны они привыкли к та-ким ситуациям, а весеннее наступление 1943 го-да, в результате которого были захвачены Харь--ков, Орел и Белгород, внушало им уверен-ность в своих силах.

Битва на Курской Дуге стала величайшим тан-ковым сражением. Но мало кто знает, что над Курском происходило не менее значительное сражение воз-душное...

Какими же силами располагали противники к началу Курской битвы, к 5 июля? Учитывая горь-кий опыт поражений в небе Сталинграда и Ку-бани, за счет оголения других участков фронта, нем-цам уда-лось создать две мощные ударные груп-пировки. Од-на, из 730 самолетов, обеспечи-ва-ла наступление с се-вера. Южная группировка вклю-чала около 1100 ма-шин. По данным ан-глий-ского историка Дэвида Г.Чан-длера, под-держ-ку немецкой группировки перед началом Кур-ской битвы осуществляли 1800 само-ле-тов.

По данным же штаба ВВС Русской Армии ави--а-ционная группировка противника в районе Кур--с-кого выступа насчитывала 2050 самолетов, из них: 1200 бомбардировщиков, 100 штурмо-ви-ков, 600 ист-ре-бителей и 150 разведчиков.

Для Кур-ской битвы нем-цы стянули к фронту ряд специальных эс-кад-ри-лий "Юнкерсов-87", вооруженных пушками и пред-назначенных для борьбы с танками, а также но--вые двухмоторные штурмовики. Имелись так-же многоцелевые двухмоторные самолеты-бомбардировщики.

В составе Русской авиации к началу сражений на Курской Дуге насчитывалось 2900 самолетов: 1062 ист-ребителя, 940 штурмовиков, 500 днев-ных и 400 ноч-ных бомбардировщиков. К момен-ту начала Кур-ской битвы в распоряжении лет-чиков появились эф-фективные противотанковые бомбы.

К лету 1943 года тех--ни-ческие характеристики но-вых Отечествен-ных самоле-тов значительно во-зросли и прибли-зи-лись к харак-те-ристикам не-мецких машин, но все же преимущество в тех-нических характе-рис-тиках оставалось за немец-кой стороной.

По скорости немецкие самолеты значительно пре-восходили наши, особенно в этом плане от-ли-чался ист-ре-битель "Фокке-вульф". Наши лет-чи-ки отмеча-ли, что немцы часто уходили от пре-сле-дования, пи-ки-руя к земле, если это позволяла вы-сота. Однако они редко ввязывались в ближ-ний бой, так как на-ши самолеты были более ма--нев-ренными.

Основной задачей, стоящей перед Русскими пи--лотами, было прикрытие сухопутных войск от авиации про-тивника и сопровождение своих бом-бардиров-щиков. Уже одно это заставляло их вести в основном, обо-ронительные бои с не-мец-кими истребителями. Перед немецкими лет-чиками-истребителями стояла дру-гая первосте-пен-ная задача - уничтожение само-ле-тов про-тив-ника, а сухопутные войска должны были по-ла-гать-ся на собственные средства противовоздуш-ной обороны, которых у них было в избытке. При таком подходе немецкие пилоты чаще ис-поль-зовали тактику "свободной охоты" и выби-ра-ли в качестве целей самолеты-бомбардиров-щи-ки и штур-мовики.

Особые надежды наше командование возла-га-ло на одномоторный штурмовик Ил-2, имевший не-ве-ро-ятную живучесть. Американский писатель М.Кэй-дин в своей книге "Тигры говорят" пишет: "В Люфт-ваффе широкую известность получил сле-дующий слу-чай: для перехватывавших Ил-2 че-тырех истреби-телей, вооруженных пушками и пу-леметами, одинокий Русский штурмовик был, что называется, "лакомым ку-сочком". Первый ист-ребитель зашел в хвост "ле-тающему танку" и выпустил по нему весь свой бое-запас - никакого ви-димого эффекта. Один за другим остальные три истребителя проделали то же самое, но штур-мовик продолжал лететь. Не верящий своим гла-зам немецкий летчик связался по рации с другим пи-лотом звена и спросил, почему этот Русский са--мо-лет не падает. И тут же услышал ставший клас--сическим ответ: "Господин полковник, ежа сза-ди не уку-сишь".

