Рецензия на "Обзор исторического развития сельской общины в России"
... Мы весьма благодарны г. Чичерину за возбуждение важного вопроса о сельской общине, за совокупление воедино и уяснение главных доводов, коими по видимому опровергается исконное существование общины у нас в России; но думаем, что уже теперь, по прочтении живой, крайне заманчивой статьи г. Чичерина и строго-ученого ответа г. Беляева, можно вывести следующие заключения: 1. Что наша община вовсе не патриархальная, не родовая, не государственная, а по преимуществу товарищеская или, вернее сказать, мирская. Она не устроена правительством, а образовалась из самого быта русских людей; правительство же только мудро воспользовалось тем, что уже существовало в нравах и обычаях народа. 2. Что русская община имеет конечно свои особенности, которые вытекают собственно из русской истории, но в главных чертах (в общинном владении землею, в выборе начальников, в сущности власти этих начальников, в братском товариществе членов общины и проч.) она тождественна с общинами других славянских земель, разумеется, насколько эти последние общины не были искажены влиянием Римства и истекающих из него гражданских учреждений. 3. Что наша сельская община, с древнейших исторических времен и доныне, сохранила все отличительные черты, которыми она резко отличается от западных германских и прочих общин, - черты, составляющие главную основы порядка и величия в настоящем и служащие залогом благосостояния и могущества России в будущем. Из статьи г. Беляева видно, на основании исторических свидетельств, что издавна было у нас общинное владение землею, что были переделы земли и что были общинные суды и расправы. Продажи земель конечно совершались, но они не касались лично собственных земель или представляли только замен одного тяглого лица другим. Были ли в древней России большие поселки, сколь много их было, - это к настоящему делу мало относится, ибо общины могут равно существовать, как в больших, так и в малых деревнях. Что же касается до переходов народонаселения с места на место, целыми деревнями или отдельными лицами, то они ни мало не уничтожали общинного начала в народе, что впрочем на деле доказывается подвижными артелями, существующими и ныне в разных местностях России. 4. Настоящее устройство сельских общин вышло не из сословных обязанностей, наложенных на земледельцев с конца ХУ1 века, не из прикрепления их к местам жительства и не из разложения податей на души, а из тысячелетней жизни Русского народа и государства. Впрочем, это очевидно также, как из того, что законом трудно, вернее сказать, невозможно укоренить в правах и обычаях то, чего в них нет самобытно, так и из того, что общинное устройство существует и там, куда правительственные распоряжения почти не заглядывали, а именно: в помещичьих имениях. Во всех вотчинах (особенно в северных губерниях), где власть помещичья не уничтожала прямо и положительно мирского управления, 5. общества очень сильны и живы; сверх того замечательно, что даже в тех имениях, где сходки, суд стариков, выборы и мирское управление в деревнях были уничтожены помещиками или их управляющими, снова все эти обычаи оживали и укоренялись, как только слабела или устранялась власть, препятствовавшая их развитию.
|