Беседа с Православным священником, которого власть хотела назвать вандалом. |
Чёрная Сотня № 69-70 |
В одном из номеров Черной Сотни мы писали об отце Алексии Кагирине, который, не убоявшись уголовного наказания, на стендах, изображавших сцену блуда и расставленных по всему городу, писал яркой краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Во время этой акции о.Алексий был задержан органами милиции и против него было возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм».
С отцом Алексием встретился редактор «Черной Сотни» Александр Робертович Штильмарк.
Александр Робертович: - Случай этот достаточно неординарный, у Вас были какие-либо недоразумения с Патриархией? Не осуждали там Ваш поступок?
Отец Алексий: - После прекращения уголовного дела за отсутствием состава преступления об этом в Патриархии не вспоминают. Никаких прещений со стороны Владыки не было, а если не было прещения, это можно истолковать как неосуждение данного деяния.
Александр Робертович: - А что Вас заставило пойти на такой решительный шаг? Можно бороться за нравственность проповедями, статьями, выступлениями на Православных радиостанциях, много еще есть так называемых «цивилизованных» способов борьбы. Мне, например, трудно представить мирянина, который бы осмелился вот так среди бела дня подойти с краской к плакату, который стоит тысячи долларов, и сделать на нем надпись. До сих пор не верится, что на такой шаг мог пойти священник. Как Вы набрались смелости?
Отец Алексий: - Это послушание, есть в Церкви такое понятие. Ты доверяешь своему духовному отцу, ты знаешь, что в предыдущих 99 случаях он оказывался правым, не ошибался, и ты, даже если сомневаешься в его совете, все равно выполняешь его. Так что я выполнял послушание своего духовного отца. К тому же, и это не менее важно, священнический крест, священнический сан и даже подрясник обязывают. Если мирянин еще может пройти мимо безобразия, то священник на то и поставлен, как солдат на границе, чтобы пресекать эти безобразия. Я отец пятерых детей, я прекрасно понимаю, что дети не так как взрослые реагируют на окружающий мир. Если мы с вами проезжаем мимо какой-то явной мерзости, то я могу сказать, что у меня сейчас нет ни времени, ни сил на это реагировать, и взрослый поймет меня. Но ребенок не примет никаких подобных доводов, он понимает однозначно: черное - белое. Если отец не реагирует на какие-то вещи, проходит мимо, значит, любые слова потом по поводу данных безобразий буут не совсем правдой, раз можно было мимо этого пройти. Пройти один раз, два, три. А потом ребенок спросит: «Папа, а что ты так возмущаешься? Ты же мимо этого спокойно проходишь?» Защитить детей, не только своих, но и вообще детей, не допустить, что ребенок ходит мимо рекламы, на которой женщина лежит в недвусмысленной позе на мужчине - это естественная реакция каждого психически здорового человека. Некоторые батюшки тоже мне говорили: «Ну, зачем такая экстравагантность, зачем священнику лазать по заборам, это же неуважение к сану...
Александр Робертович: - Можно еще добавить модное ныне слово «Экстремизм»... Отец Алексий, Вы действовали от своего имени или от имени «Комитета за Нравственное Возрождение Отечества»?
Отец Алексий: - Иногда меня привлекают к той или иной работе в комитете, в частности, к упомянутой Вами акции.
Александр Робертович: - Не было ли в этой акции политических целей? Не приписывают ли Вам нападок именно на Лужкова?
Отец Алексий: - Нет, нет. Нас волновал разврат, открыто пропагандируемый на улицах Москвы, конкретно Лужков в данном случае интересовал нас только потому, что он - руководитель города, в котором происходят безобразия. Кто бы ни был мэром города - Кац, например, или Иванов, это не имело значения, мы боролись не за политические цели, а против разгула порнографии, вышедшей уже на улицы Москвы.
Александр Робертович: -А как отнеслись к Вам в милиции?
Отец Алексий: - Сначала очень спокойно, хотя и посадили рядом с теми, кого задержали за мелкое воровство, за нетрезвый вид, за торговлю в незаконных местах. Потом отношение изменилось к худшему. В одном я милиции благодарен, в том, что они не дали возможности НТВ делать съемки без моего согласия. Но в целом чувствовалось, что милиция ждала сигнала, реакции каких-то чинов из МВД, которые все гадали: не стоит ли за нами какая-то сила. Они были уверены, что эта акция направлена лично против Лужкова, что это - акция политическая. Но самой нелепой и смешной была версия следующая. Они никак не могли взять в толк, что человек может возмущаться публичной порнографией, и все время искали более «реальную» подоплеку. Так вот они выдвинули версию о том, что какая-то фирма, занимающаяся контрацепцией, послала нас замазывать плакаты другой фирмы - конкурирующей. И смех и грех. Как бы фирмы дошли до того, что нанимают батюшек для борьбы с конкурентами.
