Николай Второй причислен к лику Святых

№ 83-84

Я.В.Ушаков
Русский Царь

Эта фреска на одной из колонн в зале церковных соборов была написана при отделке. Скоро на фреске появится нимб...

    

«Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских 20 века, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно определяет:

...Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая Второго, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем Православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов Православных христиан, претерпевших гонение за Христа в 20 веке».

    Москва, Храм Христа Спасителя,

    13-16 августа 2000 года



В год 2000-летия Рождества Христова свершилось историческое событие. Произошло долгожданное причисление к лику святых Императора Николая Второго и Его Семьи. В течение более чем десяти лет, с того момента, как правда о Царской Семье начала просачиваться в сознание народа, большая часть Православных ждала этого события. Более чем десять лет шла непрестанная борьба за прославление Царственных мучеников. Число почитателей Царской семьи стремительно росло из года в год. Изменялось постепенно отношение к канонизации и в среде духовенства и епископов. Каждая молитва, каждый крестный ход, издание новой книги, выход в свет каждого нового фильма о Государе приближали это событие. Сейчас подавляющее большинство духовенства, монашествующих и мирян почитает Царскую Семью. Единогласное решение о канонизации на Соборе свидетельствует о единодушии и в среде епископов.

Однако все эти годы шло яростное сопротивление со стороны противников канонизации. Была использована даже «тяжелая артиллерия», в лице пользующихся авторитетом в церковной среде профессора Осипова (не надо путать этого профессора с Владимиром Николаевичем Осиповым!) и диакона Андрея Кураева. А уж мелких клеветников на Государя и не перечислить. Но с нами Бог! Множество чудес явил Господь по молитвам Царственных мучеников. Один только факт кровоточения и преображения иконы Царственных мучеников и мироточение иконы Государя разбивает в пыль все лукавые доводы именитых богословов. Сам Господь прославляет своих святых!


Как же проходила канонизация на Соборе?

Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из интервью с епископом Максимилианом Вологодским и Великоустюжским:

- Владыка, сегодня Собор принял поистине историческое решение, давно ожидаемое церковным народом, - решение о канонизации Царской Семьи. Вам посчастливилось не только присутствовать при этом, но и принимать участие в великом событии. Как это происходило?

- Сначала давайте вспомним Архиерейский Собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации Царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять Государя-Императора, другие призывали к обратному; большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации Царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном Соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. И колеблющиеся стали за канонизацию. На нынешнем Соборе удивительное единодушие в принятии решения.

- С чем связана перемена мнения архиереев?

- Я думаю, что это дело благодати Духа Святаго. Как это было на Земском соборе, избравшем Михаила Романова царем. В начале Собора был разброд мнений, а в конце водворились мир и согласие. Некоторые архиереи, как я знаю, побывали в тех местах, где происходило убийство. Потом они рассказывали: мы ощутили святость Государя-императора. Они поняли это не умом, а сердцем. Где Божья воля, там ум отступает, он уже не помогает. Другие архиереи молились. Одному архиерею, например, было открыто так: в день убиения Царской Семьи икона стала мироточить. Явное чудо. Другой архиерей молился, и у него изменилось внутреннее отношение к Царю. И, конечно, тот доклад, который сделал митрополит Ювеналий на большом подъеме, - логически четко выстроенный, грамотный, не дающий возможности каких-либо спекуляций на этом решении, отвечающий на все вопросы, - произвел громадное впечатление.

- А что бы произошло, если решение о канонизации на этом Соборе было бы отрицательным?

- Если бы такое случилось, я не знаю, сумел бы я удержать свою паству от самочинного почитания или нет.

- То есть дело могло дойти до раскола?

- Мы же знаем, что давно служат молебны, служат акафисты Государю - разве нет такого? Пишут иконы Царю, они стоят даже в иконостасах... А Церковь прославила его? Наша не прославила. К чему же это вело? К подрыву церковной дисциплины, к разделению. Конечно, мы не должны идти ни у кого на поводу. Но в докладе митрополита Ювеналия все разложено по полочкам.

- Некоторые шумные противники канонизации до последнего момента угрожали, что в случае положительного решения может быть нестроение, раскол и прочее. Сейчас Вы говорите, что это могло бы произойти, напротив, в случае отрицательного решения...

- Я не говорю, что обязательно случился бы раскол, но разделение могло произойти. Два года назад мне удалось сдержать паству, а как сейчас было бы - я не знаю. Многие архиереи рассказывали: паства просила архиерея - ждем Вас с решением положительным. Они говорили: мы не знаем, как мы вернемся, если не будет положительного решения. Ведь от этого желания народа нельзя просто отвернуться.

