О гонениях на Православие в Великом Княжестве Литовском
http://www.economy-law.com/cgi-bin/arti ... 31&name=20
" Казимир Ягеллончик (1440-1492) не был ярым приверженцем католицизма, но его болезненный сын (также Казимир) воодушевлялся ревностью исповедников латинства.
Есть свидетельство, что под влиянием сына литовский правитель в 1480 г. издал указ о запрещении строительства новых православных церквей. В 1468 г. из Польши на литовские и русские земли проник миссионерский орден бернардинов,
усилилась католическая проповедь среди православных. Известно послание Киевского митрополита Мисаила римскому папе Сиксту IV, датированное 1476 г.
В этом обращении - жалоба на насилия католических духовных властей, на их практику перекрещивания православных. Послание написано с той целью, чтобы папа усмирил ревностных проповедников, потому что восточные братья являются истинными христианами, с теми же основными догматами веры, что и католики. Несмотря на цветистые выражения в адрес папы, эта грамота является просто вежливым обращением, а не изъявлением покорности, как это хотелось видеть будущим униатским митрополитам.
Послание осталось без особых последствий.
Во время правления Александра Казимировича (1494-1506) на Киевскую кафедру вступил приверженец церковной унии Иосиф Болгаринович, но период его власти был слишком кратковременным, чтобы принести делу унии какую-нибудь пользу.
Религиозные притеснения православных в Великом княжестве Литовском послужили обострению отношений с Московским княжеством. Александр литовский был женат на Елене, дочери князя Московского Ивана III.
Условием брачного соглашения было неприкосновенное православие Елены. Но литовская сторона не соблюдала этого соглашения. Виленский бискуп Войтех Табор открыто одобрял насилие в делах веры, а римский папа Александр VI освобождал своей духовной властью князя Александра от обязательства о свободе вероисповедания его жены. Последующая неудачная война с Иваном III привела Великое княжество Литовское к большим территориальным потерям, причина которых была не столько в военной силе Москвы, сколько в ее единоверии.
Периоды правления Сигизмунда I Старого (1506-1548) и Сигизмунда II Августа (1548-1572) - время наибольшей терпимости к Православию.
В 1563 г. было даже отменено городельское постановление 1413 г., ограничивающее права православных при занятии важнейших государственных должностей. Внешнее спокойствие позволило обратить внимание на внутренние церковные беспорядки. В 1509 г. в Вильно состоялся духовный Собор, который своими правилами пытался ограничить неканонический епископский произвол и злоупотребления правом т.н. "патроната". Светский патрон (основатель храма) выделял средства на содержание церковного причта и зачастую сам выбирал священника для своей церкви, мало обращая внимание на церковные каноны и власть архиерейскую. Правила Виленского Собора, защищавшие Церковь от светского произвола, к сожалению, так и остались на бумаге.
Главные патроны Православной Церкви - одновременно польские короли и литовские князья - были католиками и покровителями католичества. Стесняемые военными нуждами, они все более и более попадали в зависимость от мелкопоместного дворянства - шляхты, награждая приближенных за выслугу лет и ратные подвиги не столько деньгами и почестями, сколько доходными должностями, в том числе и епископскими. Такой "нареченный" епископ, пропахший порохом войны и охоты, а также парами бесшабашных пирушек, совсем не стремился оставить свой прежний образ жизни и смотрел на церковные имения как на награду. Нередко такие епископы уже подсчитывали "доходы" епископа еще здравствующего, и даже после его кончины не один год могли откладывать свое рукоположение, не испытывая к священническому служению такого влечения, какое имели к церковной скарбонке. Нравственная порча поражала высшее духовенство и отталкивала паству.
В противовес корыстным интересам знати для защиты интересов Церкви из городских ремесленных союзов
стали вырастать церковные братства. Первое западно-русское православное братство появилось еще в 1439 г. во Львове, другое старейшее братство образовалось в Вильно в 1458 г. Когда Европу охватило реформационное движение и молодые люди из знатных фамилий, учившиеся в университетах Германии, принесли в Польшу и Литву новые религиозные веяния,
православные братства стали умножаться. В их типичном уставе помимо правил о выборе старейшин, братской кружке, братском суде и взаимной помощи указывались права порицать поступки своих членов, противные закону Христову, даже отлучать их от Церкви, обличать самих епископов. Стало обычным для братства содержать больницу и богадельню, школу и типографию.
Кроме старейших братств учреждаются братства Луцкое, Киевское, Могилевское, Слуцкое, Брестское, Минское, Пинское, Оршанское и др."