Не знаю имя автора, но в целом соглашусь с этим мнением. «Пересматривая старые советские фильмы, нередко удивляюсь многим героям: хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты – просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак – и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник.
Почему люди с «отрицательным знаком» более похожи на христиан, чем многие из нас, являющиеся прихожанами и церковными активистами на протяжении десятка-другого лет?
В героях советских фильмов и книг есть соль. Сегодня человек организует партсобрание, а завтра коснется его души Христос, и он положит партбилет на стол и умрет за Господа. Ему не сложно будет всё отдать Ему – он и раньше всё отдавал. Он положит душу свою за други своя – он и раньше ее полагал. Ему даже богатства не нужно будет раздавать – он ничего не нажил. Ему не привыкать делиться и ставить ближнего впереди себя, а общественное выше личного – он это делает с детства...
Отец Димитрий Дудко, полжизни проведший в тюрьмах и гонениях за веру, был убежден, что коммунизм лучше капитализма: в коммунизме личность хотя и деформирована, но сохранна. А в развратном обществе личность разлагается. Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному. Раньше в церковь не пускали комсомольские отряды. Теперь дорога открыта, но на пути к храму стоит ночной клуб, игровой автомат и всевозможные развлечения, и радио вещает очередную клевету на Церковь. Никто тебя за руку не схватит – сам смотри не сверни с дороги, не упади, не отвлекись. Дойди...
А последняя модель айфона, чтобы утереть нос одноклассникам, – это не культ ли гордости, наряду с самыми лучшими результатами в учебе? Я всегда трепетно относилась к школьным успехам – но любой ли ценой? Мы видели, какую цену заплатили люди за неумеренные личные амбиции московского школьника, застрелившего учителя. Вы можете себе представить, чтобы одноклассники Зои Космодемьянской подняли руку на человеческую жизнь?..
Почему нередко советское оказывается ближе к христианству, чем современное православное?..
Дело не в самой советской эпохе – я не склонна ее идеализировать, и перед глазами стоят приведенные отцом Димитрием примеры детей, изъятых из верующих семей, и девочки, лишившейся почки на нервной почве из-за травли за веру. Я всё это помню, но всё же не могу не заметить: первое и второе поколения безбожников, при умственном отрицании веры, были ею пропитаны насквозь, не успели еще ее по-настоящему отвергнуть, и многие идеалы советского общества были, в сущности, идеалами христианскими. И самопожертвование было нормой, и к семье отношение у коммунистов было намного серьезней, чем современное отношение даже воцерковленных людей...».
|