Еще надо отметить, что командование Люфт-ваф-фе рассчитывало на высокую квалификацию и так-ти-чес-кую грамотность своих пилотов. До-ста-точно ска-зать, что минимальный налет лет-чи-ков-истребителей со-ставлял 150-450 часов, то-гда как наши летчики бросались в бой после 6-10 часов налета. Как не вспом-нить Чечню и на-ших 18-летних мальчишек...

…На рассвете 5 июля немецкие танки и пехота по-сле ударов артиллерии и авиации, перешли в на--ступление. Авиация противника, группами по 100-150 самолетов, массированными бомбовыми уда-рами и штурмовыми налетами по боевым по-ряд-кам Русской Армии поддержала продвиже-ние немецких войск. Каждой новой атаке тан-ковых удар-ных группировок предшествовал мас-си--рованный удар пикировщиков. Только в пер-вый день боёв не-мецкая авиация совершила в рай-оне Курского вы-ступа 5443 вылета к линии фронта. Русскими ВВС было совершено 3385 вы-летов. Как мы ви-дим, немцы использовали свою авиацию ин-тен-сивнее, применяя при этом большие группы истре-бителей для уничто-жения Русских само-лё-тов.

Первыми преграждали немцам путь лётчики-ист--ребители. Эскадрилья 54-го гвардейского ист-ре-би-тель-ного авиаполка вылетела на задание с рас-светом 5 июля. Противника долго искать не приш-лось: груп-па "Юнкерсов" появилась на встреч-ном курсе. Ист-ре-бители в два звена сходу устре-мились в атаку и от-крыли огнь. После мет-кой очереди капитана командира эскадрильи И.Ф.Балюка и его заме-с-ти-теля лейтенанта Я.Д.Ми-хай-лина задымили и пошли к земле два бомбарди-ров-щика. Но в это время сзади и справа по-явились "Мессеры", ко-торые спешили на вы-ручку своим. Один из них пошёл в атаку на са-молёт Н.Максименко, но немцу не хватило мгновения - его сразил мет-ким огнём Балюк. Уничтожив 8 немецких самолётов, звенья вер-нулись домой в полном составе.

В небе над Курском каждый был героем, каждый летчик заслуживает отдельного рас-ска-за...

... Два друга, два лейтенанта - И.И.Ме-ще-ря-ков и М.И.Шилов - летят в одной эскадрилье, ве-домой старшим лейтенантом И.Никоновым.

Летчики бросают взгляд на землю. Где она сей-час, эта линия фронта? Внизу сплошное море ог-ня, спо-лохи взрывов. Вспыхивают, как спичеч-ные коробки, и чадят чёрным дымом горящие тан-ки. В каждом под-битом танке - своя трагедия, свои убитые, иска-леченные, сгорающие заживо. Но летчикам сейчас не до эмоций. В небе тоже тес-но. Над полыхающей землёй проносятся штур-мовики, повыше - истре-би-те-ли. Ещё выше идут "Пешки" (Пе-2) - наши слав-ные пикирую-щие бомбардировщики. А в стороне - круговерть воз-душного боя. Совсем близко подходят две де-вятки "Юнкерсов". У лётчиков-истребителей че-шутся руки: атаковать бы их! Но свои "Илы" бро--сать нельзя: они пикируют на цель - ар-тил-ле-рийскую батарею крупного ка-либ-ра. Вокруг штур-мовиков небо усеяно ярко вспы-хивающими об-лачками. Вдруг там, где был один из "Илов", возник ог-ромный огненный шар - прямое по-па-дание вра-жес-кого артиллерий-ско-го снаряда в бом--бы. Ни само-лёта, ни белых ку-полов парашю-та, один страшный огонь! Ос-таль-ные штурмовики сомкнулись, опять ата-куют цель. Ещё один штур-мовик, объятый пламенем, идёт к земле. Наш пи-лот не пытается спрыгнуть с парашюта, а на-правляет горящий самолёт на вра-га, и тот вре-зается в расположение батареи, от которой ос-таются только столбы огня и серые брыз-ги земли. За--дание, ценой жизни, летчик вы-полнил. Семёрка "Илов" подвергается атаке "Мессер-шмит--тов", но их отбивают наши истре-би-тели.

... В со-ставе группы экипаж млад-шего лей--те--нан-та Николая Киселева (штурман Юрий Са-харов и стрелок-радист Василий Ско-ро-бога-тов) отправился бом-бить вражеские танки в рай-оне села Бутово Бел-го-родской области.

