Николай Сергиевич писал(а):
Один из примеров того как при Сталине не только развивали и Артели коих было свыше 114 000 (которые после убийства Сталина были запрещены разрушителем Хрущевым и его командой), как сегодня сказали-бы - частное предпринимательство, но и всячески помогали ему (причём Сталиным планировалось давать им беспроцентные кредиты сроком на 12 лет).
В 1930-31 гг. шел массовый приток еврейских кустарей в производственные артели промкооперации. К 1931г например в Винницкой обл. 48,8% кустарей было кооперировано. Тогда артели снабжались сырьем привилегированно и давали фиксированный заработок своим членам. Кустари-одиночки вступали в них, спасаясь от налогов и дороговизны сырья. Но с развитием индустрии их продукция стала не нужна, артели характеризовались низкой производительностью труда и плохим качеством продукции. Теперь дефицитным сырьем снабжались предпочтительно фабрики, в артели оно почти не поставлялось. В результате к 1934-35 гг. происходит массовый переход кустарей на положение индивидуально работающих. Процент кооперированных кустарей в Винницкой обл. составлял в этот период уже 41,2%. Уменьшился он и в Киевской обл. и в Белоруссии, хотя видимо изначально был выше. В 1935г он составлял там соответственно 62,1% и 68%.
Очевидно, что больше половины местечек имели швейные и пищевые артели, во многих были кожевенные, обувные и деревообрабатывающие артели, в Белоруссии много артелей металлистов, транспортников, по сбору утиля. Однако только по наличию тех или иных артелей трудно судить о профессиональном составе кооперированных кустарей. Нужно учесть процент вовлеченности их в артели разных профилей. Тогда из таблицы видно, что, например, швейные артели при их наличии в местечке включают больше трети кооперированных кустарей этого местечка. Много кустарей привлекают и деревообрабатывающие артели, особенно в Белоруссии, там их членами было больше трети кооперированных кустарей, вероятно, это обуславливается большей доступностью там сырья. Также и в сельскохозяйственной Винницкой обл. где пищевые артели включали 41,6% кустарей, что намного больше, чем в других областях. Много кустарей включали и артели текстильщиков и трикотажников, кожевенно-обувные артели привлекали особенно много кустарей в Белоруссии. Значительно меньше кустарей привлекали артели других профилей, в обследованных местечках вообще нет артелей некоторых профессий, как-то: парикмахеров, часовщиков и пр.
Однако в целом наши выводы о профессиональном составе кустарей могут быть лишь примерными, поскольку наличие тех или иных артелей не означает, что не было кустарей-одиночек тех же профессий, так же как и при отсутствии артели могли быть кустари-одиночки данной профессии. Другим фактором, затрудняющим подсчеты, является существование множества многопрофильных артелей. Их было не так много в Белоруссии, но больше на Украине, особенно в Киевской обл., где они при наличии включали больше половины кооперированных кустарей местечка. Такие артели создавались механически из самых разных цехов. Например артель “Прогресс” в Шполе ( Киевская обл.) включала производство шипучих вод, конфетный и колбасный цеха, цеха токарей, бондарей и швейников. Во всех этих цехах было занято 32 человека, из них четверть это обслуживающий персонал. То есть, эти артели были крошечными и объединяли кустарей самых разных профессий, возможно, когда их было слишком мало, чтобы создать свою артель, или из оставшихся членов распавшихся артелей. Портные, сапожники, кожевники и пищевики составляли подавляющее большинство в этих многопромысловых артелях.
Интересно, что стахановское движение, возникшее в 1936г, захватило и еврейских рабочих и кустарей. Даже при незагруженности артелей некоторые кустари перевыполняли планы, были стахановцами, что было почетно. А некоторые находили выход из положения просто, так, в Березине жена хотела, чтобы ее муж, член портновской артели, стал стахановцем. Но он не мог столько шить, тогда она шила сама и записывала все на счет мужа. (18) В этом можно увидеть влияние идеологии, внушавшей образ строителя социализма, стахановца, который было трудно реально воплотить в местечковых артелях.
http://old.ort.spb.ru/history/1930.htmНиколай Сергиевич,про еврейско-сталинские артели сам по ссылке дочитаешь