"Наша Нива" и масонская интрига У историка Владимира Снапковского читаем об этом: "В 1915 г. в Вильнюсе братья Антон и Иван Луцкевичи создали конфедерацию ВКЛ, политическую организацию, которая добивалась образования белорусско-литовского государства на федеративной основе. В 1916 лидеры украинского (Михал Грушевский) и белорусского (Антон Луцкевич) национального движения выдвинули идею Соединенных штатов от Балтийского до Черного моря, или балтийско-Черноморского содружества. Согласно этому плану предполагалось создание после окончания войны экономического и политического сообщества из независимых государств - Беларуси, Литвы, Латвии и Украины. Это чем-то напоминают модернизированную идею восстановления ВКЛ ".
Были ли масонами или "свободными каменщиками" создатели первой белорусским газеты "Наша Нива", а по сути, и самой Беларуси - страны и нации? Значит ли это, что "Наша Нива" и Беларусь - плод какого-то масонского сговора? Алесь Смоленчук - доктор исторических наук и наиболее опытный знаток истории белорусского масонства, автор книги "Свободные каменщики в белорусском истории. Конец XVIII - начало XX в." отвечает на эти вопросы: В 1910 год, когда в Вильнюсе образовалась первая масонская ложа "Единство", среди ее основателей были братья Луцкевичи. "Главный источник, если говорить о вольных каменщиках начала ХХ в. - дневниковые записи Михала Ромера, который также был среди братьев виленских лож. То же "Единство" приняло его в марте 1911 года. И хотя вольных каменщиков обязывала тайна, полная тайна, Михал Ромер эту тайну раскрыл, нарушил клятву, которую он давал. Раскрыл при обстоятельствах ... словом, можно понять, почему он решился на раскрытие этой тайны. В 1915 году он решил перейти линию фронта и присоединиться к легионов Пилсудского и воевать с оружием в руках за независимость Польши. При этом у него была своя позиция - он считал, что жители бывшего ВКЛ должны вместе с поляками бороться за независимость сначала Польши, а потом это поможет восстановить независимость Литвы, исторической Литвы. И перед тем, как решиться на такой достаточно авантюрный шаг (ведь он мог и погибнуть во время всего этого), он сделал записи в своем дневнике (он завершал фактически определенный этап своей жизни), и, между прочим, там были подробные записи о вольных каменщиках - вся история, которую он знал - создание виленских лож.
Ромер вел свой дневник с 1911 года до конца жизни, он в 1945 году умер. Разные исследователи анализировали эти дневники, и большинство записей не вызывает никаких сомнения. То, что я проверял по некоторым другим источникам - данные, связанные, например, с приездом Антона Луцкевича на петербургский конвент - съезд масонов в Петрограде в 1914-15 годах, то все совпадало, действительно так было. Там были Ромер и Луцкевич, и другие данные подтверждали это ". "Михал Ромер - это известный литовский и польский юрист, специалист в праву, человек, который принадлежал к так называемой категории литовских поляков. В начале ХХ в. он выступил с рядом публицистических статей, которые обозначали появление на общественно-политической арене идеологии краевцев. Эта идея, что жители бывшего ВКЛ принадлежат к единой нации. Независимо от культурной, этнической принадлежности, социального происхождения. Если ты чувствуешь себя гражданином бывшего ВКЛ, исторической Литвы, ты имеешь право принадлежать к этой единой нации. Идея была достаточно популярна и у него сочеталось с либерально-демократическими взглядами. Он последовательно это все отстаивал, но когда в 1920-м году Желиговский захватил Вильнюс, настало время делать выбор: с кем ты будешь. Стало понятно, что возродить ВКЛ, о чем мечтал Ромер, не получится, и он сделал ставку на Литву. Он перебрался в Каунас, стал ректором университета, литовского первого университета Витаутаса Великого. Там он три каденции был ректором и разрабатывал, внес огромный вклад в разработку литовской конституции. Ну и все время, всю свою жизнь вел этот дневник, где, кстати, записи делал на польском языке ". "Луцкевичи разделяли идею краевости. Но разделяли, скажем так, инструментально. Они видели в этой краевости