При подходе к цели бомбардировщики встре-тили вра-жеские истребители, их было больше, чем наших Пе-2. Несмотря на встречу с против-ни-ком, бом-бардировщики продолжали выполнять по-ставленную за-дачу. На немецкие танковые груп-пы падали бомбы, и от прямых попаданий мно-гие танки горели. В небе шёл ожесточённый бой. Немецкие истребители уничтожали наши бом--бардировщики. Огненной струёй был прошит и самолёт Николая Киселёва. Погибли стрелок-ра-дист и штурман. Киселёв мог по-вернуть назад, мог дотянуть неисправную машину до своих, но он направляет горящий самолёт на тан-ковую ко-лон-ну противника, точно так как это сделал в на-чале войны Гастелло. Гружёный бомбами са-мо-лёт, словно торпеда, обрушился на немцев. Ог-ромной силы взрыв потряс землю, уничтожив мно-жество вражес-ких танков. Вот так боролись с оккупантами Русские летчики!

Много споров вокруг причин победы нашего на--рода над Германией. Одни говорят о лучшем во-ору-жении, другие - о правильно выбранной стра-те-гии, третьи - о Русских морозах, которые не по-зволили немцам войти в Москву... Вероятно, все это верно, но главными причинами все же яв-ляются две: Божие заступничество и мужество Рус-ского Солдата...

В отличие от немецких пилотов, каждый Рус-ский лётчик понимал, что он воюет за свою Ро-дину на своей же земле, за свой народ и за своё небо над этой землёй, где нет места стер-вят-никам Геринга. По-этому наши молодые лёт-чи-ки, только что при-шед-шие из лётных училищ с восемью часами налёта смело шли в бой с не--мецкими асами и, вопреки всякой логике войны, нем-цы не имели подавляющего преимущества, за-частую проигрывая бои нашим мо-лодым пар-ням, многие из которых погибли, но не испу-га-лись, не спасовали перед врагом. Таков уж Русский дух!

Немецким танковым соединениям пришлось не-сладко под огнём и бомбами Русских штур-мо-виков Ил-2. Именно на Курской Дуге "Илы" впервые в массовых количествах приме-ни-ли новинку - авиаци-он-ную кумулятивную бом-бу.

Попавший в плен немецкий офицер так рас-ска-зывал об одной из атак Русских штурмовиков:

"6 июля в 5 утра на нашу группу танков, ко-торых было не менее сотни, обрушились Рус-ские штур-мо-вики. Эффект от их действия был не-виданный. При первой же атаке одна из групп раз-била и сожгла око-ло 20 танков, другая группа об-ру-шилась на отдыхавший в автобусах мото-стрел-ковый батальон. На наши головы градом по-сы-пались бомбы мелкого калибра и снаряды. Было сожжено 90 машин и убито 120 человек. За время войны на Восточном фронте я не видел бо-лее эффективного воздействия Русской ави-а-ции".

В первый день применения новых противо-тан--ковых бомб было уничтожено 70 танков про-тив-ника, а за первые пять дней битвы только лёт-чиками унич-то-жены 442 немецких танка.

Справедливости ради, следует отметить, что и нашим танковым соединениям пришлось тяжело под ударами немецкой авиации.

8 июля 1943 года, на третий день немецкого на-ступления, было обнаружено выдвижение тан-ко-вой бригады Русской Армии во фланг 2-го тан-кового кор-пуса СС под Белгородом. Четыре эс-кадрильи "Хейнкель-129", базировавшиеся в Ми-кояновке, по 16 самолётов каждая, атаковали цель по очереди: по-ка одна вела штурмовку, вто-рая возвращалась на аэродром, третья заправ-ля-лась и довооружалась, а чет-вёртая была на мар-шруте к цели. Танковая бригада фактически пол-ностью потеряла боеспособность, бо-лее 80 тан-ков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами.

12 июня, когда наши войска силами Брянского Фрон-та и, особенно, 3-й Армии, перешли в контр--наступление, в прорыв был брошен 1-й тан-ко-вый кор-пус. Однако 580 "Юнкерсов-87" упре--дили наших тан-кистов. Корпус подвергся та-кой интенсивной бом-бардировке, что был раз-бит и полностью потерял бо-е-способность. Четыре дня его приводили в порядок, по-сле чего он опять был брошен на фронт и опять под-вергся не менее интенсивной бомбардировке. Свою за--да-чу по прорыву 1-й корпус не выполнил. Это был, пожалуй, единственный случай во время войны, когда наземные войска были разбиты только ударами с воздуха.

