Умственный уровень человека формируется, как ни странно звучит, теми жизненными трудностями, с которыми все мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Чем больше трудностей, чем они опасней и тяжелее, тем более высокий умственный уровень требуется для их преодоления. Собственно, именно так и развивается интеллект у ребёнка: через соприкосновение с окружающей действительностью и приспособление к ней путём решения жизненных задач.
В прошлые времена человек больше соприкасался с опасностями, живя в постоянном страхе перед природой и другими людьми. Это вынуждало его интеллект работать в мобилизованном режиме: куча врагов - надо выдумывать новое оружие, оборонительные сооружения, земля не родит хлеб - надо выдумывать новый способ сеяния, новые инструменты для пахоты и т. д.. Почти все великие открытия - и научные и географические - были сделаны разумом, мобилизованным внешним страхом, внешними трудностями и опасностями. Об этом хорошо написал Уэллс:
Цитата:
Мы забываем о законе природы, гласящем, что гибкость ума является
наградой за опасности, тревоги и превратности жизни. Существо, которое
живет в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в
простую машину. Природа никогда не прибегает к разуму до тех пор, пока ей
служат привычка и инстинкт. Там, где нет перемен и необходимости в
переменах, разум погибает. Только те существа обладают им, которые
сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями.
Цитата:
Что является движущей силой человеческого ума и энергии, если
только вся биология не представляет собой бесконечного ряда заблуждений?
Только труд и свобода; таковы условия, при которых деятельный, сильный и
ловкий переживает слабого, который должен уступить свое место; условия,
дающие преимущество честному союзу талантливых людей, умению владеть
собой, терпению и решительности. Семья и возникающие отсюда чувства:
ревность, любовь к потомству, родительское самоотвержение - все это
находит себе оправдание в неизбежных опасностях, которым подвергается
молодое поколение. Но где теперь эти опасности?
Цитата:
При новых условиях полного довольства и обеспеченности неутомимая
энергия, являющаяся в наше время силой, должна была превратиться в
слабость. Даже в наши дни некоторые склонности и желания, когда-то
необходимые для выживания человека, стали источником его гибели. Храбрость
и воинственность, например, не помогают, а скорее даже мешают жизни
цивилизованного человека. В государстве же, основанном на физическом
равновесии и обеспеченности, превосходство - физическое или умственное -
было бы совершенно неуместно. Я пришел к выводу, что на протяжении
бесчисленных лет на земле не существовало ни опасности войн, ни насилия,
ни диких зверей, ни болезнетворных микробов, не существовало и
необходимости в труде. При таких условиях те, кого мы называем слабыми,
были точно так же приспособлены, как и сильные, они уже не были слабыми.
Вернее, они были даже лучше приспособлены, потому что сильного подрывала
не находящая выхода энергия. Не оставалось сомнения, что удивительная
красота виденных мною зданий была результатом последних усилий
человечества перед тем, как оно достигло полной гармонии жизни, -
последняя победа, после которой был заключен окончательный мир. Такова
неизбежная судьба всякой энергии. Достигнув своей конечной цели, она еще
ищет выхода в искусстве, в любви, а затем наступает бессилие и упадок.
Современный человек, живущий в условиях относительно бОльшей безопасности и относительно бОльшего процветания, чем человек 16 столетия, меньше нуждается в разуме как движущей силе своего бытия, поскольку ему почти не к чему применить его. Отсюда и массовое отупление людей. Зачем развивать интеллект, если кругом - машины, компьютеры, автоматика, экономическое благополучие и безопасность? Здесь, скорее, наоборот: реклама и прочие атрибуты потребительской культуры являются следствием экономического благополучия и безопасности. Поэтому, хотим мы или нет, но это своего рода плата за нынешние блага. Иными словами, платой за цивилизацию является культура, как говорил Шпенглер. Закон сохранения энергии действует и для человеческого социума.