Чёрная Сотня http://www.sotnia.ru/forum/ |
|
О национальном русском костюме http://www.sotnia.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=4419 |
Страница 10 из 12 |
Автор: | Сидор Сидоров [ Чт июн 07, 2018 1:17 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Эстетов развелось... Дустом пора их, дустом. |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Чт июн 07, 2018 6:26 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение:
|
Автор: | Виктор Юрьевич [ Чт июн 07, 2018 6:28 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение:
|
Автор: | Яков [ Чт июн 07, 2018 9:02 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Я по сценарию Стивена Кинка фильмы смотрел с такими костюмами. Восставшие из бездны. |
Автор: | Александр Робертович [ Чт июн 07, 2018 9:22 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Мужской костюм удобный - кроме лаптей и онучей. Нудно их напяливать, а рубашка,подпоясанная- хорошая идея. Удобно. И портки вполне приличные. Баба, конечно, страшненькая. А ведь есть очень красивые женские русские костюмы! |
Автор: | Яков [ Чт июн 07, 2018 9:26 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Только лапти. Только хардкор. |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вс июн 10, 2018 8:19 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Мужчины однодворцы слыли домовитыми и аккуратными; двор строили укромно, в отличие от крепостных крестьян, любили высокие плетни и каменные заборы. Одевались чисто и «не без форса». По цвету их домотканых рубах можно было отличить, из какой они губернии. Жены однодворцев в XVI-XVII веках носили юбки-андараки из клетчатой шерстяной материи. Ткани домотканой одежды однодворцев окрашивались растительными красителями. Так, для окраски в чёрный цвет использовали кору ольхи или черноклёна, для окраски в синий — кору вайды или синила, а кору морены красильной — для окраски в красный. При этом красный цвет всегда был наиболее предпочтителен, считался цветом плодородия, света, долголетия и могущества. В однодворческой среде он преобладал в праздничной и свадебной одежде, а также в костюме молодых людей. В XVIII веке костюм однодворцев часто приближался к дворянскому, а мундир, оставшийся после службы в драгунах или в ландмилиции, мужчины бережно хранили и надевали по праздникам. Известный российский общественный деятель и юрист Я. Л. Тейтель в 1870 году об однодворцах и их женах писал: « …мужчины большею частию теряли свой дворянский облик, среди женщин же попадались лица, свидетельствовавшие о расе и дворянском происхождении… » В. И. Ченопятов писал: « …в избах однодворцах вы зачастую наткнетесь на жалованную грамоту данную их предкам, которую они берегут как святыню, с презрением относясь к петровской бюрократии… » Л. М. Савелов об однодворцах писал: « …нередко в какой нибудь избе однодворца вы найдете древний свиток как доказательство того, что предки его теперешнего владельца были служилыми людьми и помещиками… » Н. А. Ридингер в 1865 году писал: « Писцовые книги, купчие крепости и фамилии ясно показывают, что однодворцы были дворяне и владели землею, но, обедневшие и не служившие, во времена Петра I потеряли права дворянства… Об особой гармонии платья и природной красоте однодворок И. С. Тургеневу писал известный литературный критик В. П. Боткин, посетивший вместе с А. А. Фетом деревни Ливенского уезда Орловской губернии: « Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках». » Однодворцы хоть и стали позже стали числиться казёнными крестьянами, но отличали себя от остальных крестьян, сохраняя сословную кичливость. Однодворцы не представляли этнографического единства, так как являлись переселенцами из разных мест, что сказалось и в комплексах женской одежды: Рубаха с прямыми поликами или цельными рукавами, выкроенными вместе с плечевой вставкой, сарафан, пояс, кокошник. Этот костюм был принесен из центральных областей Московского государства. Рубаха с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяная полосатая юбка, иногда с названием "андарак", пояс-покромка, кокошник. Этот комплекс имеет много общего с одеждой населения западно-русских областей и белорусов, откуда частично вербовалось военно-служилое население. Понёва и кичкообразный головной убор характерны для коренного южновеликорусского населения. Бусы из янтаря, хрусталя, стекла, украшения из лент, шнуров были обязательным дополнением праздничного костюма. |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вт июн 12, 2018 8:59 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: Вложение: Акварели Фёдора Солнцева |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вт июн 12, 2018 9:02 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: Вложение:
|
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вт июн 12, 2018 9:04 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: Вложение:
|
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вт июн 12, 2018 9:09 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: Вложение:
|
Автор: | Виктор Юрьевич [ Вт июн 12, 2018 9:12 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: Вложение:
|
