В продолжении темы двоеверия.(перенос со стр.119) Егорий Вешний (Юрьев день, белорусский Юр’я, болгарский Гергьовден, сербский Ђурђевдан) — день народного календаря славян, отмечаемый 23 апреля (6 мая). В этот день проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал». У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».
Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей.
М. А. Максимович говорит еще об одном аграрно-магическом обычае, исполнявшемся на Украине в середине XIX в : «Во многих местах Украины девчата после обеда на юрьев день выходят катать крашенки в поле на житах и там закапывают их в землю до начатия жатвы» (Максимович, 1877, 483). Аграрная тема достаточно ярко была выражена и в белорусской юрьевской обрядности. Белорусы считали, что в этот день обязательно нужно проведать поля, иначе они не дадут урожая (Никифоровский, 1897, 245, № 1941) , У них также была широко распространена трапеза на житном поле. Часто использовалась верба. В Белоруссии вербу нередко втыкали в стену или крышу хлевов, полагая, что это поможет скоту всегда возвращаться домой. В Гродненской губернии пастух брал вербу с собой и в течение дня старался ударить ею трижды каждое животное в стаде, а вечером, возвращаясь домой, разламывал ее на части и втыкал ее в каждое отделение хлева (Шейн, 1877, 168) Украинцы и белорусы большое значение придавали юрьевской росе, веря в ее целебные свойства (у русских это поверье было распространено незначительно). Поэтому скот выгоняли до рассвета, полагая, что, поев траву с юрьевской росой, он будет здоровым (Чубинский, 1872, 30). Росу считали полезной и для людей; женщины собирали ее — расстилали в поле (чаще всего на жите) холст или полотно, а когда они намокнут от росы, выжимали. Этой росой смачивали больные части тела и особенно глаза (Маркевич, 1860, 6; Чубинский, 1872,31; Чернявская, 1893, 97; и др.). Собранной с озими росой белорусы Витебского уезда омывали скот (Романов, 1912, 180)
П. С. Ефименко (1873) и А. Н. Афанасьев (1875) считали, что у восточнославянских народов св. Георгий заменил весеннего бога плодородия Ярилу. Одним из основных аргументов отождествления Ярилы и Георгия для Ефименко и Афанасьева служило описание белорусского обряда встречи весны, опубликованное в 1846 г.; в нем девушку, изображавшую весну, называли Ярыло. Эту мысль развивают также П. В. Иванов и В. Н. Топоров (1974), основываясь на этом же уникальном свидетельстве, на подлинности которого они настаивают. К мифу об Яриле они относят все, что в народных обрядах и легендах связано с Георгием-Юрием, хотя несомненно, что здесь сказалось также влияние христианской трактовки этого образа (например, подвиг змееборства Георгия приписан явно под воздействием его жития и иконописного изображения).
В обрядности Егорьева дня выделяются два комплекса — животноводческий (преобладающий) и аграрный. Основные элементы скотоводческого комплекса: ритуальное кормление скота, обходы его, удар вербой, одаривание пастухов, обходы пастухами стада и часто последующая трапеза-пирушка в поле. Элементы эти одинаковы не только у всех восточнославянских народов, но и у западных славян, а также у многих неславянских европейских народов.
Праздник отмечался действительно 23 апреля, но по старому стилю (юлианскому календарю). То есть в переложении на современное время (григорианский календарь) это 6 мая.
|