Подобные успешные операции Люфтваффе повторялись неоднократно. Наши, несмотря на от--дель-ные тяжелые поражения, сопротивлялись отчаянно.

... На Русский аэродром под прикрытием истребителей шли немецкие бомбардировщики. На перехват противника поднялись "Яки". Взле-тел и стар-ший лейтенант Н.Гулаев. Недал-ко от аэродрома он увидел три "Юнкерса". На-брав на малой высоте ско-рость, лётчик сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбарди-ров-щику, сбил его первой же оче-редью. Затем ата-ковал второй бомбардировщик, но боепри-па-сов было слишком мало. Очень скоро пу--ле-мет Рус-ского летчика замолчал, и он решил та-ра-нить противника. Левая плоскость истребителя вре--за-лась в правое крыло "Юнкерса". Страшный удар со-тряс два самолета: мощный "Юнкерс", дваж-ды пе-ревернувшись, камнем рухнул на землю вме-сте с не-мецкими летчиками. Красное пламя взрыва на по-ле - вот что увидел Гулаев, успевший вы-прыгнуть из самолета и раскрыть парашют. Ви-дел он и свой лег-кий "Як", который, как ба-боч-ка с поломанным кры-лом, неуклюже упал прямо на деревья...

Несмотря на большие потери, немцы упрямо продолжали идти вперёд.

6 июля активность немецкой авиации несколько снизилась, было совершено 2100 вы-ле-тов. Как и в пер-вый день боёв, Русские лётчики по-казывали об-разцы стойкости и героизма, а так-же лётного мастерства.

В этот день совершил свой бессмертный по-двиг за-меститель командира одной из эскадрилий 2-й воз-душной авиадивизии гвардии старший лей-те-нант А.К.Горовец. 6 июля в 19 часов 40 минут, воз-враща-ясь замыкающим в составе патрули-ро-ва-ния на свой аэрод-ром, он заметил большую груп-пу бомбарди-ров-щиков противника, летевших в восточном направ-ле-нии. "Бомберы!", - напря-гая голос, закричал стар-ший лейтенант. Горовец устремился на немецкие бомбардировщики, уве-рен-ный, что пре-ду-предил своих. Лётчик еще не знал, что его ни-кто не услышал - рация была неисправна. Рус-ский самолет оказался в бою один против двад---цати трех самолетов врага. Но и один в по--ле воин, коли по-Русски скроен! Высота позволяла атаковать сходу. Первое зве-но "Юнкерсов-87" оказалось под истребите-лем и, не раздумывая, старший лейтенант пошёл в атаку. В прицеле показался чёрный самолёт, и летчик открыл огонь из пушек. Ему некогда было сле-дить куда затем упал сби-тый им бом-бардиров-щик. Он вышел из пикирования и снова набрал вы-соту. Выбрал крайний "Юнкерс", от-крыл огонь и во-время успел отвернуть в сторону, а то бы пострадал от летящих кусков сбитого им самолёта.

Только после второй атаки Александр Го-ро-вец понял, что он один, а перед ним строй не-мец-ких бом-бар-ди-ров-щиков. Напрасно он звал по радио своих товарищей, напрасно высматривал в небе знакомые очертания наших лобастых ист-ре--бителей... Стало страшно. Хотелось отдать руч-ку от себя - и сразу по-те-ряешь высоту и вый-дешь из боя. Кто осудил бы его за это? Но он продолжал битву в одиночку. Он должен сбивать немецкие самолеты, атаковать их из лю-бо-го положения, при пикировании и наборе вы-со-ты, и сбивать, сбивать, сбивать, пока у него ещё есть снаряды в пушках, а в баках - горючее. Он обя-зан драться и побеждать!

Атака следовала за атакой. Порой ему ка-за-лось, что от страшных перегрузок у самолёта свер-нутся кры-лья. Вот вновь на мгновение мель-кнуло брюхо вра-жеского бомбардировщика с си-ни-ми подтёками бен-зина. Пальцы впились в га-шет-ку. "Юнкерс" вспыхнул и стал разваливать-ся. Три есть! Немецкие лётчики перестроились: ме-сто сбитого ведущего занял новый лётчик. Надо его сбить! Любой ценой!

Горовец понёсся на врага, перевернув самолёт. Не-мецкий лётчик не ожидал атаки из трудного по--ло-жения. Короткая очередь и на этот раз ока-за--лась при-цельной. Сбитый самолёт завертелся в воздухе и начал падать.