возможности для пропаганды белорусской идеи. Они считали, что эта краевая идея даст возможность белорусам выступать наравне с литовцами, поляками, построить свой белорусский дом в пределах этой краевости ". Но инициатор был Ежи Ром - еврейский врач, очень известный деятель конституционных демократов, он принадлежал к партии кадетов. Инициатива возрождения масонства на территории бывшего ВКЛ шла из Москвы и Петербурга. Великий Восток Франции создал там в 1906 году первую ложу и постепенно они вышли благодаря Ежи Рому на то, чтобы создать ложу здесь. И действительно, братья Луцкевичи были в той первой семерке, которая образовала ложу "Единство" в конце 1910 года. Это была уже вторая в определенном смысле белорусская ложа. Первая возникла в Минске чуть раньше ". Потом в ложу вступят Иван Красковский,и в 1912 году - Вацлав Ластовский ... Насколько я могу судить, насколько знаю Луцкевичей, для них масонство не было самоцелью. Масонские ложы, которые возникали в это время, это в первую очередь были группы влияния. В принципе это идея и самого масонства и идея, близкая партии конституционных демократов, - создавать многонациональные ложи, где были бы представители всех наций. Толерантность национальная, религиозная, политическая - до определенной степени, конечно. И возможно, что Луцкевичи, вступая в масонские ложы, видели для себя возможность и таким образом усилить белорусское движение, сделать его более влиятельным. Через сотрудничество с представителями преимущественно либерально-демократических направлений польского движения, литовского движения. И оказалось, что это сотрудничество было очень эффективным.
Я думаю, что Луцкевичи в это время уже чувствовали ту, может, главную беду белорусского движения, которая проявилась в начале столетия в условиях нашего знаменитого возрождения - это слабость социальной базы, отсутствие серьезной массовой поддержки белорусского движения. Надо было искать возможности трансляции национальной идеи. Я думаю, что и через масонство они пытались транслировать белорусский идею ". "Конечно был такой безусловно масонский проект, как издание Луцкевичами на польском языке газеты "Kurjer Krajowy" и на русском языке "Вечерней газеты". Они выступают в одном случае как такие демократы-поляки (причем имена их там не фигурируют), либо как такие прогрессисты либералы россияне. Так и на польском и на русском языках они пропагандируют идеи белорусского возрождения. Пытаются повлиять на русифицированных или ополяченных белорусов, вернуть их к белорусской идеи, к белорусской нации. И здесь значительную поддержку они в этих своих проектах получили от виленского масонства ". Помимо братьев Луцкевичей, Ивана Красковского и Вацлава Ластовского, вспомним еще одного брата-масона, который имел непосредственное отношение к "Нашей Ниве". Это Зыгмунт Нагродзки - виленский предприниматель, который, между прочим, и сам писал белорусские стихи, но вошел в историю как друг Франтишка Богушевича и спонсор "Нашей Нивы". Много позже Антон Луцкевич в своих воспоминаниях писал: "В 1893 или 94 г. получил от Нагродзки, который жил тогда в Вильнюсе, первое издание стихов Богушевича "Дудка беларуская". Книжечка вышла за границей и приходила в Вильнюс конспиративной дорогой. "Дудка" принес Нагродзки Юзеф Пилсудский. Книжка произвела на Нагродзки огромное впечатление. Ему удалось быстро познакомиться и с ее автором , Богушевичем, который уже жил тогда в Вильнюсе и работал, как адвокат. С поэтом Нагродзки очень сдружился, и они виделись по крайней мере раз в неделю ".
Впервые в "Нашей Ниве" имя Нагродзки упоминается в 1907 году, в годовщину существования газеты. Именно тогда виленский генерал-губернатор своим приказом закрыл типографию Мартина Кухты, где печаталась "НН" и редакция на один номер должна была сменить место печати. У Кухты "Наша Нива" публиковалось, как правило, авансом. Ясно, что другой печатник, а это был некто Блюмович, требовал оплаты сразу. И вот именно в этом номере в газете появляется "реальная" реклама Зыгмунта Нагродзки, его склада с / х машин и устройств. Позже плуги Нагродзки будут часто рекламироваться в "Нашей Ниве".