Александр Робертович: - Это надо какое-то патологическое сознание иметь, чтобы додуматься до такого.
Отец Алексий: - Это у них профессиональное, они отрабатывают все версии, даже самые нелепые. Но вот о детях они не вспомнили, а детская тема в нашем обществе - самая болезненная. Оглянитесь - сколько беспризорников! А сколько делается абортов, сколько детей в буквальном смысле слова поедаются, причем живыми!
Александр Робертович: - Не понял Вас, кого поедают живыми?
Отец Алексий: - Не думайте, что я фантазирую. Во многих роддомах уговаривают женщин делать аборты на самых разных стадиях беременности. Многие уже знают, что из органов этих неродившихся детей делают дорогостоящие лекарства. Но мало кто знает, что ряд лекарств делается из детей еще живых, такая уж технология. Берутся пункции головного, спинного мозга у живых еще малышек. Об этом никто, наверное, подробно не напишет никто... Так вот представляете себе, целая цивилизация живет за счет абортов, за счет детей. Чтобы эта цивилизация жила, надо, чтобы убивали детей. И количество беззащитных, убиваемых постоянно наших детей достигает ужасной цифры, по России это составляет 18 тысяч ежедневно! Господь говорил: «Пойду, спущусь сам в Содом, посмотрю так ли велик вопль, который исходит оттуда ко мне». Что же Господу говорить сейчас, когда дети приносятся в жертву интересам людей, которые желают себе крепкого здоровья и благополучия? То есть, счастье строится даже не на несчастье другого, а на уничтожении другого. А эти другие оказались нашими детьми... В России идет война против наших детей.
Александр Робертович: - Сколько времени Вас держали под стражей?
Отец Алексий: - В 107-м отделении милиции меня держали часов шесть, может часом больше, потом отпустили и долгое время не проявляли никакого ко мне интереса. Через некоторое время я сам позвонил туда, и мне сказали, что против меня возбуждено уголовное дело по статье «вандализм». Меня пытались привлечь по этому делу в качестве свидетеля, но это был абсурд, я объяснил, что я - совершитель дела, а не свидетель. Это им надо было для того, чтобы я не мог отказаться от дачи показаний, свидетелю за отказ или ложные показания полагается уголовное наказание, а обвиняемому - нет. Я сказал, что буду давать показания только в качестве обвиняемого. Но вскоре дело закрыли.
Александр Робертович: - Даже суда не было?
Отец Алексий: - Суда не было, у меня нет судимости.
Александр Робертович: - То есть, Вас не наказали даже штрафом?
Отец Алексий: - Нет, не наказали. А щиты подправили, правда, не все. В одних местах переклеили щиты, ведь в рекламе стоит дорого место, а не эти бумажки, которые клеят на стендах, в других местах заклеили мои надписи дерюжкой, кое-где стенды сняли вовсе. Заботились при этом не о престиже фирмы, а о престиже всеми любимого Юрия Михайловича.
Александр Робертович: - Складывается впечатление, что его изберут президентом...
Отец Алексий: - Да, он сейчас повсюду засылает своих эмиссаров, чтобы подключить регионы к сотрудничеству с Москвой. Мол, выберите меня, и будете также хорошо жить, как в Москве, и кольцевую автодорогу построит им Юрий Михайлович вокруг всей России. Москву, вроде бы, не любят, но хотят жить так же богато... Но богатой-то жизни все равно не будет!
Александр Робертович: - Бытует мнение: Церковь вне политики. Что Вы думаете по этому поводу?
Отец Алексий: - А что мы скажем о Патриархе Гермогене, который, сидя в подвале Чудова монастыря, писал по всей России: «Маринкин сын не нужен!» В России Церковь никогда не отстранялась от политических событий, от народной боли. При малолетнем Димитрии Донском был митрополит Алексий, чудотворец Московский; Сергий Радонежский благословлял Димитрия на битву с супостатами, даже двух схимников дал в помощь. А если Русская Православная Церковь не восстала бы против смуты 17 века, успех был бы сомнителен. И то, что многие иерархи и священники в 1917 году отстранились от политики, привело к краху. Я не знаю - политика это или не политика, но в ключевые моменты истории Церковь всегда боролась за Россию. Церковь всегда должна защищать имя Христово. Церковь должна идти в общество, иначе мы будем пасти самих себя, а не нашу паству, которую нам доверил Господь. Мы должны переживать все, что переживают миряне, не уклоняться от ответственности, как бы порой не было страшно.
Александр Робертович: - Некоторые батюшки считают, что участие в патриотическом движении бывает вредно для души. Мол, там царят злоба, гордыня, искушения, нервотрепка.
