Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Сб апр 27, 2024 12:38 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: По ком звонит колокол
СообщениеДобавлено: Вс ноя 25, 2012 2:56 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 31, 2012 7:25 pm
Сообщения: 520
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует, что к 2020 году психические расстройства в Европе составят 15% общей заболеваемости. В каждой четвертой семье в мире есть хотя бы один человек с психическим и/или поведенческим расстройством.
Источник: 7 секретов



Психические расстройства наблюдаются более чем у 25% всего населения в разные периоды жизни. В Европе симптомы психического расстройства наблюдаются у каждого четвертого подростка. И т.д. Очень ярко иллюстрирует ситуацию следующий факт: депрессивные нарушения — четвертая ведущая причина заболеваемости и инвалидности. Прогнозируется, что в течение 20 лет эта причина станет второй.

А как же обстоят дела у нас? Каковы факторы роста психических расстройств в Латвии? И каковы критерии оценки психического здоровья человека?

Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком.
А.Адлер

Факторы роста

По официальным данным (2012 г.), психическими расстройствами в Латвии страдают 72 000 человек. Только за прошлый год в стране было зарегистрировано более 15 тысяч больных шизофренией. По данным "Дома милосердия" (Вентспилс), в Латвии сегодня насчитывается более 145 тысячи человек, имеющих проблемы с психикой. Причем любой психиатр и психотерапевт вам скажет, что очень многие вообще не попадают в поле их зрения, а значит, цифра может быть еще больше.

Основные факторы роста психических расстройств

1. Рост численности лиц с интеллектуальной недостаточностью отчасти обусловлен достижениями медицины, позволяющими выживать детям с аномалиями развития центральной нервной системы, во многом — более высокой выявляемостью их, чем было до этого.

2. Наркотизация и алкоголизация населения Латвии в настоящий момент принимает характер национального бедствия. Неумолимая статистика рисует безрадостные картины биологического, нравственного, экономического, культурного вырождения нации. Если родители злоупотребляют алкоголем, то 80% их детей имеют диагноз "слабоумие". Главная причина катастрофического пьянства — психологический надлом, связанный с дефицитом самоощущения личностного смысла жизни. Прежде всего — среди мужчин.

3. В последние десятилетия в психиатрии выделился новый раздел — экологическая психиатрия. Исследования, проведенные в зонах экологического риска, позволили установить прямую зависимость между уровнем антропогенной загрязненности окружающей среды и показателями нервно–психического здоровья детей.

4. Социальная проблема — рождение детей у психически нездоровых родителей. У таких людей отсутствует сама мысль о предохранении, о каком–то планировании семьи. Дети в таких семьях продолжают рождаться и воспитываться по образу и подобию родителей. Если у некоторых из них по врачебным показаниям отклонений в развитии пока нет, то с течением времени они вполне могут появиться. Риск повторить судьбу родителей статистически равен 88%. Алкоголички, 50–сантимовые дорожные проститутки рожают, не мучаясь вопросами, какую жизнь они могут предложить своим детям.

5. К вопросу грудного вскармливания многие врачи и матери относятся несерьезно. Материнское молоко — это самая правильная пища для грудного ребенка в первые полгода его жизни. Дети, вскормленные грудью, обладают более высоким уровнем интеллекта, они в 2–3 раза реже болеют простудными заболеваниями, вдвое реже страдают опухолевыми заболеваниями, в 2 раза реже — диабетом (см. "Руководство по грудному вскармливанию детей" И.Эбеле).

6. Мозг человека имеет 1 014 нейронов. После 25 лет каждый день погибает по 10 тысяч нейронов. Остается еще очень много, только нужно заставлять их работать. Когда мы мыслим, их погибает меньше. Люди редко жалуются на свой интеллект, а жалуются на ухудшение памяти. Но дело не в памяти, а в том, что, когда человек не пользуется мозгами, перестает учиться, читать, отмирает массированное количество нейронов. Ему становится трудно объединять в сознании разноплановые явления. Из–за этого с возрастом падает интеллект.

7. Прописная истина: рука сотворила мозг и сознание человека, рука развивает мозг. Куда деться поколению, изучавшему в течение 9–12 лет жизнь в уме, сидя на ягодицах?

Поколению, у которого за всю его жизнь руки не познали ни одного реального дела? Куда идти взращенному миром взрослых "безрукому" поколению, кто знает? Кому еще не понятно, что "безрукое" поколение — это поколение с распадающимся духом воли, духом сознания. Это поколение с распадающимися на более низкие уровни программами общественного поведения, в которых доминируют психомотивы агрессора — жертвы.

8. Основная причина детской инвалидности — это рассогласование уровня нервно–психического здоровья детей и той социально–педагогической среды, в которой они пребывают. Где же наш последний инстинкт — инстинкт спасения дитя человеческого? Еще имеющий воображение, представь себе: что же от этих детей останется "в остатке" после 9— или 12–летнего пребывания в этой "шоковой" для детей социально–педагогической, сенсорно обедненной среде, которая угнетающим образом действует на нервную систему детей.