После некоторой растерянности немецкие лёт-чи-ки вновь сомкнули строй, чтобы организовать на-дёжную оборону. Но и это не помогло! Вот за-горелся очеред-ной "Юнкерс". Пламя неохотно лиз-нуло плоскости и сразу перекинулось на мо-тор. Повалил чёрный дым. "Осталось восемнад-цать!",- торжествующе отметил очередную победу лётчик.

Пушки Русского истребителя били наповал - оче--редной "Юнкерс" с чёрными крестами, ку-выр-каясь, полетел к земле.

Когда Горовец начал атаку, он успел сосчи-тать все немецкие самолёты. Сейчас оставалось пят--над-цать... Атаки Горовца были дерзкими и стре-митель-ными. Он посылал очереди одну за дру-гой. Одни бомбардировщики горели, если сна-ря-ды попадали в баки с бензином и моторы, дру-гие разваливались в воздухе и к земле летели об-лом-ки, третьи входили в штопор и взрывались уже на земле. Немецкие лётчики маневрировали, ста-рались сбить Русский истребитель, но в каж-дом поединке А.Горовец одерживал победу. И вот на землю упал очередной "Юнкерс". Девять "Юн-керсов" догорали на той земле, которую фа-шис-ты хотели превратить в пожарище. Сейчас не-мецкие асы горели в этом пожарище сами!

Вызванное немцами подкрепление из шести "Мессершмиттов" неожиданно появилось сверху. Наш летчик не отвернул перед фашистами. Паль-цы изо всей силы давили на гашетку, но пушка мол-чала - снарядов больше не было. Пулемет то-же остался без патронов. Немецкие лётчики по-няли, что Русский истребитель больше не стра-шен, и бросились в атаку со всех сторон. Горовец уме-ло маневрировал, но шесть "Мессеров", ведо-мых опытными летчиками, полными свежих сил, со всех сторон обстреливали одинокий Русский ист-ребитель. Горовец уходил вправо, влево, ки-дал машину вниз и вверх, но вот огненная трасса от пушек ударила по его кабине. Лётчик послед-ний раз потянул ручку, но машина уже не слушалась...

А.К.Горовцу по-смертно присвоено звание Героя.

В этот же день открыл свой новый боевой счёт лётчик-истребитель Алексей Маресьев, ко-то-рый, потеряв 15 месяцев назад обе ноги, летал те-перь с протезами на истребителе Ла-5. За два дня боёв он сбил пять самолётов противника.

12 июля наступление немецких войск было ос-тановлено. В этот день эпицентром сражения стал район западнее Прохоровки. Русское ко-ман-дование решило мощным контрударом уни-что-жить вклинив-шуюся в наш тыл группу про-тив-ника. В 8 часов 30 ми-нут 5-я гвардейская тан-ковая армия генерала П.А.Ротмистрова перешла в наступление. Почти одновременно пе-ре-шли в наступление и немецкие тан-ковые ди-визии СС: "Мёртвая голова", "Рейх" и "Адольф Гит-лер", всего около 400 танков. Разверну-лось са--мое крупное танковое сражение за всю ис-то-рию войн. С обеих сторон в районе Прохоровки в нём участвовало до 1200 танков и самоходных орудий.

Одновременно над танковым полем боя на-ча-лись и воздушные бои. Вот свидетельство участ-ника воз-душных боёв над Прохоровкой дваж-ды Героя Совет-с-кого Союза генерал-майора авиации К.А.Евстиг-не-ева, одного из лучших асов Рус-ской авиации (300 бо-евых вылетов, 120 воз-душ-ных боёв, 53 личные победы и 3 - в группе):

"12 июля наша эскадрилья три раза вылетала к это-му полю сражения. Нам казалось, всё сме-ша-лось на земле, как в кромешном аду: горели т-ни танков и спецмашин, воздух насытился ды-мом, чадом и гарью; трассы зенитных сна-ря-дов, купола парашютов, горящие самолёты, ды-мя-щие огненными хвостами...

Сорок минут дрались мы под огнём зениток, "Мес--сершмиттов" и "Юнкерсов". Провели два боя, сор-вали удары пяти девяток бомбардиров-щи-ков, сби-ли шесть немецких самолётов. И что характерно: бои начинали на высоте 1100-1200 мет-ров и доходили до бреющего полёта. Как толь-ко схватка закан-чива-лась, мы уходили наверх".