Отец Алексий: - Тут трудно найти общий рецепт. Возможно, какому-то человеку и вредно участвовать в патриотическом движении по каким-то своим личным качествам, но это редкий, очень редкий случай. В целом говорить, что вредным для души может стать любовь к Отечеству - это, конечно, безумие. Ведь кто не любит отечество земное, тот не наследует Отечества Небесного. Все, что Господь подает нам здесь, он подает как образы того, что ожидает нас там. Для чего Господь дал нам Родину? Если бы Господь не хотел, у нас Родины бы не было, не было бы России, было бы большое мировое государство. Господь дал нам Россию, наверное, для того, чтобы мы ее любили... Поэтому не вдаваясь в рассуждения об отдельно взятом человеке, полезно или не полезно заниматься ему отечестволюбием, скажу, что плохо представляю себе Православного человека, который стал бы хуже от деятельной любви к Родине. Например, о матери должен заботиться каждый человек, и никто не скажет, что это может быть вредным для души. А Родина - это наша общая мать, так как же можно вообще рассуждать - вредно ли ее любить? Если не любишь Родину - ты уже и не человек в полной мере.
Александр Робертович: - У нас возник своеобразный спор с дьяконом Андреем Кураевым. В одном из номеров газеты мы поместили материал о том, как один священник не благословил юношу на вступление в ряды Черной Сотни. В моем открытом письме этому юноше я написал ему о том, что в наше смутное время бывают разные священники и выбирать себе духовника - дело сложное. Для того, чтобы выбрать себе духовника, близкого по духу, я посоветовал ему, в частности, применять своеобразный тест, например: Спросить у священника, как он относится: к экуменизму, к переходу на новый стиль, к переходу на Русский разговорный язык в богослужении, к масонству, к обновленчеству, к Царской Семье, к событиям августа 1991 года и октября 1993-го, к патриотическому движению вообще и к Черной Сотне, в частности. Дьякон Андрей Кураев очень обиделся и написал, что это не тест это, а «хамство». Видимо, он представил дело так, что юноша теперь будет подходить по очереди к батюшкам и, загибая пальцы, перечислять один за другим пункты «теста», теребя батюшку за рясу и требуя немедленного ответа. Конечно, в этом случае это было хамством. Но нельзя же так буквально понимать написанное. Речь-то идет о том, чтобы не спеша и не суетясь, выбрать духовника. Как бы вы сами охарактеризовали нашу заочную дискуссию с дьяконом Андреем Кураевым.
Отец Алексий: - Ну конечно, надо выяснять позицию священника по тем или иным вопросам. Не обязательно даже задавать эти вопросы ему лично, можно внимательно послушать его проповеди. Можно обойтись без прямого «тестирования», но ничего хамского нет в том, если поговорить со священником на интересующие вас темы и спросить его о том, что интересует. Ведь сейчас гражданская война идет не только между политические партиями, эта война пронзает и семьи, и храмы, и священники бывают, действительно, разными. И, конечно, надо духовника выбирать не спеша и серьезно. Святые отцы говорят, что духовника надо испытывать, прежде чем довериться ему, ведь вместо пастыря можно попасть и на какого-нибудь кочеткова-борисова.
Александр Робертович: - Скажите, батюшка, что ждет Россию в ближайшее время?
Отец Алексий: - Мироточат многие иконы. Во все времена это было признаком того, что Господь утешает верующих перед серьезными испытаниями. Демократы не отдадут власть мирным путем, стало быть, они могут попытаться спровоцировать какие-то народные выступления против них, а затем, раздавить эти выступления силой, показав народу, что бесполезно против них бороться. Поэтому мы должны быть мудрыми и на подобные провокации не поддаваться. Сама ситуация говорит о том, что вряд ли мы можем ожидать в ближайшее время чего-то хорошего. Однако, при всех случаях надо уповать на Бога, стараться вести праведный образ жизни и молиться о спасении не только своих душ, но и о спасении России.
Александр Робертович: - Казалось бы, чего проще воцерковиться: ходи по воскресеньям в храм, читай утром и вечером правила, исповедуйся время от времени и не совершай тяжких грехов. Но как это трудно! То одно оправдание найдешь своей лени, то другое!
Отец Алексий: - То, что Вы перечислили - это очень много для современного человека. Но кроме того, что вы перечислили, надо еще читать Евангелие, хотя бы одну главу в день. Ведь когда вам приходит письмо от кого-либо, Вы сразу вскрываете конверт и читаете, правда? А тут сам Господь нам пишет, а мы забываем читать Его заповеди. И исповедоваться надо раз в неделю. Не обязательно причащаться так часто, но хотя бы исповедоваться. Ведь мы же заботимся о чистоте тела, принимаем ванну не реже раза в неделю, обливаемся одеколоном, чтобы дурно не пахнуть, а о смраде души не заботимся, забываем, что душа тоже требует очищения...
Александр Робертович: - Спасибо, батюшка, что нашли время поговорить с нашими читателями.
Отец Алексий: - Желаю Вам твердости в Вашей деятельности. Чтобы земля горела под ногами у врагов Православия и России. Храни Вас Господь!
Следующая статья Содержание номера
|