Различные свидетельства о убиении Иоанном Грозным собственного сына.
В неожиданно начавшейся полемике о убиении Иоанном Грозным собственного сына наши реформисты не потрудились исследовать что же писали об этом все дореволюционные учебники и все дореволюционные исторические и энциклопедические словари. А они однозначно приписывали смерть великого князя Иоанна Иоанновича руке Грозного отца. И даже семинарские учебники. И все прославленные российские историки также говорили об этом без сомнения.
Более того, этнографы Российской Империи исследовали и такое интересное явление, как отражение образа Иоанна Грозного в народном творчестве. В частности в середине 19-го века были исследованы народные песни об Иоанне Грозном из разных мест Российской Империи. И в этих народных песнях ясно говорится об убийстве Иоанна Иоанновича своим отцом в приступе гнева. Таким образом народное предание также не сомневалось в этом.
Могу порекомендовать книгу "Русские народные песни об Иване Васильевиче Грозном" 1872 г.
http://leb.nlr.ru/edoc/331722/%D0%A0%D1 ... 0%BE%D0%BCКроме того текст самих народных песен об Иване Грозном приводится в книге "Песни, собранные П.В.Киреевским". Примечательно, что во всех собранных песнях с разных концов земли Русской Иван Грозный описывается, как казнящий своего сына. Несколько удивительно, что во всех этих песнях казнят не Ивана Ивановича, а Федора Ивановича. Это конечно же не соответствует исторической правде, однако важно, что народные сказания пронесли через века убеждения, что Иван Грозный был способен на убиение собственного сына.
Тексты народных песен записаны из губерний Владимирской, Симбирской, Астраханской, Новгородской,Пермской, Саратовской. Песни одинаковые за небольшими разночтениями. Название песни "Царь хочет убить сына".
Интересна ссылка на "Карманный песенник" 1796 года, где эта песня первый раз была издана в печатном виде. Среди собирателей этой песни указан и В.И. Даль. См. по нижеприведенной ссылке начиная со стр. 60 до стр. 115. в просмотре (в книге со стр. 55).
http://leb.nlr.ru/edoc/329284/%D0%9F%D0 ... 0%B8%D0%BC:
свидетельство Симеона Шаховского в "Летописной книге".
"Царь Иван лицом был некрасив, очи имел серые, длинный крючковатый нос; ростом высок был, сухопар, плечи поднятые, имел грудь широкую, руки крепкие. Был мужем великого разума, в премудростях книжных искусен, весьма красноречив, в бою смел и своему отечеству заступник. С подданными своими, порученными ему от бога, был он очень жесток, в кровопролитии и казни решителен и неумолим. Множество людей от мала и до велика в царствование свое истребил, многие города свои разграбил, многих священноначальников заточил и смерти жестокой предал, и разное другое сотворял с подданными своими, и многих женщин и девиц блудом осквернил. Тот же царь Иван и много хорошего сделал. К воинам своим был весьма благосклонен и все что требовалось для них из казны своей щедро раздавал. Таков был царь Иван".
Опять же отмечу, ни я ни отец Николай на абсолютную истину не претендуем. Я лично до последнего момента верил, что это клевета на Иоанна Васильевича. Но простите, поверить в то что в Москве не нашлось белой ткани на саван, или в то что красный кафтан - "ничего не значит" я не могу.
P/S Александр Робертович, это мне напоминает ту ситуацию, когда вы Крупскую, русской отказывались признавать.