Владимир Мономах и половцы
|
№ 77-78 |
Много славных князей было на Руси. Об одном из них - Владимире Мономахе, князе, который сумел защитить нашу страну от половцев, - наш сегодняшний рассказ.
У Владимира была продуманная стратегия борьбы с половцами. Он старался бить их на их же земле. Если половецкая стихия - это внезапные набеги, то русские воины были сильнее в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о долгомерные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях (у каждого половца были сменные лошади).
У Владимира все было продумано, вплоть до срока похода: ранней весны. Именно в это время русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном зимнем корму коней половецких.
И вот в конце марта все русские князья, кроме Олега «Гориславича» двинулись на ладьях вниз по Днепру. По берегу воинов сопровождала конница. Высадились у Хортицы и четыре дня шли до Сутени (ныне это река Молочная). Старый хан Усоба увидел большую рать и хотел заключить мир с Русью, но самонадеянная половецкая молодежь рвалась в бой, предвкушая победу. Навстречу русскому войску были высланы конники половецкого авангарда, но русские сторожевые отряды довольно легко перебили их. Напрасно основной отряд половцев ждал добрых известий от своих гонцов. Четвертого апреля 1103 года вместо половецких гонцов неожиданно появились русские полки и ошеломили половцев яростной атакой. После недолгой битвы степняки побежали. «У коней их не было быстроты в ногах», - писал летописец. Наступавшие на сытых крепких конях русские воины рубили бегущих врагов.
В битве у Сутени было убито двадцать половецких князей, и среди них - Усуроба, Кчий и Арсланопа, а плененного хана Белдюзя Владимир спросил гневно: «Почему ты не учил сыновей своих не нарушать клятвы? Почему они проливали кровь христианскую? Да будет кровь твоя на голове твоей!» Русский князь повелел убить Белдюзя как человека, не раз нарушавшего клятву. Своим же сказал Владимир: «Возвеселимся в этот день, ибо Бог сокрушил головы змеиные».
С огромным полоном, добычей и славой вернулись воины на Русь.
Но не прошло и четырех лет, как половцы снова напали на русские земли. В 1107 году ханы Боняк и Шурукан неожиданно захватили русских конников у Переяславля и осадили Лубен. Владимир Мономах, Святополк и даже Олег объединились и выступили навстречу врагу. 12 августа русские войска переправились через Сулу и сходу напали на половцев. Не ожидавшие нападения степняки растерялись и побежали. Был убит Тааз, брат Боняка, пленен хан Сугр, лишь Шурукану чудом удалось вырваться. Эта победа произошла накануне праздника Успения Богородицы, и Святополк тут же поскакал к заутрене в Печерский монастырь, где был радостно встречен монахами.
Но половцев ничто не останавливало в стремлении грабить Русь: ни военные победы русских, ни переговоры, ни даже то, что Владимир Мономах женил своего сына Юрия (Долгорукого) на дочери хана Аепы. Другие половецкие ханы не хотели мира и продолжали грабить Русь и уводить в плен русских людей. Воевода Владимира Мономаха Димитр Иворович зимой 1109 года вызнал, что на Донце хан Шурукан вновь набирает силы для похода на Русь. И вновь на совещании князей было принято предложение Владимира Мономаха выйти в поход в конце зимы, когда еще есть санный путь, а половецкие кони слабы от бескормицы.
И вот 26 февраля 1111 года сильное войско Владимира Мономаха, Святополка, Давида Святославовича, а также их многочисленных сыновей и племянников выступило в поход. Сначала шли ходко, потом началась распутица, и рать достигла Донца только 14 марта. Быстро были взяты половецкие городки Шурукань и Сугров, а 24 марта у реки Сальницы русские полки встретили войско Шурукана. Шурукан напал первым, развернув наступление по всему фронту, но русские выдержали первый натиск. Стало темнеть. Быстрая конница Шурукана покинула поле боя. Русская разведка донесла, что половцы ждут подкрепления, и наше войско срочно выступило вслед Шурукану, чтобы не дать половцам соединить свои силы.
Русское войско шло всю ночь, и 27 марта 1111 года произошла решающая битва. Шурукану удалось построить свое воинство так, что русские в первые же минуты боя попали в окружение. Тут же половцы обрушили на русских град стрел. Положение стало критическим. Количество русских воинов таяло буквально на глазах. С огромным трудом Владимиру Мономаху удалось навести порядок в наших рядах. Стремительным прорывом русские сумели разорвать кольцо окружения и навязали половцам прямой бой. Половцы отошли, а затем обрушили на русских всю мощь своей конницы. Русским пешцам пришлось крайне тяжко, но, прикрывшись длинными щитами и долгомерными копьями, они сумели выстоять. Владимир Мономах применял излюбленную тактику: он продолжал защищаться, так как, нападая, противник изматывал себя больше, чем обороняющийся русский воин. И вот во время одной из атак половцев, пока пешцы отражали очередной натиск, русская конница сумела обойти их с флангов и ударить в тыл. Русским не хватило сил окружить половцев окончательно, но силы противника были расчленены, и через несколько минут боя в стане половцев началась сумятица. Русские теснили врагов к Донцу. А в это время к другому берегу реки подоспели свежие силы половцев. Но им оставалось только наблюдать за избиением соплеменников из войска Шурукана, так как быстро перебраться через ледяную реку не было никакой возможности. Можно лишь догадываться о том - какие чувства испытывали прибывшие на помощь Шурукану половцы, не имевшие возможности ничем ему помочь и наблюдавшие, как русские воины расправляются с ними на противоположном берегу... После полной победы русских над войском Шурукана половцы, стоявшие за рекой, не стали искушать судьбу и отошли, боясь потерпеть поражение.
Десять тысяч половцев полегло в этом бою, еще больше оказалось в плену. После этого половецкие набеги на Русь практически прекратились, но понадобилось еще несколько лет, чтобы нашу страну перестали беспокоить половецкие варвары.
Русь знала, кому она обязана спасением, и в 1113 году, когда умер князь Святополк, весь Киев потребовал призвать на Великий Стол Владимира Мономаха.
(По материалам Н.Серовой. «Историческая газета»)
Следующая статья
Содержание номера
|