В Курской битве принимал уча-стие и лётчик Бе--ре-говой - будущий космонавт. Он летал на штур-мо-ви-ке Ил-2, был сбит, упал на нейтраль-ную полосу и как потом говорил, чудом добрался до своих.

12 июля наступление немцев было останов-ле-но. В этот день войска Брян-ского и Западных фрон-тов пе-решли в контрнаступление.

Между тем, бои на Курской Дуге про-должа-лись. Немецкие войска ока-зы-вали упорное сопро-тив-ление. В районе севернее Курска и Белгорода нем-цы бросили в бой 17 танковых, 2 мото-ри-зо-ван-ные и 18 пехотных ди-визий. Эти усилия им обошлись в 70 тысяч убитых сол-дат и офицеров, сот-ни уничтоженных танков, ору-дий и самолётов. За 12 июля Русская авиация в 72 воз-душных бо-ях сбила 86 самолётов противника, но и сама по-теряла 59.

Курская битва закончилась нашей победой через 50 дней по-сле пер-вых залпов, прогремевших 5 июля.

Общие потери Русских войск за период Кур-ской битвы составили, по советским данным, при-мерно 2000 самолётов. По этим же данным, за указанный пе-риод было уничтожено 3700 немецких самолётов (последняя цифра представляется неправдоподобной - ведь к началу боёв нем-цы стянули в район Курской дуги 2050 са-мо-лётов, а о полном истреблении Люфт-ваффе нет сведений ни с той, ни с другой стороны).

Описывая ожесточённые боевые действия в не-бе над Курской дугой, хотелось бы рассказать о лучших асах Второй мировой войны, прини-мавших учас-тие в боях над Курском как с нашей, так и с немецкой сторон.

Одним из самых известных лётчиков-истре-бителей на-ших ВВС является трижды Герой СССР Иван Кожедуб.

Родился Иван Никитич Кожедуб 8 июня 1920 года в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 году в аэроклубе закончил учёбу на У-2. Годом позже его направили в Чугуевскую шко-лу военных лётчиков. Как один из лучших кур-сантов, он остался на должности инструктора. По-сле начала войны на фронт не попал, а вместе со всем персоналом школы был эва-куирован в Сред-нюю Азию. После многих ра-пор-тов с прось-бой направить его на фронт, в ноябре 1942 года он, наконец, получил направление.

Первый боевой вылет Кожедуб совершил 26 мар--та 1943 года, который оказался неудачным. Во вре-мя ата-ки на пару "Мессершмиттов" его "Ла-воч-кин" был повреждён противником, и пилот ед-ва смог до-вести самолёт до аэродрома. Боевая ма-шина не под-давалась восстановлению.

Первую воздушную победу Иван Кожедуб одер--жал 6 июля 1943 года именно в боях на Курской дуге.

Днём позже он сбил ещё один самолёт про-тив-ника, а 9 июля уничтожил 2 "Мессершмитта-109". В ок-тябре этого же года на его счету бы-ло уже 20 сбитых са-молётов, а в феврале 1944 года молодому пилоту бы-ло присвоено зва-ние Героя.

В мае 1944 года Иван Кожедуб получил в по--да-рок от колхозника Ивана Конева самолёт (день-ги на самолёт собирались всем колхозом, но ини-циатива при-надлежала И.Коневу), и уже несколько дней спустя он сбил ещё 7 ма-шин про-тивника, в том числе - 5 "Фокке-Вульфов-190". После это-го Ивану Кожедубу было при-сво-е-но зва-ние Героя вторично.

В августе 1944 года его назначают замести-те-лем ко-мандира авиаполка. В это время полк по-лучил но-вый истребитель - Ла-7. На таком са-молёте Ко-же-дуб провоевал до конца войны, сбил 17 машин про-тивника, в том числе и реак-тив-ный Ме-262. По-следние воздушные побе-ды он одержал 17 апреля 1945 года, сбив над Бер-лином 2 самолёта.

Уже после окончания войны, в августе 1945 года, ему в третий раз присвоено звание Героя. За-кончил он войну в 24 года в звании капитана. В 1943-1945 го-дах Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов, участ-вовал в 120 воздушных бо-ях, во время которых сбил 62 самолёта про-тивника.


Нашим летчиком противостояли соперники бо-лее под-готовленные и не менее отважные. Во-лей-неволей про-никаешься уважением к тем вра-гам, которые умело и мужественно бились по ту сто-рону фронта. Не-на-вис-ти достойны не солдаты, а те, кто развязал Вторую Ми-ровую войну и стра-вил два великих народа. Нам же надо из-вле-кать уроки и делать верные выводы, что-бы из-бе-жать новых кровопролитных войн.

Думаю, мы не заденем чувств наших патри-о-тов, на-ших военных летчиков, если отдадим дол-жное мас-терст-ву и героизму противников. Мы можем испы-тывать только гордость от того, что в итоге победили та-кого опасного врага, как Гер-мания с ее летчиками-асами.

Лучшим асом Люфтваффе во время Второй Ми-ро-вой вой-ны был Эрих Хартман с 352 офици-аль-ными побе-да-ми. За время войны Хартман со-вершил 1425 бое-вых вылетов и принял участие бо-лее чем в 800 воз-душ-ных боях. Он родился 19 апреля 1922 года в Вей-сзахе. Эрих пошёл по сто-пам своей матери, Эли-за-бет Махтхольф, ко-то-рая была лётчицей-спортсмен-кой. В 1936 году она организовала недалеко от Штут-гарта клуб пла-неристов, где её сын учился летать. В 1938 году, когда Эриху исполнилось 16 лет и он стал ин-структором планерного спорта, мать начала обу---чать его пилотировать самолёты.

Хартман, которого прозвали "Буби" (детка), офор--мился в крепкого, красивого белокурого мо-ло-дого че-лове-ка с ярко выраженными нордичес-ки-ми чертами. 15 октября 1940 года он был на--правлен в 10-й военно-учеб-ный полк Люфтваф-фе в Нойкурене. В начале 1942 года Эрих был на-правлен во вторую школу лёт-чиков-истреби-те-лей. В августе 1942 году Хартман по-пал на Кавказ.

В дальнейшем его судьба очень похожа на судь-бу Кожедуба.

Ему вначале также не повезло. Во время треть-его бо-евого вылета он оказался в самой гу-ще боя, рас-те-рялся и сделал всё не так, как на-до. Попал в зону об-стрела ведущего, вместо то-го, чтобы прикрыть его тыл, заблудился, поте-рял скорость и сел на под-сол-неч-ное поле, выведя из строя самолёт. Добрался до аэро-дрома на ар-мейс-ком грузовике, получил жесто-чай-ший на-го-няй и был на три дня отстранён от полё-тов. Эрих поклялся не совершать таких ошибок.

5 ноября 1942 года Хартман сбил свой первый са--мо-лёт - Ил-2. Возбуждённый такой победой, он не заметил, что сзади к нему подобрался наш истре-би-тель, который и сбил его. Однако сам Хартман остался жив.

Вторую победу Хартман записал на свой бо-е-вой счёт только 27 января 1943 года. Немецкие лёт-чики го-ворили, что теми, кто медленно на-чи-на-ет, овладевает "но-вичковая лихорадка". Эрих Хартман излечился от своей "лихорадки" только в апреле 1943 года, ко-гда в один день сбил не-сколько самолётов. Это было начало.

7 июля 1943 года во время битвы на Курской дуге он сбил 7 Русских самолётов. Приёмы воз-душного боя, которые применял Хартман, были сле--дующие: он старался, прежде чем открыть огонь, как можно ближе подобраться к про-тив-ни-ку. Сам он вспоминал, что нажимал на гашетку толь-ко тогда, "... когда вражеский самолёт уже за-слонял собой весь белый свет". Эта тактика бы-ла опасной: Хартмана 16 раз прижимали к зем-ле, и три раза его самолёт получал сильные по-вреждения от разлетающихся обломков его жертв. Удивительно, что его самого ни разу даже не задело. 20 сентября 1943 года в день своей 90-й победы Хартману едва удалось избежать ги-бели: он был сбит над Русской территорией и по-пал в плен. Чтобы ослабить бдительность ох-ра-ны, прикинулся тяжелораненым. Его бросили в кузов грузовика. Через несколько часов над ма-шиной на бреющем полёте пролетел немецкий пи-кирующий бомбардировщик. Шофёр вместе с двумя охранниками побежали в укрытие. Харт-ман тоже побежал, но в противоположную сто-ро-ну. Он шёл к линии фронта по ночам, а днём прятался в лесах, пока не достиг немецких окопов. Слава Эриха Хартмана с каждым днём росла по обе стороны фронта. Геббельсовская пропаган-да нарекла его "белокурым германским рыца-рем", а для Русских он был "чёрным дьяволом Ук-раины".

