Алексей Писемский писал(а):
Здравствуйте, многоуважаемые!
По моему скромному мнению, школа в её современном состоянии способна только задушить всякий интерес детей к литературе. Ситуацию способны исправить только яркие талантливые педагоги, незаурядных дарований и огромной любви к своему предмету. А таких днём с огнем не сыскать. Причём это касается не только литературы, но и всех других предметов. Моя сестра, законившая исторический факультет, говорила мне, что из всех её однокурсников, в школу пошли работать в основном самые серые и бездарные люди. Я помню когда учился в первом классе, у нас был такой чудовищный предмет, который на нас на всех навивал ужас и трепет - хор. Две злющие неудовлетворенные девицы (для нас, первокласников они казались старыми тетками, но вспоминая сейчас их, думаю им было лет по 25) учили нас петь песенки, аккомпанимируя на фортепиано, всячески при том издеваясь над нами. Это просто был кошмар и насилие над детской психикой. На школу надеятся сейчас особо не стоит, уровень образования очень низок. Поэтому приучать детей к литературе, должны конечно родители. Читать вслух (у нас в семье была такая добрая традиция - старшая сестра читала нам книги на ночь) например. Гоголь очень интересен, сделать его скучным надо постараться, А. К. Толсотй и многие другие. Даже у "серьёзных" и "взрослых" писателей всегда найдётся подходящие произведене. Вот например, "Мальчик у Христа на ёлке" Ф. М. Достоевского:
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0540.shtmlНаша школа не приучает детей мыслить. Учитель это ведь не еженедельный вестник, его задача - научить знанию, а не просто известить о нем. Сколько несчастных школьников понапрасну истратило свои силы на бесполезную и утомительную зубрежку, которая хоть и бывает хороша в отдельных случаях, но не должна быть принципом обучения! Сколько умов изуродовано этими глупыми тестированиями, рефератами, контрольными вопросами по теме и другими механическими способами проверки знаний, не требующими творческого подхода и напряжения памяти! Ведь что такое написать реферат? Для этого надо составить краткий обзор изучаемого материала, для чего достаточно лишь беглого прочтения поверх текста, из коего делаются сокращения и затем соединяются: с этой работой справится самая заурядная программа ЭВМ, такая механическая работа только отупляет и прививает долю изрядного отвращения к тому, что изучаешь. Почему бы вместо этого не провести что-нибудь вроде семинара, когда учитель задавал бы наводящие вопросы, позволяющие обобщать какие-то явления, приводить учеников к самостоятельным выводам, находить причины этих явлений. Например, на уроке истории можно было бы спросить: почему Владимир Святославич решил вдруг переменить веру, если он же сильнее других способствовал усилению язычества в эту эпоху? Любознательность в этом возрасте - лучший друг учителя, ее же и надо подогревать всеми средствами и эксплуатировать, а не навевать уныние и скуку, монотонно пересказывая учебники. Я как-то читал в одной книжке, что система преподавания математики в одном из дореволюционных ВУЗов строилась на том, что студенты должны были сами своим умом приходить к тем формулам, которые они изучали: преподаватель лишь давал исходные данные и направлял их мысль, а выводы они должны были сделать сами. Неудивительно, что 20 век дал столь много великих русских ученых! Я убежден, что просто необходимо наследовать очень многое из старой дореволюционной системы образования в смысле методов и принципов, при этом сохраняя и то лучшее, что выработалось в советские годы. Тогда, быть может, перед учителем вновь будут почтительно снимать шляпу как в эпоху т.н. малых дел, когда русская интеллигенция воспринимала учительство не как профессию или источник дохода, а как нравственный долг.