- Владыка, от церковного Собора всегда ждут исполнения слов: «Изволися Духу Святому и нам». Ощущалось ли это сегодня при принятии решения о канонизации Царской семьи?

- Да, на Соборе было удивительное единодушие. Решение принималось каким-то единым дыханием. Архиереи выступали один за другим и все говорили «за». Тогда Святейшему сказали, что, может быть, прекратить выступления и начать голосование, потому что все ясно. Епископы с разных кафедр: наши, из Ближнего зарубежья, из Дальнего зарубежья - все единодушно высказывались «за». Да, два архиерея выразили предположение, что могут быть какие-то волнения. Но и они голосовали «за».


Перед Собором вновь активизировались противники канонизации. Распространился слух, что этот вопрос вообще не будет рассматриваться. На Патриархию было оказано информационное давление. Либеральные газеты поместили статьи призывающие «одуматься» участников Архиерейского собора. Не помогло.

При всем этом надо заметить, что канонизация носит «половинчатый» характер. В акте о канонизации ничего не говорится о ритуальном характере убийства, что может привести к непониманию частью людей истинного смысла подвига Царственных мучеников. Накануне Собора Патриарх подчеркивал, что если Церковь канонизирует Царя, то «не за его жизнь, а за смерть», хотя на эту тему было сделано столько исследований и у нас и за рубежом, что нет нужды доказывать, что и жизнь последнего Императора во многом была достойна подражания, что в итоге все же было частично отражено в соборных решениях. И уж конечно, нас поспешили заверить, что канонизация Царя - «это не «канонизация» монархии», но разве монархия нуждается в канонизации, если даже на иконах Вселенских Соборов в центре восседает Император?

Да, полной правды об истинном смысле убийства Русского Царя не было сказано, но значительная часть иерархов, священников и мирян понимает этот смысл, и не собирается отказываться от своих убеждений, несмотря на неверные мнения отдельных членов Синодальной комиссии по канонизации.

Значительная часть иерархов знает о том, что последний Русский Царь был ритуально убит иудеями, прекрасно об этом осведомлена и большая часть духовенства и русского народа. Знают об этом и потомки тех, кто совершал сие злодеяние. И уже другой вопрос в том, что по тем или иным причинам Собор не готов еще высказаться предельно жестко по этому вопросу.

Такая ситуация очень нервирует наших оппонентов, которые видят скрытое несоответствие соборной формулировки по канонизации с реальным знанием и откровенно в этом признаются:


«Дело в том, что девять из десяти ярых сторонников канонизации - это люди, которые убеждены, что Николая Второго «ритуально убили жиды в рамках мирового заговора»...

«Надо с прискорбием признать, что мученичество Николая Второго приобретает абсолютный смысл, если он убит, так сказать, «конфессионально», т.е. евреями, которые ведут мистериальную схватку против Христа как лжемессии и православного императора как вождя всего подлинного христианского мира. Конечно, митрополиты Кирилл и Ювеналий будут указывать на то, что императора убили атеисты-богоборцы... Но в таком случае можно и следует канонизировать и Колчака, и Краснова, и еще тысячи и тысячи тех православных генералов, рядовых, крестьян, фабричных рабочих, казненных атеистами, которых действительно можно трактовать как «богоборцев».

Александр Морозов «НГ-Религии»

«На сегодняшний день у Московской патриархии нет серьезных информационных ресурсов, которые могли бы помочь верующим утвердиться в «неполитическом восприятии» святости Николая. Поэтому тот поток псевдоправославной пропаганды, который призывает граждан России к массовому «покаянию в грехе цареубийства», намекает на масонско-либеральный заговор против «самодержавия, православия и народности» и совершенно открыто говорит о ритуальном убийстве царя, будет доминировать. Московская патриархия сделала очередную уступку национал-православию»...

«Канонизация царя ставит перед властью серьезные проблемы - на смену национал-коммунистической зюгановской оппозиции скоро придет национал-православная монархическая оппозиция. Вчерашние маргиналы получают серьезную поддержку авторитета епископата РПЦ, фактически канонизировавшего монархическую утопию».

Максим Шевченко «НГ-религии»


Мы согласны с отдельными выводами автора, но если для нас эти выводы отрадны, то для него - неутешительны.

Агония потерпевшей поражение стороны, раздражение, досада определяют тон большинства публикаций. Вот несколько перлов из этой кампании:


«...когда Собор 1997 года отказался канонизировать Николая Второго, митрополит Ювеналий, чтобы избежать вязкой дискуссии, указал на абсолютно церковную причину - нет чудотворений. А почитание святых на Руси непременно связано с фактами чудотворений.

Было понятно, что остальные обстоятельства жизни и судьбы Николая Второго могут агрессивно оспариваться сторонниками канонизации.

... И вот после Архиерейского Собора 1997 года возникла прямо целая «индустрия» чудотворения вокруг Николая Второго. Иконы начали плакать, больные исцеляться. Конечно, это давало основание говорить, что перед нами редкий, если не единственный случай в истории Церкви, когда часть паствы не просто поклоняется известному подвижнику или мученику как святому - что может продолжаться сотни лет без всяких соборных решений, - а именно в очень резкой форме требует от епископата канонизации».

Александр Морозов, «НГ-Религии»


Ну что сказать о человеке пишущем такое... Очевидные чудеса с иконами Царственных мучеников, засвидетельствованные десятками тысяч людей, автора не убеждают. В тридцатые годы мы это уже проходили: «Попы заранее мажут иконы, а потом говорят что они мироточат, нетленные мощи - это восковые куклы, а святая вода не портится, потому что ее освящают серебряным крестом»...

А есть совсем забавные высказывания. Никита Струве (издательство ИМКА-Пресс) в интервью Максиму Шевченко сказал:

- Никита Алексеевич, как Вы оцениваете реакцию православной Франции на канонизацию Николая Второго и членов его семьи?

- Православная Франция не могла еще успеть отреагировать. Но у меня есть твердое ощущение, что неправославный Запад не поймет этого соборного деяния.


Во-первых, нам все равно - поймет это неправославный запад или нет, а во вторых, нам тоже кое-что непонятно. Например, непонятно, почему на неправославном западе венчают гомосексуалистов, отпевают домашних животных, играют джаз или рок, приплясывая, размахивая руками и называя это богослужением...

Но особенно отличился игумен Иннокентий (Павлов), единомышленник Георгия Кочеткова. Он выразился кратко: «Противно». Причем «противно» по его мнению должно быть всем, а особенно... монархистам. Оттого, что канонизировали царя... бывшие агенты КГБ (газета «Сегодня»).

Очень хотелось бы нашим противникам, чтобы мы поклонялись лжемощам в Петропавловской крепости. Ернический репортаж на эту тему прошел по телевидению в программе новостей в дни работы Собора.

Но в этом вопросе, чтобы не допустить кощунства, Церковь твердо стоит на своем в отношении «екатеринбургских останков». Вот слова Святейшего Патриарха на эту тему:

- У нас есть сомнения в подлинности останков, и мы не можем призывать верующих поклоняться лжемощам...

Надо сопоставить следствие 1918 года и современное расследование, выводы которых диаметрально противоположны.

Ради мира между сторонниками канонизации я хотел бы призвать не вступать в богословские споры на тему, с каким определением Собор прославил Царскую Семью. Кого-то не устраивает понятие «страстотерпец», кто-то хочет, чтобы прозвучала фраза «от жидов убиенные» и прочее. Все определения со временем уйдут в историю, а останется главное - то, что мы имеем возможность всем Церковным народом молиться Царственным мученикам, писать иконы, созидать в честь святых Царственных мучеников новые храмы. Я не думаю, что правящий архиерей будет требовать привести в соответствие с выводами Синодальной комиссии книги в церковной лавке. Я не думаю, что кто-то помешает нам молиться и воспринимать жизнь и смерть святых Царственных мучеников так, как мы привыкли это делать. Многое зависит от нашей с вами мудрости. Хочется, чтобы канонизация была объединительным моментом, а не привела бы к новым разделениям и противоречиям, хотя эти противоречия с официальной позицией Церкви очевидно существуют.

А нападки на канонизацию будут продолжаться. Только поздно уже. Сейчас цена всей этой писанине - ноль. Даже писк назойливого комара может причинить больше неудобства, чем вся эта грязь повлиять на уже свершившийся факт канонизации.

Я поздравляю вас дорогие братья и сестры. Православный народ не одолеть, и Правда Божия всегда восторжествует!


Источники: «Служба коммуникаций ОВЦС МП»; интернет-сайты: «Соборность», «Православие-2000», «НГ-Религии», «Радонеж».

Следующая статья     Содержание номера