Его искусство воздушной стрельбы стало ле-гендой и было решающим фактором, сделав-шим Эриха столь выдающимся асом. Ведомый Харт-мана рассказывал, что когда полёт Харт-мана проходил вблизи Русского истребителя со сто-роны хвоста, он слегка нажимал на гашетку, ко-гда на мгновение линия прицеливания при-хо-ди-лась на самолёт, и единственный снаряд со-вер-шенно точно ударялся в Русскую машину и разносил её в клочья.

В начале 1944 года Хартман стал командиром эс-кадрильи. Его боевой счёт рос не по дням, а по часам. Только в августе 1944 году он сбил 78 наших самолётов, причём 19 из них - за два дня. Лучшим его достижением в одном боевом вы-лете - 6 сбитых машин.

24 августа 1944 года оказался его лучшим днём с 11-ю победами в двух боевых вылетах. Он стал первым человеком в истории, сбившим 300 машин в воздушных боях. После этого, в знак признания необыкновенного числа его побед, Гит-лер собственноручно наградил "Буби" Ры-цар-с-ким Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами к нему.

Последнюю, 352-ю, победу майор Хартман одер-жал в последний день войны в небе над Бру-эном, сбив наш самолёт.

Совершив последний, 1425-й, боевой вылет, он приказал своим подчинённым сжечь уцелевшие машины и, спасаясь от Русских, направиться в сто-рону американских позиций, где и сдаться в плен.

16 мая всю группу, включая женщин и детей, пе-редали нашим оккупационным властям. Сле-дующие 10 лет Эрих Хартман провёл в лагерях на территории СССР. 15 октября 1955 года его осво-бодили и разрешили вернуться в Германию, где его ждала верная супруга Урсула.

В 50-х годах Эрих Хартман участвовал в со-здании авиации Бундесвера.

В 1959 году он получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтгофен". До-слу-жив-шись до полковника, ушёл в отставку и дожи-вал свой век в пригороде Штутгарта. Умер Эрих Харт-ман недавно, в сентябре 1993 года.

Подводя черту о лучших асах Второй мировой вой-ны, хотелось бы привести по три самых луч-ших, как с нашей стороны, так и с немецкой.

Русские ВВС:

1. Генерал-майор Кожедуб И.Н. - 62 победы;
2. Гвардии полковник Покрышкин А.Л. - 59 побед.
3. Гвардии капитан Речкалов Г.А. - 56 побед.

Люфтваффе:

1. Майор Эрих Хартман - 352 победы;
2. Майор Герхард Баркхорн - 301 победа;
3. Майор Гюнтер Ралл - 275 побед.
Следует сказать, что немцы были очень до-тош-ны в статистике и очень консервативны в ме-тодике подсчёта. Система Люфтваффе работала следующим об-ра-зом: один сбитый самолёт, точно определённый фо-топулемётом или свидетелями, давал один пол-ный зачёт независимо от числа двигателей на сби-том самолёте; самолёт записывался на личный счёт только в том случае, если он был зафик-си-ро-ван разрушившимся в воздухе, объятый пла-ме-нем, покинутый своим пилотом в воздухе или за-фиксировано его падение на землю и разру-ше-ние. Для оформления победы лётчик Люфт-ва-ффе заполнял формуляр, который состоял из 21-го пункта. В них довольно подробно пилот дол-жен был написать время и место, где был сбит самолёт неприятеля, высоту полёта, способ унич-тожения, судьбу экипажа. К рапорту о сби-том самолёте прикладывался доклад о про-ве-дён-ном бое, записанный свидетелем. По немецким данным, в течение операции "Цитадель", Люфтваффе совершили 37421 бо-е-вой вылет и сбили 1735 самолётов противника. 20000 тонн бомб было сброшено, и уничтожено 1100 танков и 1300 единиц другой боевой тех-ники. Вероятно, механизм преувеличения не-мец-ких потерь в самолётах, в частности от зениток происходил от "двойного учёта", когда один и тот же упав-ший "фашистский стервятник" записывался на счёт двух и более батарей. Видимо, происходила пу-таница и у лётчиков при учёте групповых по-бед, которых не было в Люфтваффе.

Редакция газеты "Чёрная Сотня" вы-ра-жает бла-годарность сотрудникам музея-ди-орамы "Кур-с-кая битва" г. Бел-города за пре-доставленный ис-торико-архивный материал, под-готовленный В.Л.Акапьевым, который послужил до-пол-нением к этой статье.



Содержание номера