Военные истории

№ 77-78

«Стена»

При первых русских князьях, в 10-11 веках, боевой порядок дружины представлял собой тесно сомкнутое построение - «стену», состоявшую из 10-20 шеренг. Фланги «стены» в полевых сражениях обеспечивались конницей. Впереди боевого порядка располагались лучники, которые завязывали сражение и в нужный момент отходили на фланги, поддерживая стрелами действия главных сил - тяжелой пехоты и конницы. Сила «стены» заключалась в ее монолитности и мощной атаке. «Стена» при приближении к противнику с шага переходила на бег, чтобы усилить свой первый мощный удар и, прикрывшись щитами, сокрушить противника.

Исход сражения, как правило, решался в рукопашной схватке. «Повесть временных лет» (1019 год) сообщает: «бысть сеча зла... и за руки емлюче сечахуся».

Византийский писатель 10 века Лев Диакон, описывая сражение русских с византийцами, пишет: «Руссы с яростью, со всею быстротою, как бешеные, с ревом бросались на римлян» (византийцев).


Петр Николаевич Нестеров

В созвездии пионеров русской авиации звезда летчика Нестерова горит наиболее ярко. В октябре 1910 года в Тифлисе он в первый раз наблюдал полеты авиатора Уточкина на биплане «Фарман». Закончив Петербургскую воздухоплавательную школу Петр Николаевич организовал в августе 1913 года групповой перелет на самолетах «Ньюпор» по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. 9 сентября 1913 года он, поднявшись в небо на «Ньюпоре» с мотором в 70 лошадиных сил, выполнил фигуру высшего пилотажа - «мертвую петлю», - получившую впоследствии название «петля Нестерова».

Петр Николаевич мечтал о конструкторской деятельности, но началась Первая Мировая война - и он, будучи командиром авиаотряда, отбыл на фронт. В одном из боевых вылетов Нестеров впервые в мире таранным ударом сбил вражеский самолет, но и сам погиб. За этот подвиг штабс-капитан П. Н. Нестеров был посмертно награжден Георгиевским крестом.


Взятие Корфу

Остров Корфу, расположенный на важнейших морских путях, имел стратегическое значение. Это хорошо понимал Наполеон Бонапарт, называвший Корфу воротами со стороны Средиземного моря на Балканы. На острове была одна из сильнейших крепостей, считавшаяся неприступной.

Прибыв на Корфу, Федор Федорович Ушаков повел энергичную осаду. Крупные корабли эскадры начали интенсивный обстрел укреплений острова. Десанты, ранее высаженные на Корфу, открыли огонь по крепости и начали штурм. Решительные и стремительные действия русских моряков сделали положение французов безнадежным. Гарнизон крепости капитулировал. Взятие острова Корфу было большой победой Русского Флота. Впервые в истории военно-морского искусства русский адмирал Ф. Ф. Ушаков взял первоклассную морскую крепость методом комбинированной атаки - с суши и с моря.


Мортира

Мортира (от лат. «ступа») - артиллерийское орудие крупного калибра с коротким стволом и навесной траекторией стрельбы, предназначенное главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. На Руси мортиры назывались можжирами.

Первые образцы мортир имели ствол длиной в 2 - 4 калибра, напоминая по внешнему виду ступу, откуда и произошло их название. Стрельба из мортир велась при углах возвышения 50 - 75 (мортирная стрельба) сначала каменными, затем чугунными ядрами и зажигательными снарядами. С переходом во второй половине 19 века к нарезной артиллерии, появились нарезные мортиры с длиной ствола до 6 - 12 калибров. В 1895 году Россия первой в мире приняла на вооружение полевой артиллерии нарезную 152-миллиметровую мортиру.


Завещание короля Магнуса

В 1352 г. шведский король Магнус, нареченный в Святом Крещении Григорием, уходя из этого мира, написал завещание своим детям и братьям, и всей земле шведской: «Не нападайте на Русь, если Крест в этом целовали; нет нам в этом удачи. ...Первым пошел войною мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его великий Александр Ярославич(святой Александр Невский - прим. ред.) на Ижоре-реке и самого прогнал, и рать его побил... заключили мы мир вечный на Неве с Великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями. И потом, через 30 лет, я, Магнус-король, нарушив мир, поднялся со всею землею шведскою и вошел в Неву... И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые были в городе, перебили...».


Первый русский авиатор

8 марта 1910 года с трех часов дня все дороги Одессы, ведущие на Беговое поле, заполнились шумными потоками людей. До начала необычного зрелища остаются считанные минуты. К центру Бегового поля подъезжает автомобиль. За рулем - Михаил Ефимов. С деловитостью мастерового Ефимов осматривает аэроплан, садится на место пилота.

Включает зажигание. Аэроплан, удерживаемый сзади за хвост солдатами, слегка подрагивает. Авиатор поднимает руку, и солдаты отбегают в сторону. Аппарат трогается с места и катит по дорожке.

Машина отделилась от земли. Выше, выше! Аэроплан летит вдоль трибун, публику охватывает восторг. Гремит «Ура!», Ефимов делает три круга на тридцатиметровой высоте, сбавляет газ и плавно приземляется. На Ефимова надевают лавровый венок с надписью «Первому русскому авиатору». Народ поднимает его на руки и несет.


Арест Александра Васильевича Суворова

В Польскую войну чиновники проиграли значительную сумму казенных денег. Когда Суворов о том узнал, то начал шуметь, бросаться из угла в угол с криками «Караул! Караул! Воры!» Потом оделся в мундир, пошел на гауптвахту и, отдавая караульному офицеру свою шпагу, сказал:

- Суворов арестован за похищение казенного интереса.

Потом он написал в Петербург требование своему управляющему продать все его имения и деньги внести в казну, потому что «он виноват и должен отвечать за мальчиков, за которыми худо смотрел». Но Екатерина велела тотчас пополнить казну и самолично написала Суворову: «Казна в сохранности». Только после этого Александр Васильевич покинул гауптвахту и возложил на себя шпагу.


Жильцы

Жильцами называли детей дворян, дьяков и подьячих, выполнявших обязанности по доставке указов и повелений Царя, сопровождению Его при выездах, несению дворцовых караулов при встречах и приемах иностранных послов и именитых людей, а также защите столицы вместе со всеми ратными людьми. В жильцы поступали и сыновья бояр. Впервые о жильцах упоминается во времена Иоанна Грозного: войско, собранное им в 1552 г. для похода на Казань, состояло из бояр и жильцов, «выбранных из детей боярских». Первоначально жильцы, по выбору или наряду, обязаны были жить в Москве для службы на определенный срок (отсюда и название - «жильцы»). Жильцы приносили особую клятву: «... ничем Государя не испортить и зелья и коренья лихова во дворец не положить». С учреждением регулярной армии, Петр Первый приказал зачислить жильцов в Гвардию и армейские полки.


Следующая статья     Содержание номера