В 1937 году в журнале "Калосьсе" появится некралог по Зыгмунду Нагродзки, где будут и такие слова о "Нашей Ниве":
"Нагродзкі был в близких сношениях с членами редакции, давал в газету хорошо оплаченные объявления о своем складе с / х машин, печатал и рассылал при газете свои каталоги на белорусском языке и в нужде всегда готов был помочь займом издательству, которому постоянно не хватало денег". "Еще можно вспомнить Владислава Осмоловского. Правда, скажем, человек полностью не принадлежал к белорусскому движению, но был среди основателей издательства "Наша хата". Известно, что именно ему в 1915 году, когда российские войска отступали и немецкие оккупационные власти занимали Вильнюс, поручено было скрыть архивы виленских масонских лож. Спрятал так, что по сегодняшний день ничего не известно ". Традиции масонской толерантности и участия белорусов в ложах вольных каменщиков продолжались и после первой мировой войны - в Западной Беларуси 20-30-х годов прошлого века. В частности, об этом вспоминает ветеран белорусского движения в США Антон Шукелойць в книге Зенона Позняка "Гутаркі з Антонам Шукелойцем". Антон Шукелойць вспоминает времена свои учебы в Ошмянской польской гимназии: "Директор гимназии (Лакуцьеўскі), как я уже говорил, это такой шляхтич из окрестности Цялешышкі ... Он был пилсудчик, такого социалистическо-либерального направления. И думаю, что, наверное, был масоном. Потому что у нас в гимназии очень высоко ценился организатор польского масонства Валериан Лукасиньский, майор, который подготовил восстание 1831-го года в Варшаве. Очень интересная, сильная фигура. Его осудили на ссылку, приковали к тачке. Он, кажется, тридцать лет был на ссылке. И там скончался. Директор как раз назвал его именем скаутскую организацию. Виленская масонская ложа имела такой либеральный дух местной интеллигенции; ее руководителем некоторое время был ректор Вильнюсского университета, также шляхтич из Лидчины Витольд Станевич. Очень хорошо к белорусам относился, между прочим. Так что думаю, что и нас этот Лакуцьеўскі уважал ".
Далее Антон Шукелойць вспоминает эпизод уже из следующих времен, когда он учился в Вильнюсском университете:
"Это одна из тех шуток, которые рассказывал Ян Позняк для нас, студентов. Антон Луцкевич, как известно, был масоном и состоял в масонской ложе в Вильнюсе. Один раз он решил затянуть в ложу ксендза Станкевича, ведь это же выдающийся деятель, и там, видимо, в ложе, очень хотели бы его иметь. И вот он уже договорился с ним, и они пошли. Но он не говорит ксендзу Станкевичу, куда они идут. Вот, мол, идут проведать там кого-то, не помню уже кого, возможно, что ректора университета Станевича. Ну и пришли уже, и поднимаются по лестницам перед дверями ложы. Луцкевич говорит: "Знаешь, мы с тобой пришли в ложу масонов". И здесь ксендз Станкевич дал драпа. Сразу, отказался идти туда и ушел обратно. Так что такая неудача была Луцкевича в его сотрудничестве с масонской ложей ".
Автор книги "Гутаркі з Антонам Шукелойцем" Зенон Позняк спрашивает: "Или это было связано с социализмом?" Антон Шукелойць отвечает:
"Нет. Ложы масонские были сами по себе. И Тарашкевич состоял в масонской ложе; не знаю, кто там еще. Но вообще социализм с масонством не ходил в паре. Масонство - это такой либерализм в широком масштабе ".
Понятно, что присоединение братьев-основателей к масонству не могло не отразиться и в текстах первой белорусским газеты.
Чуть ли не первое такое свидетельство находим в "Нашей Ниве" в конце 1911 года. Полемизируя со стихотворением Янки Купалы "Кожын год, што мінаў, штосьці нам не дадаў", Антон Луцкевич пишет статью "Наш долг", где настойчиво повторяет название вильнюсской масонской ложы: "Только в единстве - сила, и эту силу мы можем приобрести сами" , "нужен живой пример единства", "не только говорить о единстве всех белорусов, но житьем своей распространять согласие и братскую любовь в народе". Главная тема статьи - раскол белорусов на православных "русских" и католиков "поляков". Ища способа соединить эти две части в единство, братья Луцкевичи делали ставку и на механической соединение - греко-католицизм и на соединение без изменения своей конфессиональной принадлежности - а такую возможность и давало масонство, которое требует, чтобы член ложы верил в Бога, но при том он может быть и христианином, и мусульманином, и иудеем, и буддистом - не важно. Все имеют право на братскую любовь.