Автор: | Виктор Юрьевич [ Чт июн 28, 2018 9:05 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Одежда верхневолжских карел в целом близка к национальной русской одежде, что свидетельствует о тесном соприкосновении карел с русской культурой. Вместе с тем одежда тверских карел лучше сохранила карельскую орнаментику, чем национальная одежда в самой Карелии. Женский комплекс национального костюма тверских карел состоял из сарафана, головного убора сорокки и пояса, богато орнаментированных. Рубаху ("ряччиня" или "шоба") шили из льняного холста, она являлась одновременно верхней и нижней одеждой. Наиболее своеобразным типом рубахи была рубаха с "воротушкой" - прямой кокеткой, собранной у ворота из красного ситца. Плечевая часть рукава богато орнаментировалась, вдоль рукавов шли полосы из узорного тканья или вышивки, украшенные блестками, под рукавом - ластовки ("кайнолпкайкка"). Другой тип рубахи подобен "новгородке", когда рукава пришивались непосредственно к вороту. Поверх рубахи носили сарафан. Наиболее старинный тип - косоклинный, широкопройменный сарафан, сшитый из синего крашенного холста. Позднее появился "московский", или "круглый", прямого покроя сарафан с узкими лямками - "красикко", если его шили из домотканой крашеной материи и "ферязь" - если из покупной. Пояс ("вюо") у карел был необходимой принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Он служил свадебным подарком родне жениха. Существовали тканые пояса разных типов плетения с геометрическим узором в виде полос, косых столбиков, ломаных линий вытканных слов "Милый мой не забывай, дарю - не теряй", "Кого люблю, того - дарю". Бытовали и покупные: шелковые, плетеные, кожаные и металлические пояса. Пояс продевался в кольцо, к которому прикрепляли медную цепь ("чиеппи") для ношения ключей, игольников, гребней, оберег и т. п. Ходить без пояса считалось грехом. Головной убор у карельских женщин, как и у русских, отличался от девичьего, что связано с прической. Девушки заплетали волосы в косу и носили ее распущенной, а головной убор - ленту повязывали вокруг головы, закрепляя сзади. Праздничная лента шилась из парчи, шелка, украшалась бахромой, блестками. Наиболее старинной и сложной формой головного убора замужней женщины была сорока ("сорокка") весьегонского типа. Она состояла из трех частей: верхней, украшенной вышивкой; задней - позатыльника ("зательникка") и нижней ("самсури" или "верконе") - близкой по типу к русской лопатообразной кичке. Сорока богато украшалась, особенно свадебная. Украшение отражало социальное положение женщины, ее возраст. Свадебные сороки вышивались золотом и серебром, блестками; вышивка обшивалась фабричной тканью, тесьмой, бархатом и отличалась большим разнообразием орнаментики. До XVIII века в женской одежде было много украшений из металла (фибулы, пряжки, подвески, блестки, бляшки, поясные кольца), которые сохранились в незначительной степени до нач. ХХ века. В конце XIX - нач. ХХ вв. бытовали янтарные украшения, медные и серебряные цепочки, ожерелья из разноцветного бисера в виде жгута. Национальную одежду мужчин составляли: рубаха ("пайда") из холста; пояс ("вою") (тканый или ременный) и порты ("куадиет") из домотканины, собиравшийся вокруг талии на шнуре. Обувью служили кожаные туфли ("кенгет"). Рубаха (длиной до колен) имела туникообразный покрой с ластовицами ("кайнолопайкка" - вставка под рукавом) из кумача; имела разрез на левой стороне груди, обшитом черным шнуром. Рубаха была единственно и одеждой карельского парня до женитьбы. По праздникам надевали суконный сюртук или пальто. Верхняя одежда (мужская и женская) мало отличалась от русской. Носили зипуны (род кафтана из домотканого сукна с "фантами" - клиньями по бокам) и такого же рода кафтаны из грубого белого холста, который надевался поверх другой одежды. Подобная одежда ("окайдо") бытовала у вепсов и у русского населения Осташковского уезда под названием ("белый балахон"). Мужчины и женщины носили полушубки из домотканого сукна или овчины с отрезной спинкой и сборами у талии. Чисто карельской обувью у женщин были наголенники ("калжут") - длинный чулок из холста, обвивающий ногу горизонтальными складками, украшенный тканным узором или кумачом. С "калжут" носили кожаную обувь - коты ("котат") или берестяные ступни ("ступнит"). Женская и мужская обувь калишки ("кенгет") носилась с холщовой портянкой ("хатерат") и льняными сборами ("паглат"). С XIX века рабочей обувью были лапти ("луапоттит"). В комплексе народного костюма тверских карел сочетаются древние элементы с поздними наслоениями. Особенностью его является рубаха с "воротушкой", головной убор "самсури", обувь "калжут" и "кенгет", металлические украшения. Орнамент насыщен изображениями животных: оленя-лося, водоплавающей птицы; поля ткани покрыты горизонтальными или диагональными рядами. Широко использовались пояса и в свадебных обрядах. Например, в Тверской губернии поясом связывали руки молодых, привязывали пояс к дуге свадебного поезда. Кроме того, пояса с надписями «Кого люблю, того дарю» или «Люблю сердечно, дарю навечно» служили свадебным подарком невесты жениху, а пояса с геометрическим орнаментом - родственникам мужа и гостям. Особым ритуально-магическим смыслом был пронизан обряд смены девичьего головного убора на женский. Именно головной убор в большей степени, чем другие элементы одежды, являлся социально-возрастным символом. Четкое регламентирование костюма в целом или его отдельных элементов закрепилось в терминологии (свадебный, покосный, жнивальный, великопостный сарафан, горевая сорока и др.). Костюм являлся символом достатка и благополучия в доме. Эта особенность народной одежды отразилась в пословицах и поговорках: «По одежке протягивай ножки», «Рад Епифан, что нажил серый кафтан», «Хоть жмут - да коты, просторны - да лапти», «Купи шубу крытую, а одежду шитую» и других Женский карельский народный костюм из краеведческого музея Талдома (север Московской области) Вложение: 0_56aee_5f643568_XL.jpg [ 83.31 КБ | Просмотров: 7355 ] Вложение: 0_56af1_2090f186_XL.jpg [ 137.55 КБ | Просмотров: 7355 ] Вложение: 0_56af2_8d58c715_XL.jpg [ 123.74 КБ | Просмотров: 7355 ] . |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Чт июн 28, 2018 9:10 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Талдомские школьники в национальной одежде тверских карел |
Автор: | Виктор Юрьевич [ Чт июл 05, 2018 5:54 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О национальном русском костюме |
Вложение: Вложение: tmp-cam-505370033.jpg [ 101.78 КБ | Просмотров: 7261 ] Вложение: tmp-cam-434202145.jpg [ 151.26 КБ | Просмотров: 7261 ] |
Страница 10 из 12 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |