Константин Николаевич писал(а):
Я все равно так и не понял, какое это отношение имеет к нам, русским? К чему эта тема?
Я хочу, чтобы русские не забывали, что они - великий народ, который способен, который имеет силу быть ВЫШЕ национализма.
Понятно желание православного человека жить не просто в христианском государстве, но в могучей христианской Империи, грозной для любых врагов.
Многонациональной Империи, не просто в маленьком русском царстве.
И мне хочется поделиться своими соображениями на тему:
Что необходимо для того, чтобы Империя была именно таковой – могучей и грозной для своих врагов?
Это не пустое теоретизирование. Мне кажется, отсутствие или недостаток конкретности проекта является хотя и субъективным, но реальным препятствием к его осуществлению. Уже сейчас можно предвидеть те трудности, которые могут возникнуть тогда.
Имеем ли мы рецепт для преодоления этих трудностей?
1) Прежде всего,
необходимо самодержавие. Исторический опыт показывает, что демократия – это слишком ненадежная игрушка при серьезных обстоятельствах. За сомнительное счастье раз в несколько лет бросить в урну волеизъявительную бумажку приходится платить ненадежностью бытия. К счастью, неразумное предубеждение перед словом «самодержавие» - это сегодня для большинства православных уже пройденный этап. В этом смысле проблему номер один – самодержавие – можно считать НА ИДЕЙНОМ УРОВНЕ решенной.
2) Во-вторых, самодержавие должно быть прочным. Для этого Монарх должен иметь реальный контроль не только над войском, но и над экономикой страны. А для этого необходимо, чтобы государственный сектор экономики был как можно более мощным, чтобы он уверенно доминировал над частным капиталом. Следовательно, необходимо в какой-то мере
соединить монархическую идею с социалистической идеей. Чтобы осознать необходимость такого соединения, надо задаться вопросом, почему ослабела монархия в последние века человеческой истории? Именно потому, что владение ЗЕМЛЕЙ (а монарх, конечно, является хозяином ЗЕМЛИ) в наше время уже не обеспечивает доминирования государства. Основным капиталом теперь является уже не земля, а иные средства производства, традиционно исключенные из сферы контроля со стороны монарха. Чтобы восстановить прежнее значение монархии, необходимо обеспечить контроль монарха над реальными богатствами страны. Проблема в том, что такого рода контроль ассоциируется у нас с социализмом, а социализм – опять-таки, по ассоциации – представляется чем-то противным монархии. Это неразумное ассоциирование приводит к тому, что монархия в наше время представляется чем-то бессильным. Но если монарх будет реально ВЛАДЕТЬ тем, что традиционно называется «социалистическим сектором экономики», то картина резко и кардинально изменится. Тут корень проблемы. Проблема в том, что вот такое
соединение двух привычно противопоставляемых понятий – самодержавия и социализма! – требует большой работы ума по преодолению стереотипов мышления. Если их удастся преодолеть – можно будет считать, что НА ИДЕЙНОМ УРОВНЕ решена главная проблема: мы увидели, как соединить современную, необыкновенно эффективную экономическую машину с традиционной политической формой, эффективность которой доказана опытом тысячелетий. Их соединение может дать поразительный результат, и потомкам останется только недоумевать, каким образом получилось, что это простое, устойчивое и эффективное решение нам не приходило нам с вами голову.
3) Наконец, третье, последнее и самое трудное – ибо чтобы хотя бы просто понять саму постановку проблемы, надо вначале уяснить пункты (1) и (2) – и требующее нового усилия по преодолению стереотипов мышления.
Империя – это страна, в которой живут много народов. В такой стране неизбежно встает тяжкий и неудоборазрешимый вопрос – национальный. Нам, русским, этот вопрос непонятен или плохо понятен, потому что мы еще никогда не были национальным меньшинством. Проблема, однако, в том, что
если наша Империя эффективно растет, мы НЕИЗБЕЖНО становимся национальным меньшинством! Потому что мы – лишь один народ среди многих народов. В Советской атеистической Империи русские уже доходили до цифры 50% населения, когда эта Империя рухнула. И то обстоятельство, что русских там стало УЖЕ НЕ БОЛЬШИНСТВО сыграл важную, хотя, быть может, и незаметную для невнимательного глаза роль в падении этой Империи. Как только народ, создающий Империю, теряет бесспорное численное преобладание, проблема встает во весь рост.
Причина этого очень проста.
Язык! Почему большинство населения Империи должно учить чужой для них государственный язык для того, чтобы быть полноценными гражданами с собственной стране? Изучение языка требует больших усилий, больших трат. Природные носители государственного языка имеют огромное стартовое преимущество по сравнению с прочими гражданами страны! То время, которое прочие человецы посвящают зубрежке тысяч слов и исключений русского языка, русские могут потратить на изучение наук и искусств. И потому достичь фактического равенства с русскими могли далеко не все представители других языков, но только наиболее одаренные из них – и это положение тем острее, чем дальше тот или иной язык отстоит от русского.
Это препятствие к созданию по-настоящему могущественной православной Империи – наиболее глубокое и труднопреодолимое, потому что глубока причина, породившая его – Вавилонское разделение языков. Церковь призвана объединить во Христе человечество, разделенное языческим удалением от Бога. К этому же, по самому большому счету, призвана и Православная Империя. В этом, в конечном итоге, последний смысл ее существования, превосходящий те мелкие доводы личного житейского счастья, которые естественно подталкивают к Империи даже тех, кто и думать не думает о Миссии Церкви.
Как преодолеть разделение, порожденное грехом Вавилона?
Как только мы перестанем быть большинством в собственной стране,
наш язык станет уже ПРЕПЯТСТВИЕМ для дальнейшего роста Империи, станет фактором, препятствующим Империи выполнять свое конечное предназначение. Потому что большинство населения страны начинают невольно ощущать себя людьми второго сорта. Как тут быть?
Как ни странно, у этой проблемы есть простое и необыкновенно эффективное решение, которое я и хочу здесь предложить.
В качестве государственного языка Империи надо
выбрать язык, не принадлежащий ни одному из народов Империи! С первого взгляда, решение кажется диким. Но не спешите с выводами. Именно так и обстояло дело в Византии наиболее славного периода ее истории – в эпоху Юстиниана. Государственным языком Империи был латинский, хотя (после падения Западной половины Империи!) на Востоке по латински не говорил ни один народ. Это было равно неудобно всем, но зато было никому не обидно. Проблема греческого национализма (филетизма), межнациональные войны – все это явилось после того, как Империя сделала вроде бы естественный и правильный шаг: перешла на греческий язык. Это произошло в эпоху императоров-иконоборцев, которые были дальновидными политиками, но увы, людьми немудрыми и неглубокими в мистическом смысле.
Какой же именно язык должен использоваться Империей как государственный? Ответ прост: это должен быть
язык максимально легкий в изучении! Чтобы все граждане страны могли без особого труда изучить и использовать его в государственной общественной жизни, в науке, в армии, в межнациональном общении. Пусть язык искусства, литературы и семейного быта останется у каждого народа своим. Но каждый должен иметь возможность без особого труда понимать и быть понятым представителями всех национальностей страны.
Какой же это язык? Думаю, предлагаемое мною решение заставит напрячься очень многих. Я считаю, язык Империи должен быть языком ПЛАНОВЫМ, специально созданным как язык межнационального общения. Потому что именно плановые языки легче всего учить и использовать.
Однако это должен быть язык не язык-однодневка, на скорую руку сработанный лингвистами. Это должен быть язык, реально проверенный в ДЛИТЕЛЬНОЙ и РАЗНООБРАЗНОЙ практике межнационального общения. Язык, на котором можно говорить о чем угодно, на котором можно (при желании) писать книги, красивые стихи, петь песни. К счастью, такой язык существует и успешно «обкатывается» на практике уже более ста двадцати лет. Первая книга, которая была переведена на язык Эсперанто – это Библия.
http://homarano.narod.ru/Biblio/index.HTMК настоящему времени на Эсперанто переведено лучшее, что есть в мировой литературе. На этом языке говорят несколько сот тысяч человек во всем мире, принадлежащие к самым разным национальностям – европейцы, японцы, китайцы, латиноамериканцы, африканцы. В России эсперантистов ныне, увы, сравнительно мало, так как во время оно, в 30-е годы, эсперантисты рассматривались как шпионы мировой буржуазии и были почти поголовно ликвидированы.
Чтобы не быть голословным, открывая эту тему, в августе этого года я решился выучить язык Эсперанто, чтобы лично испытать его качества. Результат был таким: я начал со здорового скепсиса и закончил полной капитуляцией и признанием, что все, что говорят об Эсперанто – правда. Он действительно учится с потрясающей легкостью; всего лишь через два месяца после начала изучения языка я уже мог без словаря читать Библию на Эсперанто – это при том, что особого дара к языкам я не имею, и занимался я урывками, мимоходом. Теперь, через пять месяцев, я уже могу без словаря читать незнакомые художественные тексты, понимая почти все детали и тонкости текста.
Я почитал на Эсперанто переводы, почитал и оригинальные тексты, написанные сразу на Эсперанто; прочел и знаменитый роман Шандора Шатмари «Путешествие в Казонихию», не переведенный ни на какие языки из-за того, что автор умудрился в равной степени досадить и социалистам, и капиталистам.
В общем, я вник в предмет, о котором говорю. И свидетельствую со всей ответственностью, что этот язык ни в чем не уступает русскому языку – он так же богат и гибок.
Он вполне годится на то, чтобы стать государственным языком Православной Империи, когда русский язык обнаружит свое естественное неудобство для большинства граждан.
Численные расчеты тут таковы: Эсперанто учится примерно в 10 раз быстрее, чем любой национальный язык. То есть, за полгода достигается тот же уровень владения языком, который требует обычно пяти лет обучения. Значит, если подходить чисто экономически, если на русском языке говорит менее половины населения Империи, то научить всех граждан говорить на Эсперанто – это как минимум в пять раз дешевле, чем научить всех нерусских говорить на русском. Но главный выигрыш тут будет не экономический, а политический. Никто из граждан Империи не должен чувствовать себя человеком второго сорта только из-за национальности.
Предпочтение в православной Империи должно отдаваться православным независимо от их национального происхождения и культуры.
Я сознаю, что здесь, на форуме Черной Сотни, эта идея вызовет состояние либо глубокого шока, либо гомерического смеха.
[i][/i]
Тем не менее, желаю попытаться рассмотреть это, насколько возможно, спокойно и рассудительно.