«Стена»
При первых русских князьях, в 10-11 веках, боевой порядок дружины представлял собой тесно сомкнутое построение - «стену», состоявшую из 10-20 шеренг. Фланги «стены» в полевых сражениях обеспечивались конницей. Впереди боевого порядка располагались лучники, которые завязывали сражение и в нужный момент отходили на фланги, поддерживая стрелами действия главных сил - тяжелой пехоты и конницы. Сила «стены» заключалась в ее монолитности и мощной атаке. «Стена» при приближении к противнику с шага переходила на бег, чтобы усилить свой первый мощный удар и, прикрывшись щитами, сокрушить противника. Петр Николаевич Нестеров
В созвездии пионеров русской авиации звезда летчика Нестерова горит наиболее ярко. В октябре 1910 года в Тифлисе он в первый раз наблюдал полеты авиатора Уточкина на биплане «Фарман». Закончив Петербургскую воздухоплавательную школу Петр Николаевич организовал в августе 1913 года групповой перелет на самолетах «Ньюпор» по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. 9 сентября 1913 года он, поднявшись в небо на «Ньюпоре» с мотором в 70 лошадиных сил, выполнил фигуру высшего пилотажа - «мертвую петлю», - получившую впоследствии название «петля Нестерова». Взятие Корфу
Остров Корфу, расположенный на важнейших морских путях, имел стратегическое значение. Это хорошо понимал Наполеон Бонапарт, называвший Корфу воротами со стороны Средиземного моря на Балканы. На острове была одна из сильнейших крепостей, считавшаяся неприступной. Мортира
Мортира (от лат. «ступа») - артиллерийское орудие крупного калибра с коротким стволом и навесной траекторией стрельбы, предназначенное главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. На Руси мортиры назывались можжирами. Завещание короля Магнуса
В 1352 г. шведский король Магнус, нареченный в Святом Крещении Григорием, уходя из этого мира, написал завещание своим детям и братьям, и всей земле шведской: «Не нападайте на Русь, если Крест в этом целовали; нет нам в этом удачи. ...Первым пошел войною мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его великий Александр Ярославич(святой Александр Невский - прим. ред.) на Ижоре-реке и самого прогнал, и рать его побил... заключили мы мир вечный на Неве с Великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями. И потом, через 30 лет, я, Магнус-король, нарушив мир, поднялся со всею землею шведскою и вошел в Неву... И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые были в городе, перебили...». Первый русский авиатор
8 марта 1910 года с трех часов дня все дороги Одессы, ведущие на Беговое поле, заполнились шумными потоками людей. До начала необычного зрелища остаются считанные минуты. К центру Бегового поля подъезжает автомобиль. За рулем - Михаил Ефимов. С деловитостью мастерового Ефимов осматривает аэроплан, садится на место пилота. Арест Александра Васильевича Суворова
В Польскую войну чиновники проиграли значительную сумму казенных денег. Когда Суворов о том узнал, то начал шуметь, бросаться из угла в угол с криками «Караул! Караул! Воры!» Потом оделся в мундир, пошел на гауптвахту и, отдавая караульному офицеру свою шпагу, сказал: Жильцы
Жильцами называли детей дворян, дьяков и подьячих, выполнявших обязанности по доставке указов и повелений Царя, сопровождению Его при выездах, несению дворцовых караулов при встречах и приемах иностранных послов и именитых людей, а также защите столицы вместе со всеми ратными людьми. В жильцы поступали и сыновья бояр. Впервые о жильцах упоминается во времена Иоанна Грозного: войско, собранное им в 1552 г. для похода на Казань, состояло из бояр и жильцов, «выбранных из детей боярских». Первоначально жильцы, по выбору или наряду, обязаны были жить в Москве для службы на определенный срок (отсюда и название - «жильцы»). Жильцы приносили особую клятву: «... ничем Государя не испортить и зелья и коренья лихова во дворец не положить». С учреждением регулярной армии, Петр Первый приказал зачислить жильцов в Гвардию и армейские полки. |