Максим Алтайский писал(а):
Я о том же, по сути. И сие не значит, что каждая ментальность вносит свои правки в Божественную Истину, которая Кафолична, то бишь универсальна и неизменна. А значит разговоры а-ля "наше национальное христианство круче вашего" неуместны.
А если углубляться в актуализацию Истины, все равно есть определенные условные деления: актуализация в Европейском ключе (греческом и латинском), потом на национальным культурам (русская, сербская... / немецкая, испанская), и так дальше, доходя до уровня Личности, актуализация на уровне которой будет единственная из всех иметь онтологическое основание. И именно она, возможность ее (усвоения Божественной Истины Человеком, возможность Боговоплощения и обожения человека), обеспечивает единство этой самой реализации (на всех уровнях) и Вселенскость.
А значит нет места национальному или какому иному чванству, которое "сложно выразить, но чувствуется) в Христианстве, в противном случае пропадает Трансцендентная Истина, Бог, как субстанция, превращаясь в нечто тварное, реляционное, конвенциональное и определяемое национальной культурой.
А отделение "русскости" от европейскости в вашем ключе, мне кажется, приводит в конечном счете к тому.
Вот для примера, хотя конечно не только к этому сводится.
http://www.sv-krest.ru/UserFiles/File/b ... kin05.htmlМитрополит Антоний (Храповицкий)
Пушкин как нравственная личность и православный христианинЦитата:
В чем же так горько, так беспощадно каялся наш поэт? Конечно, в грехах против 7-й заповеди, - в этом отношении его совесть оказывалась более чуткой даже сравнительно с совестью блаженного Августина, написавшего свою чистосердечную исповедь.
Последний открыто каялся перед читателями, не щадя своего святительского авторитета, но в чем главным образом? - Увы, и здесь в нем сказался более римский юрист, чем смиренный христианин: он оплакивает грехи своей молодости, но главным образом то, что он в детстве... воровал яблоки и другие фрукты в чужом саду [5], что, конечно, делает всякий порядочный мальчишка, особенно на знойном юге, где фрукты дешевле, чем у нас щавель. Блаженный Августин жестоко терзает свое сердце за то, что, воруя фрукты, он это делал не под давлением нужды, а ради глупого молодечества. Зато чрезвычайно равнодушно он упоминает о бывшем у него незаконнорожденном ребенке, которого смерть похитила уже в юношеском возрасте.
Покаяние же Пушкина в своих юношеских грехах не было просто всплеском безотчетного чувства, но имело тесную связь с его общественными и даже государственными убеждениями. Вот какие предсмертные слова влагает он в уста умирающего царя Бориса Годунова к своему сыну Феодору:
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет,