Роман Б. писал(а):
Мурманскую китайцы строили . Никаких немцев не было
Сегодня, к сожалению, не существует единых представлений о статистике работающих на строительстве. Считается, что на трассе трудилось около 110 000 чел. Помимо 30 тыс. вольнонаемных местных крестьян и отходников из центральных губерний России, использовался труд 10 тыс. китайцев-землекопов из Маньчжурии. Кроме того, здесь работало около 5,5 тыс. финнов, 2000 казахов и киргизов из Семипалатинска, 2 тыс. солдат железнодорожных батальонов и даже 2000 наемных рабочих из Канады.
Однако, исходя из исследований последнего времени, получается, что основная нагрузка возведения пути в Арктику выпала, как ни парадоксально, на долю интернированных австро-венгерской и германской армий. В фондах НАРКа сохранился удивительный и до последнего времени неизвестный документ «Справка о количестве военнопленных, работающих на постройке Мурманской ж.д. и о заболеваемости и смертности среди них, за период с 11-го июня 1915 г. по 1-е ноября 1916 года», который определяет статистику по немцам и австрийцам за указанный период.
Источник отмечает наличие 50 775 «военнопленных . побывавших на линии», из которых австрийских славян, мадьяр и румын оказалось 44 898 чел., немцев - 2085, а германских подданных - 3792 чел.
В то же время анализ новых источников существенно коррелирует эту цифру. Учитывая данные К.М. Агамирзоева,
общее количество военнопленных австро-венгерской и германской армий, находящихся на стройке в Олонецкой губернии, составило 57 518 чел. Однако, очевидно, что и эту цифру преждевременно считать окончательной.
Между тем, парадокс заключается в том, что военнопленные, обустраивая русские железные дороги, соединяющие страны Антанты, собственными руками, в разгар боевых действий в Европе, на «северном трудовом фронте» готовили поражение Германии в мировом конфликте.
Как же попадали иностранцы в район строительства? Это еще одна особенность «мурманского феномена». Большинство военнопленных прибывало в Олонецкую губернию не с фронта, а из концентрационных лагерей Омского и Иркутского военных округов. Первый этап пленных, 8100 чел., практически весь славянского происхождения, весной 1915 г. эшелонами был доставлен на линию Петрозаводск - Сороцкая бухта. В конце лета до места строительства добрался еще один этап пленных, более 4600 чел. А с середины 1916г. многотысячные партии военнопленных стали регулярно прибывать с Дарницкого изоляционно-пропускного пункта и из Новониколаевска, расположенного в Омском военном округе.
Исходя из сводок Петроградского жандармского полицейского управления, в округе Петрозаводска в 1915 г. трудилось 4287 военнопленных, а через полгода - 8196 чел.
Отметим, что доклады о количестве военнопленных готовились к 15-му числу каждого месяца и регулярно отправлялись в канцелярию олонецкого губернатора и в штаб Петроградского военного округа. Авторы рапортов вычленяли сведения об интернированных немцах и австро-венграх, особо выделяя пленных славян. В то же время мусульмане в документах вообще не упоминались.
Любопытно, что 15 и 21 августа в 1916 г., после успешного наступления русской армии, в Карелию, минуя фильтрационные лагеря, прямо с Восточного фронта, прибыли первые эшелоны с 2501 австро-венгерским военнопленным, в составе которых большинство оказались мадьярами, немцами, румынами и поляками.
Ранее, 18 и 22 июня, с Украины добрались этапы с 4008 военнопленными, а 23 июня - эшелон из Пензы с 1174 военнопленными. Вновь прибывшие офицеры и солдаты определялись под начало инженера Розенберга19. Всего с 15 февраля по 16 сентября 1916 г. в Петрозаводск поступило 33 эшелона из Новониколаевска, Омска, Тобольска, Читы, Пензы, Киева, Казани.
http://armflot.ru/index.php/tajny/291-kak-voennoplennye-stroili-russkie-zheleznye-dorogi-v-arktiku