Николай Васильев писал(а):
Самарин и. В. писал(а):
Поймите же, речь идет не о замещении Христовой жертвы или смешении её с человеческой, что, впрочем, и невозможно, а лишь о уподоблении ей.
Вспомните: Уподобися Царствие Небесное человеку (Мф. 13, 24)… Подобно есть Царствие Небесное зерну (Мф. 13, 31)… Подобно есть Царствие Небесное квасу (Мф. 13, 33)…
Не хотите ли и тут разразиться возражениями, типа: как это Царство Небесное подобно квасу и проч.?!
Смотрите же теперь внимательно на то, что говорится в тропаре царю Николаю: «В подобие жертве Христове» и «яко агнец непорочный». Никакой подмены Христа земным царем здесь нет и в помине, следовательно, нет в этих словах и пресловутого царебожия,- как, кстати, нет никакого унижения Царства Небесного в уподоблении его квасу ("божеквасия"), равно как и нет, с другой стороны, в словах Христовых обожествления этого кваса ("квасобожия").
Почему тогда у царебожников Жертве Христовой уподобляется ТОЛЬКО царь Николай II?
Так Русская земля видела себя в центре вселенской битвы добра и зла, и вряд ли можно считать эти представления только лишь иллюзией. Поэтому не удивительно, что победа над Ордой рассматривалась русскими как знамение Свыше — как указание на избранность народа, сумевшего одолеть татар и уберечь не только себя, но и весь христианский мир. Этим, видимо, можно объяснить, почему идея «Святой Руси» содержала в себе мотив возвышения всего русского над христианским и приравнивания христианского как такового к опыту русской христианской жизни [20]. Так же, как Христос пришёл в этот мир для возложения на Себя всех грехов народных, страдания и спасения всего мира, — так и Русь стала воспринимать себя единственной и единой страдалицей за грехи христианского мира: католическая вера всегда считалась неправедной, еретической, — за её отпадение и «терпела» Русь от Орды.
Это к вопросу о подобии и аналогиях.