Одна из особенностей масонства в том, что при всей своей таинственности оно не может существовать нелегально. Это значит, что с приходом большевистское власти вольные каменщики исчезли не только в Вильнюсе, но и на всем советском и социалистическом пространстве. Однако уже в первые годы демократии - а наличие или отсутствие масонства - сам по себе показатель уровня демократии и терпимости в обществе - вольные каменщики снова появились во всех без исключения постсоветских и постсоциалистических странах. Сегодня в Интернете можно без труда отыскать сайты больших национальных лож Литвы и Польши, России и Украины. Только белорусского сайта с подобным содержанием нет - что является верной признаком отсутствия в Беларуси масонства, а в результате и отсутствии Беларуси на масонской карте мира.
Теперь самое время обратиться к личностям братьев-основателей - Ивану и Антону Луцкевичам.
Выглядит так, что в отличие от прагматичных поляков или литовцев, романтики-идеалисты белорусы могли ничего и не делать. Их просто могло не быть. И тогда история разработала бы какие-то свои пути освоения этой земли и этого населения. Но являются братья Луцкевичи, которые начинают свой персональный, авторский проект - Беларусь. И как гений поэта подсказывает ему абсолютно живучие идеи, так и им их гений подсказал их поэму под названием "Наша Нива". -------------------------------------- О братьях Луцкевичах В 1902 г. Антон и Иван Луцкевичи приехали в Петербург для учебы в университете. Еще на гимназической скамье братья осознали себя «нацыянальна i сацыяльна», что не помешало им по прибытии в столицу первоначально примкнуть к католическому студенческому землячеству. По словам Антона Луцкевича, они «уцэнтравалiся ў «калалiцкай» студэнцкай» сталоўцы», где собиралась польская и литовская молодежь, а также «нашы спольшчаныя каталiкi». Белорусы православного вероисповедания питались, как правило, в университетской студенческой столовой и образовывали «расейскiя па духу «зямляцтва». Здесь очень важен сам выбор, предпочтение. Луцкевичам оказалось уютнее в польском по духу обществе, чем среди своих православных «абмаскоўленых» земляков, которые, по видимому, не собирались отделять себя от остальной массы русского студенчества. Представляется, что выбор был обусловлен не столько формальными соображениями (католическое вероисповедание юных национал-социалистов), сколько глубоким чувством отчуждения по отношению ко всему русскому и православному. Проводить свободное время приятнее в компании «своих» или, по крайней мере, близких тебе по духу людей. В особенности, это касается молодежи, которая выбирает круг общения исходя не столько из прагматичных соображений, сколько из чувства личной симпатии и культурных предпочтений, зачастую ясно неосознаваемых. В конце 1902 г. братья издают на польском языке воззвание ко всем гражданам Белоруссии в независимости от «культурна-нацыянальнае прыналежнасьцi». В этой прокламации читатели призывались к оказанию помощи белорусским массам в деле культурного освобождения «ад чужынцаў». Сам язык обращения подсказывает нам, что адресатом его было студенчество католического вероисповедания, в том числе и поляки. Уместно предположить, что «чужынцамi» в этой системе координат выступали русские. В противном случае трудно объяснить последующую обиду на местную польскую интеллигенцию, которая, как выяснилось, отрицательно относится к «беларускай справе» и предпочитает работать над «апалячаньнем беларускага сялянства». Рассчитывать на финансовую и организационную помощь с ее стороны не приходилось. Поэтому братья предпочли одним махом решить и финансовые и организационные затруднения стандартным для того времени путем: создают в 1903 г. революционную партию – Белорусскую Революционную Громаду на германские деньги . Это вам не деньги у студентов выпрашивать на издание литературы типа «Вязанкi», а сразу переход на более высокий и уважаемый среди передовой общественности уровень. Не случайно в этом же году ППС согласилась взять на себя основные финансовые расходы по печати антигосударственных прокламаций БРГ в Лондоне и деятельность по их переправке в Российскую империю. ------------- беседа с А.Смоленчуком (перепечатка)
|