Русская крестьянская община глазами иностранца
Стремление основательно изучить русский народный быт побудило немецкого барона Августа фон Гакстгаузена, известного в своей стране знатока и исследователя народной жизни Германии и ряда других европейских стран, к путешествию по России. П. Б. Струве назвал А. Гакстгаузена одним из лучших знатоков русского хозяйственного быта первой половины XIX в. А. Гакстгаузен особенно внимательно отнесся к русской крестьянской поземельной общине, в существовании которой немецкий путешественник увидел главную причину самобытности русской жизни. Ниже приводится отрывок из записок А. Гакстгаузена, в котором описываются различные принципы земельных переделов у крестьян. (Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. Т. 1. М., 1870. С.77-79, 82 - 85.) ... Мы собрали следующие сведения о разделе земли в русских общинах: принцип таков, что все население одной общины составляет единицу, которой принадлежит вся земля, поля, луга, выгоны, леса, озера и т.д. Всякая мужская душа имеет право на равное участие во всех пользованиях данной землею. Это участие, по самому принципу, постоянно меняется, так как всякий, вновь родившийся в общине мальчик получает равное право на участие, равно как участие всякого умершего члена уничтожается с его смертью. Леса и выгоны, право охоты и рыбной ловли не делятся, но каждый получает равное участие в их пользовании. Или в доходах с них. Поля же и луга действительно делятся по числу мужских душ и соответственно доброкачественности земли. Равномерный раздел естественно очень затруднителен. Пашня состоит из хороших, средних и дурных клочков, - одни лежат близко, другие далеко, для одного удобно, для другого нет. Как же все это выровнять? Конечно, это очень трудно, но русские легко побеждают эту трудность: в каждой общине есть опытные землемеры, научившиеся своему делу по преданию и исправляющие его справедливо и ко всеобщему удовольствию. Сначала дача разделяется на полосы, смотря по отдаленности, или близости, по качеству земли и по степени ее удобренности, так что каждая полоса бывает совершенно однородна другим полосам во всех отношениях. Потом каждая из этих полос разделяется на столько участников, сколько находится в общине членов-участников и участки разбираются ими по жребию64. Таков общий порядок; но в каждой области, а часто и в каждой общине, установились местные обычаи, которыми он видоизменяется. Очень интересно было бы собрать все эти особенности. Например, в Ярославской губернии существуют во многих общинах особенные, чрезвычайно чтимые мерки. Длина этих мерок соответствует достоинству и качеству различных почв, так что, например, для самой лучшей земли - мерка самая короткая; для земли несколько похуже - и мерка несколько подлиннее, и наконец, для самой худшей земли - и мерка самая длинная. Поэтому в этих общинах все участки различной величины, но именно тем самым они уравнены в своей ценности. Мы имели здесь в виду свободную русскую общину, которой дача принадлежит в собственность. Таких свободных общин действительно много существует в России. Сюда относятся, например, все казацкие общины. Но в принципе не производит никакой разницы то обстоятельство, принадлежит ли дача в собственность общине или она отдана общине только во владение, как у государственных крестьян, или даже только в пользование, как у крепостных крестьян. Принцип равного деления по душам - первобытный славянский принцип: он происходит из древнейшего принципа славянского права: принципа о нераздельном общем владении всем родом...
Это все о вековых традициях русского народа...
|