Выступление редактора “Черной Сотни” на первом Конгрессе Православной прессы

№ 79-80

А.Р.Штильмарк


В феврале 2000 года под эгидой издательского отдела Московской Патриархии в Москве прошел первый в мире Конгресс Православной прессы.

Устроители Конгресса предоставили слово практически всем желающим, и мы публикуем выступление редактора “Черной Сотни”.

Досточтимое собрание!

Я скажу несколько слов о недостатках Православной прессы.

Многие Православные общественно-политические издания, не подвергающиеся церковной цензуре, грешат тем, что не дожидаясь церковного прославления и канонизации, сами по себе зачисляют в святые тех, кто им нравится. Так, “святыми” стали Царь Иоанн Грозный, Григорий Распутин, Пелагея Рязанская и иные исторические личности. Иоанна Грозного зачислили в святые потому лишь, что Иоанн Васильевич был хорошим царем и крепко бил врагов России. Но этого для святости мало. Люди привыкли кидаться из одной глупости в другую: мол, если враги клеймят Иоанна Грозного и Григория Распутина, стало быть, пора записывать их в святые. Исходя из этого принципа, в святые можно записать Сталина и Гитлера, которых тоже иудейская пресса не жалует.

Царю Иоанну Васильевичу Россия обязана многим. Но Царь был семь раз женат и, что греха таить, не всегда справедливо казнил своих подданных. Действительно, в те времена обычным явлением были боярские заговоры, у Царя отравили красавицу-жену, многие казни были оправданы... Царь, судя по всему, не убивал своего сына, как и не совершал десятков тех преступлений, которые приписывают ему злонамеренные историки по масонскому заказу. Но был ли он святым?..

То же самое можно сказать и о Григории Распутине. Человеку здравомыслящему ясно, что дореволюционные публикации и слухи о Распутине - почти абсолютная ложь. Гнусные намеки о его связи с Царицей и царскими приближенными нужны были для одной лишь цели - дискредитировать Николая Второго, Его Семью и вообще Царскую власть как таковую. Наиболее удобной мишенью для такой клеветы стал Распутин. Но при этом не надо забывать, что именно через Распутина иудеи добивались от Царя личных выгод, что Распутин был связан с проходимцем Аароном Симоновичем. Возможно, находясь под его влиянием, Распутин писал буквально следующее: “Вся политика вредна. Все эти пуришкевичи, дубровины беса тешат, бесу служат. Служи народу... Вот тебе и политика...” Стало быть, Святые, состоявшие в “Союзе Русского Народа” и других черносотенных организациях и благословлявшие черносотенцев, “беса тешили”, пока Григорий Распутин “верно служил народу”...

“Опричное братство Святого Преподобного Иосифа Волоцкого”, издающее газету “Царский Опричник”, считает достойными подражания... масонов Эволу и Ницше.

Глубоко убежден в том, что если газета не подвергается церковной цензуре, она не имеет права именоваться Православной. По слабости духовной, по незнанию основ Православия мы можем наделать богословских ошибок, а из-за гордыни, из-за желания на скандале сделать имя себе и своей газете - нанести вред Церкви.

В идеале надо добиться того, чтобы киоски патриотической печати перестали брать на реализацию те издания, которые церковную цензуру не прошли.

У чисто церковных изданий проблема совершенно иная. Если это не газета каких-нибудь кочетковых-борисовых, то газеты эти - всевозможные “епархиальные ведомости” - с точки зрения Православного богословия выверены строго, однако читать их так скучно, что душеспасительные истины просто не доходят до читателя. Если к этому присовокупить мелкий шрифт и плохую бумагу, то эффект от издания сводится почти к нулю. Да, писать статьи на духовные темы, которые было бы интересно читать, очень трудно. Но нельзя доводить дело до того, чтобы церковные издательства заменяли работу фармакологических фабрик по производству снотворного. А ведь от одного только вида “епархиальных ведомостей” начинает клонить ко сну, а начнешь читать...

Редакторы подобных изданий уверены, что чем больше статей они втиснут в номер, тем больше душеспасительных материалов попадет к читателю. На самом деле всё наоборот: эту газету почти никто читать не захочет: у старушек не хватит денег на покупку микроскопа, а молодежь вообще шарахается от подобных изданий. Понимаю, что нет денег на хорошую бумагу, но кто же мешает хотя бы набирать текст крупным шрифтом и писать на доступном нормальном современном языке?

Словом, надо общественно-политические газеты приравнять к церковным в плане их соответствия Православному учению, а чисто церковные издания постараться сделать такими же интересными, какими являются общественно-политические. А пока у нас почти все наоборот: одни зачастую пишут ересь, а другие - правильные издания - скучно читать.



Следующая статья     Содержание номера