9. Серьезная проблема заключается в том, что очень большое количество случаев психических расстройств не получает лечения. Например, в Европейском регионе не получают лечения около 47% людей с тяжелой депрессией. Что еще более удивительно, без лечения в 36–45% случаев возникает шизофрения.

В нашей стране вопросы психического здоровья поднимаются довольно редко. Надо отметить, что до сих пор сохранилось отношение к психическим расстройствам как к чему–то постыдному. Поход к специалисту до сих пор для многих равняется подписанию самому себе приговора о сумасшествии. Существует также дискриминация по отношению к лицам с психическими расстройствами.

10. "Таблеточная терапия" стала основным методом лечения, а все составляющие медицины и здравоохранения поддерживают и развивают ее. Такой подход к лечению больных десятилетиями массово разрушает здоровье населения (изменение генотипа клеток, развитие раковых и иммунных заболеваний, задержка умственного развития детей, врожденные уродства), его адаптационный и реабилитационный потенциал. Более половины новых изобретаемых в мире лекарственных средств — психотропные препараты, а в частности — антидепрессанты. Что это значит? Буквально следующее: во–первых, проблема психических расстройств актуальна и актуальности своей терять не желает; во–вторых, решить ее пока не удается, поскольку если бы решение было найдено, то в бесконечном изобретении новых психотропных препаратов не было бы никакой надобности.

Одного ума недостаточно

В человеке заложены потрясающие способности, но они остаются невостребованными, так как мы живем в техногенном мире, перекладывая выполнение многих жизненных функций на технику. Хотя логичнее всего в данной ситуации, когда объем приходящей в мир информации удваивается каждые три года, было бы попытаться изменить себя. Реальный способ добиться этого заключается в активизации незадействованных участков собственного мозга. Несомненно, человек, мозг которого работает не на 3–5%, как у основной массы людей, а хотя бы на 10–20%, обладает не только гораздо большей приспособляемостью, но и мощной способностью развития. Степень развития нашего сознания и всего организма в целом зависит от гармоничной работы обоих полушарий мозга.

В настоящее время школьные методики обучения развивают главным образом левое полушарие, тем самым переоценивая логическое мышление в становлении мыслительной деятельности ребенка и молодого человека. Вся современная система образования нацелена на развитие логического мышления. До сих пор в любой системе образования интеллект больше связан с понятием IQ. Однако высокий IQ определяет успех в жизни только на 20%. Особенно IQ не гарантирует успех в условиях социальных изменений. Мы живем в мире, где интеллекту человека придается слишком большое значение и считается, что чем умнее будут люди, тем лучше станет мир. Часть психологов до сих пор рассматривает интеллект как залог успеха человека. Однако современное состояние человечества не подтверждает данную теорию, поскольку голод, войны, бедность, депрессия, тревога по поводу денег, стресс, коррупция, неизлечимые заболевания увеличиваются пропорционально росту интеллектуального уровня людей.

Путь к гармоничному развитию личности, т.е. раскрытие всех потенциалов человека, лежит через правое полушарие. В ходе решения мыслительной задачи учащиеся спецшкол склонны переключаться со словесно–логического мышления на более простые его виды — образное мышление. Аномальное развитие наиболее отчетливо проявляется в глубоком недоразвитии словесно–логического мышления.

Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление — все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанных с логикой, анализом и линейным мышлением, за которое отвечает левое полушарие. Эти функции мозга относятся к эмоциональному интеллекту (EQ). Обеспечивает их правое полушарие.

В условиях социальных изменений особую роль играет не академический ум, а способность управлять своими эмоциями, т. е. эмоциональный интеллект (ЕQ) — качественный показатель. Для социализации личностные (эмоциональные и мотивационные) факторы имеют явно большее значение, чем измеренный интеллект (IQ) — количественный показатель.

Процесс взаимодействия человека с нарушением психического развития с окружающей действительностью в значительной степени зависит от состояния его эмоциональной сферы. Понятия "добро" и "зло" доступны пониманию человека с нарушением психического развития, он достаточно глубоко осознает свое эмоциональное отношение к этим понятиям. Относительно сохранные "симпатические" эмоции: сочувствие, переживание, стыд, обида — могут иметь большое значение в воспитании людей с нарушенным интеллектом. Однако необходимость раскрыть свое отношение на вербальном уровне вызывает существенные затруднения. Значит, целесообразно использование невербальных методик.

Общество, заботящееся лишь об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Эмоционально разумные люди обладают хорошо развитым самосознанием. Они могут управлять своими эмоциями, избегая непреодолимой депрессии, чувства тревоги или злости.

Говоря о полном психическом здоровье человека, нельзя забывать о том, что на любой дефект личность реагирует целостно. Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения нормальной деятельности мозга, для обеспечения всех видов деятельности. Древние греки писали и читали: первая строка справа налево, вторая — слева направо и так далее. Ресурсы мозга должны быть востребованы в полном объеме.

Необходимо помнить, что у нас есть только два источника энергии. Это природные ресурсы и Солнце. Оба конечны. Что не позволяет нам осознать реальную ситуацию? Почему столько разумных людей не могут сделать мир более спокойным, справедливым, дружелюбным и гуманным? Почему наука и технология развиваются такими высокими темпами, в то время как внутренний мир человека остается примитивным?

У современного человека внутренняя жизнь ненамного богаче, чем десять тысяч лет назад, его страсти не защищены, даже наоборот, более опасны, чем в эпоху пещерной жизни. Подобная оценка сохраняется в любой психотерапии, направленной не на "зачистку" личности от ее внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности, в психоанализе). В настоящее время взрыв неконтролируемых эмоций может разрушить планету, и это реальная угроза.

Но люди не понимают друг друга потому, что каждый защищает свою крошечную территорию, изолированную от всеобщей реальности, к которой у нас нет доступа. Люди лишены какого–то неведомого элемента, который мог бы позволить им достичь "всеобщего видения" жизни. Все доступное нам знание фрагментарно, наш разум фрагментарен, наше "я" состоит из бесчисленного количества фрагментов, а видение реальности ограничено квадратным дюймом знания. Мы хорошо управляем нашим маленьким пространством, но от нас ускользает то, что находится за его пределами.

Чувство общности — критерий психического здоровья человека

Одним из первых крупных ученых, кто последовательно проводил идею о том, что "…человек является единым и самосогласующимся организмом…", был австрийский психолог Альфред Адлер (1870–1937). Подчеркивая уникальность каждого индивидуума, он назвал свою теорию развития личности и построенную на ее базе психотерапевтическую систему индивидуальной психологией. Альфред Адлер создал свою теорию структуры личности, внеся в нее идею о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию.

Английский поэт Джон Донн (1572—1631) положил начало метафизической школе — философскому учению о сверхчувствительных принципах бытия: "Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо Я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе".

Индивидуальная психология — это межличностная психология. Первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними "земную кору". А.Адлер придавал важное значение развитию восприятия человеком себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.

Эти действия были объединены в термине "социальный интерес". Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социального интереса. В концепции Адлера социальный интерес выступает как фактор эволюции в человеческом обществе. Социальный интерес — основа здорового функционирования личности и общества.

Научные исследования и терапевтическая практика индивидуальной психологии ориентированы на совершенствование общества. Адлер понимал гуманное общество как способное удовлетворять глубинные человеческие потребности и основанное на сотрудничестве между людьми. Человеческое общество без истинного гуманизма просто нежизнеспособно.

Политические события в разных странах бросают вызов концепции австрийского психолога А.Адлера. В наши дни, когда навязчиво и неразумно насаждается культ индивидуализма, у многих встречает настороженное отношение само понятие "социальный интерес", введенное Адлером. И совсем нелишне было бы прислушаться к его словам, по сей день не утратившим актуальности: "Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим".

Индивидуальная психология могла бы собрать воедино в обществе все скрытые, неактивные, но способные к пробуждению и развитию силы Добра, существующие в различных социальных группах, так же как она собирает их в индивидуумах. Национальная вражда, расслоение общества — это величайшие враги государства, коренятся в желании избежать или компенсировать жгучее ощущение собственной неполноценности.

Все, чем отличается человек от остального мира природы: разум, воля, характер, сознание, потребности, способности, — формируется непосредственно в обществе. Общество, природа и психика человека связаны по замкнутому кругу — на человека влияет окружающая природа, и человек влияет на природу, общество тоже влияет на человека.

Социальный интерес — основа здорового социального функционирования личности в обществе — есть основа социального включения в общество и устранения чувства неполноценности.

По Адлеру, выраженность социального интереса — удобный критерий оценки психического здоровья человека. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" — показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей.

Нормальные, здоровые люди по–настоящему беспокоятся о других; их стремление к самосовершенствованию социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение, они поглощены своими интересами и самозащитой. Социальный интерес, общественное чувство — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Это внутренне присущая каждому человеку потенциальная возможность, которую нужно сознательно развивать. По убеждению Адлера, индивидуальная психология личности, которая может излечивать людей от неблагоприятных последствий ощущения недостаточности, может стать могучим средством избавления нации и государства от зловещей угрозы коллективных комплексов неполноценности. Самое скверное, что, к сожалению, комплексом неполноценности страдают совсем не те, кому следовало бы.

Валерий БРАЖНИК, член правления Центра альтернативной заботы "Дом милосердия"

http://www.ves.lv/article/231142


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 175


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }