р.Б. Алексий писал(а):
Святитель Филарет рассуждает об идеальном устроении государства. О благочестивых царях. Которых, увы, было так немного.
Вот что он пишет далее, читаем:
О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли требуемые от них – богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство царя и устроение земного царства по образу небесному и постоянно ознаменовывали себя чертами того образа, как-то: благоговением и любовию к царю, смиренным послушанием его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли бы от себя все то, чему нет образа на небесах, как-то: превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия!
Тогда все по образу небесному благоустроенное по образу небесному было бы блаженно. Вот что пишет св. патриарх Тихон:
...установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает Себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение.
...Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану, должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими Она возбраняет Своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций.
Памятуйте, отцы и братья, и канонические правила, и завет Святого Апостола, "блюдите себя от творящих распри и раздоры", уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь "всякому человеческому начальству" в делах мирских (1 Пет. 2, 13)
Далее, на том же сайте Азбука.ру. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей автобиографии "Я полюбил страдание" пишет:
"...Однажды ночью вызвали на допрос, продолжавшийся часа два. Его вел очень крупный чекист, который впоследствии занимал очень видную должность в московском ГПУ33. Он допрашивал меня о моих политических взглядах и моем отношении к советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: так кто же вы – друг наш или враг наш?"В общем, по всему видно, что политический строй - это вопрос предпочтений. Одному нравится монархия, другому - демократия. Как мы видим, среди святых встречаются даже убежденные демократы. И это все - частные мнения святых, на которые они, без сомнения, имели право. Это касается в равной степени и митр. Филарета, и святителя Луки - они оба наследовали Царство Небесное и равночтимы Церковью.
И нет таких правил, обязывающих христианина предпочитать одно другому.
Есть лишь 81 апостольское правило, которое запрещает прямое участие епископов в политике. ("...не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народное управление") И в соц концепции это тоже говорится. Что касается мирян, то это дело добровольное.
Иначе мы бы тут копья не ломали.