Цитата:
Как правило, сильно страдает та сторона, на чьей территории идут бои. Вряд ли при нашествии Батыя татарские орды пострадали "приблизительно одинаково" с русским народом.
Это не правило, но так тоже бывает. А сравнивать Батыя с Царем Иоанном Грозным может только законченный русофоб!
Цитата:
официальный сайт Витебской епархии:
"Начало ХVII столетия отмечено поголовным переходом в унию знатных и древних фамилий Великого Княжества: Острожских, Слуцких, Заславских, Сангушек, Пронских, Рожинских, Вишневецких, Масальских, Сапег, Потеев, Семашек, Калиновских, Мелешков и др. За ними потянулась и менее известная шляхта..."
Значит, в середине 16 века, при заключении Люблинской унии, шляхта ВКЛ была в большинстве православная.
А по Вашей ссылке написано, что как раз тогда, в 16-м столетии, "ограничения, направленные против православных, в ВКЛ перестали действовать... затруднения со строительством православных храмов в ВКЛ прекратились..."
Тут-то и припожаловал "защитник веры" царь Иван. И подтолкнул ВКЛ в унию с Польшей. В аккурат "вовремя".
Цитата:
В этой трудной ситуации большое значение имело установление связей с Москвой, откуда постоянно поступала разнообразная помощь (деньги, меха, церковные облачения, книги и др.) не только Киевской митрополичьей кафедре, но и многим православным обителям и братствам. В 20-е гг. XVII в. в Москве побывали десятки посольств от православного населения Речи Посполитой. Особенно тесные связи установились у Московской Патриархии с теми кругами духовенства, которые группировались вокруг Перемышльского еп. Исаии (Копинского), впоследствии преемника митр. Иова на Киевской кафедре. Еп. Исаия обращался к Патриарху Филарету как к «преосвященному Патриарху Великой и Малой Росии и до последних Великого океяну» (Воссоединение Украины с Россией. М., 1954. Т. 1. № 15. С. 27). В авг. 1624 г. в Москву отправился посол митр. Иова Луцкий еп. Исаакий (Борискович). На переговорах затрагивались вопросы о предоставлении убежищ в России православным епископам и запорожскому войску, о возможной помощи казакам в их борьбе с властями Речи Посполитой и даже о переходе православного населения этого гос-ва под власть царя. Стремясь укрепить свою пастырскую власть, Иов в кон. 20-х гг. сумел добиться от К-польского Патриарха Кирилла Лукариса грамоты о подчинении братств, ранее подсудных только Патриарху, Киевскому митрополиту, но добиться введения ее в действие он не смог. Находившаяся фактически на нелегальном положении православная иерархия слишком сильно зависела от поддержки светских патронов и братств
Цитата:
В обстановке борьбы с униатами и поддерживавшей их государственной властью оживились связи православных из Зап. Руси с Москвой. В кон. XVI — нач. XVII в. наиболее активно поддерживало такие связи Львовское братство, получившее от царя Феодора Иоанновича обильную помощь для строительства своего патронального храма — Успенской церкви. Обращаясь к царю, братчики называли его правителем «многородного племени российского». Константин Острожский просил Патриарха Иова прислать из Москвы ученых богословов, чтобы дать отпор униатам. Во время польско-литовской интервенции в России православные мещане Вильны призывали русских людей не подчиняться королю Сигизмунду III, который преследует православную веру.
Цитата:
Полоцкое княжество приняло Христианство в 988 г. из Византии вслед за Киевским государством.
XIV век был временем расцвета белорусско-литовского государства, пока в 1386 г. великий князь Ягайло не вступил в брак с польской королевой Ядвигой, объединив под своей короной Польшу и Великое княжество Литовское.
Хотя Ягайло и принял католическую веру и даже поклялся насадить её на Руси, короли из литовской династии Ягеллонов, хорошо помня свои корни, проводили веротерпимую политику и не притесняли православных. Это способствовало тому, что в Беларуси относительно спокойно восприняли заключение в 1569г. Люблинской унии, создавшей Речь Посполитую.
Однако положение резко изменилось в 1572 году после смерти последнего короля из династии Ягеллонов Сигизмунда II. Сменявшиеся на польском престоле представители французского, трансильванского и шведского королевских домов были далеки от подлинных интересов не только белорусского, но и польского народов и действовали в сильной степени под влиянием иезуитов, оставивших столь недобрую память в истории Европы.
Орден иезуитов, был основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой с целью противодействовать протестантизму и вообще бороться с любыми некатолическими конфессиями. У иезуитов есть четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три обычных монашеских обета — безбрачие, послушание и нестяжательство — всем известны, они одинаковы на Востоке и на Западе. Четвёртый - обет абсолютного послушания папе.
Для более успешной пропаганды католицизма иезуиты устраивали пышные богослужения и процессии, публичные диспуты на площадях и базарах, вели широкую издательскую деятельность. Но основную ставку они делали на подрастающее поколение. Во всех крупных городах Речи Посполитой открывались школы, в которых воспитывались ревностные приверженцы католицизма.
Царствование Сигизмунда III, воспитанника иезуитов, ознаменовано водворением и распространением католицизма в Беларуси. Появившись в Речи Посполитой, иезуиты направили все свои силы против православной части населения с целью подчинения его Риму. Там, где невозможно было действовать открыто, иезуиты, руководствуясь принципом "цель оправдывает средства", действовали хитроумно продуманными методами, не гнушаясь ядом и кинжалом.
Появление католицизма в Полоцке можно отнести к началу XV в. В 1409 г. Витовт уступил немецким купцам в Полоцке землю для строительства костела. Но и здесь католицизм не находил себе сторонников среди местных жителей. Даже через полтора века, после захвата Полоцка королём Баторием во всём Полоцком воеводстве не было ни одного латинского костёла. В жалованной грамоте на учреждение в Полоцке иезуитского коллегиума сказано: "так как, к удивлению своему, он (король) не нашел ни одного латинского костела ни в Полоцке, ни в Полоцком воеводстве, то для распространения св. Римской веры в своем крае учреждает коллегиум иезуитов". Коллегиум этот был учрежден в 1579-82 годах. На содержание его король отдал иезуитам все Полоцкие православные монастыри и церкви, со всеми принадлежащими им имениями, угодьями и имуществом.
В 1581 г. король Стефан Баторий лишил Полоцк, а еще ранее другие белорусские города старинного права избирать на вече своего епископа из числа наиболее достойных православных священнослужителей, присвоив это право себе.
В 1593 г., после смерти брестского епископа Мелетия Хребтовича, польский король Сигизмунд Ваза назначил на его место Ипатия Потея. Потей происходил из знатного дворянского рода. Еще учась в Краковской академии, он принял католичество, потом перешёл в протестантство, а затем снова вернулся в православие, чтобы внести в православную церковь смуту и раскол. Киевский митрополит Михаил Рогоза, хорошо зная вероотступничество Ипатия, не хотел посвящать его в епископы, но королевский приказ заставил его сделать то, что воспрещала ему совесть.
Сама идея объединения церквей возникла намного раньше, в ХШ веке - ещё Ливонский Орден неоднократно совершал походы на Великое Княжество Литовское. Целью этих походов было подчинение территорий, которые издавна были лакомым куском для католического Рима, и полная католицизация населения.
Осуществлению подобных попыток способствовал ряд событий, важнейшие из которых - государственные унии Польши и Великого Княжества Литовского: Кревская (1358 г.), Виленско-Радомская (1401 г.), Городельская (1413 г.), Гродненская (1432 г.), Мельницкая (1501 г.), Люблинская (1569 г.), которые фактически привели к политической зависимости православного Великого Княжества Литовского от католической Польши.
В 1557г. Пётр Скарга издал книгу "О единстве Церкви Божией и о греческом от этого единства отступлении", в которой говорил, что в Православии никогда не будет порядка, т.к., во-первых, женатые священники больше заботятся о светской жизни, а потому очень далеки от Слова Божия. Во-вторых, русское духовенство почти не знает греческого и латинского языков и ему практически недоступны научные и культурные достижения цивилизации. И в - третьих, старославянский язык также мешает Православию, т.к. никто в мире на нём не говорит и не пишет. Решение проблемы Скарга видел в том, чтобы Киевский митрополит принимал благословение не от Константинопольского патриарха, а от папы римского, чтобы каждый православный во всех догматах веры соглашался с католической церковью и признавал верховную власть Рима, хотя церковные обряды могли оставаться прежними. Так была сформулирована идея унии.
Но призывы Скарги повисали в воздухе, пока не нашлись в Православной церкви люди, которые увидели в такой унии источник личного благополучия. Стремление к объединению усиливалось тем, что некоторые епископии были очень доходными и приносили большие доходы. Например, львовский епископ Арсений отдал свою епархию в семейное владение своему сыну Гедеону Болобану. В 1585 году антиохийский патриарх Иоаким благословил основание православного братства во Львове, что очень не понравилось Гедеону, и он немедленно стал противодействовать братии. Те, в свою очередь, пожаловались патриарху, и Гедеон получил патриаршее предупреждение: "…не смей ничего говорить против Львовского братства, на котором Бог почивает и славится, и, если узнаем, что ты запрещаешь дела добрые, так будешь отлучен, а потом и другое церковное наказание постигнет тебя…". Оскорблённый Гедеон принял точку зрения Петра Скарги, полагая, что уния освободит его от вмешательства братства, и высказал львовскому католическому епископу желание принять унию.
В 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия, возвращаясь из Москвы, где он по просьбе Бориса Годунова основал патриаршество, назначил Киевским митрополитом минского священника Михаила Рогозу, но одновременно дал экзаршество — старшинсво над всеми епископами — Луцкому епископу Кириллу Терлецкому. Последний, однако, был недоволен тем, что, будучи наместником патриарха, ему приходилось разделять власть с митрополитом. К тому же луцкий староста Александр Семашко, который незадого до этого перешёл из Православия в католицизм, проявляя свою преданность новой вере, захватил православную церковь, выгнал из неё Терлецкого, устроил там гулянку, а казакам приказал стрелять в купол и православный крест.
Терлецкий, поразмыслив, принял унию. Вскоре у него нашлись и однодумцы. Королю Сигизмунду Вазу была послана грамота: "Мы, епископы, подписавшиеся ниже, желаем признать пастырем нашим и головою наместника святаго Петра святейшего папу римскаго… но согласныя быть в подчинении у святейшаго отца папы, мы хотим, чтоб нам были оставлены все порядки и службы, которые издавна церковь святая восточная держит, и чтоб его королевская милость вольности нам привилеями обеспечил… а мы обязуемся быть под властью и благословением отца папы и письмо это с подписями наших собственных рук и приложением печаток дали мы брату нашему старшему отцу Кириле Терлецкому, экзарху и епископу Луцкому и Острожскому. Подписали: Кирилл Луцкий, Гедеон Львовский, Леонтий Пинский, Дионисий Холмский."
К этим осуществителям унии присоединился Владимирский епископ Ипатий (в миру Адам) Потей. В конце 1595 года Терлецкий и Потей поехали в Рим, и там, в Константиновом зале Ватиканского дворца, за два дня до Рождества папа объявил об объединении восточной церкви с римской. Терлецкий и Потей поцеловали ему туфель…
За свое предательство Кирилл Терлецкий был щедро вознагражден Сигизмундом Вазой — ему был пожалован в пожизненное владение огромный Спасский монастырь в Кобрине со всеми его имениями. Что касается Ипатия Потея, то он вскоре после заключения унии был назначен королем униатским митрополитом.
Население Беларуси не смирялось с насаждением унии и экспансией католицизма. В 1595 — 1596 годах прошла волна протеста против подчинения Ватикану. Люди отказывались признавать католическое духовенство, посещать храмы и платить церковные налоги, нести другие повинности. Отъезд Терлецкого и Потея в Рим послужил поводом восстанию Северина Наливайко и Лабады, которое было непосредственно связано с защитой интересов православного населения Великого Княжества и Польши. В 1596 г. отряды повстанцев осадили Слуцк, овладели Добрушем, Могилёвом и Пинском. Однако их действия сильно обеспокоили королевские власти, против них было высланы войска во главе с гетманом Жалкевским. Около Белой Церкви Наливайко и Жалкевский встретились, и, после дня битвы, повстанцы победили. Но в следующей битве у реки Сулы казаки Наливайко и Лабады потерпели поражение, причём сам Северин попал в плен. Его и других полковников доставили в Варшаву, где последним по приговору отрубили головы, а самого Наливайко живьём сожгли в специально изготовленном из меди чучеле быка.
В 1596 году в Варшаве проходил сейм, и православная шляхта дала наказ своим депутатам просить короля, чтобы тот лишил сана епископов, которые отступили от православной веры. Но король отклонил их просьбу. Тогда депутаты торжественно объявили сейму, сенату и королю, что они и весь православный люд не будут признавать Терлецкого и Потея епископами и подчиняться им.
В ответ на это заявление король Сигизмунд Ваза издал Манифест об объединении церквей.
В октябре 1596 года в Бресте был созван церковный собор, на котором кроме белорусских и украинских епископов присутствовали троцкий воевода Николай Радзивилл, канцлер Лев Сапега, королевский духовник Пётр Скарга. Но с самого начала собор разделился на две части: православные заседали отдельно, а униаты — отдельно, причём митрополит Михаил Рогоза заседал с униатами. Православные епископы несколько раз посылали за ним, однако он не являлся. Наконец, на третье посольство от униатов пришёл следующий ответ: "Что сделано, то сделано; добро ли, зло ли мы сотворили, что поддалися римской вере, только сейчас переделать ничего нельзя".
В то же время сторонники Православия — посланцы восточных патриархов, порвавшие с униатами епископы, более 200 священников, а также посланцы братств из Вильно, Киева, Полоцка, Львова, Минска, Пинска, Слуцка, Могилева и других городов — на своем заседании отвергли унию с Римом и лишили сана епископов-отступников, т.к. те самовольно задумали объединение церквей, которое должно решаться не пятью владыками, а исключительно Вселенским Собором. Митрополит и униаты ответили на это своим декретом, которым епископы, отказавшиеся от унии, лишались сана и проклинались.
Таким образом в Бресте состоялось два собора — один униатский, с участием католического клира и короля, а другой православный, с участием широких кругов Православной Церкви, братств, земств и верующих мирян. Решения обоих соборов были представлены на утверждение королю Сигизмунду, который, естественно, утвердил униатство.
Авторы унии не руководствовались никакими духовными стремлениями Объединение, которое проводилось фальшиво и насильно, не смогло заменить Православие на униатство, а только усугубило и без того сложные политические взаимоотношения между Литвой и Польшей.
Православные магнаты быстро сориентировались в переменившейся обстановке и поняли, что удобнее в данный момент разорвать отношения с Православием, чем защищать его. Начало ХVII столетия отмечено поголовным переходом в унию знатных и древних фамилий Великого Княжества: Острожских, Слуцких, Заславских, Сангушек, Пронских, Рожинских, Вишневецких, Масальских, Сапег, Потеев, Семашек, Калиновских, Мелешков и др. За ними потянулась и менее известная шляхта, и в целом Православная Церковь понесла большие потери. Неслучайно поэтому Мелетий Смотрицкий в 1610 г. написал свою известную книгу "Фринос, или Плач Вселенской восточной церкви". Это сочинение оказало большое влияние как на православных, так и на католиков. "Каждое слово в "Плаче", - писал один католический священник, - есть жестокая рана, каждая мысль — смертельная отрава для унии и папства, поэтому не одни схизматики, но и еретики - протестанты с радостью приобретали и перечитывали эту книгу. Некоторые хранили ее, будто сокровище, и завещали своим детям как ценнейшее наследство. Из православного духовенства некоторые считали сочинение Смотрицкого равным по уровню с сочинениями святых отцов и готовы были пролить за него кровь".
Сигизмунд Ваза приказал сжечь тираж издания, а самого автора найти и осудить. Смотрицкого спасло то, что он издал книгу под псевдонимом Теофил Артолог.
До унии 1596 года все православные монастыри в Белоруссии, Литве и Украине существовали согласно с уставом св. Василия, который ещё в IV веке написал "Великое и малое правило" (устав), в котором изложил главные задачи братии Ордена и формы их миссионерской деятельности. Монастыри были независимыми и подчинялись только своему игумену и епархиальному владыке. В таком состоянии они и перешли к униатам.
В 1617 году митрополит Иосиф Рутский создал в Великом Княжестве Литовском Базилианский Орден, названный так в честь св. Василия Великого (Кессарийского) по примеру Товарищества Иисуса, т.е. иезуитов. В Минском воеводстве состоялся съезд всех игуменов униатских монастырей, и после десяти заседаний собрание постановило: униатское монашество соединяется в Орден Базилиан; Орденом руководит генерал и четыре ассистента. Орден подчиняется папе римскому, принимает на себя ответственность за воспитание молодёжи. За короткое время униатские монастыри возникли в Гродно, Минске, Жировичах, Кобрине, Могилёве, Пинске, Мстиславле и Полоцке.Встречая открытое сопротивление со стороны местного православного населения, униаты перешли к репрессивным мерам, нередко доходившим до физической расправы. Например, в 1621 г. в Вильно во время православной Пасхальной Недели был устроен массовый погром православных: их хватали на улице, вытаскивали из домов, бросали в тюрьму, у ремесленников отбирались лавки и мастерские. Толпа, подстрекаемая католическими и униатскими священниками, ворвалась в православный монастырь Святого Духа, разгромила его и подожгла.
Митрополит Иов вместе с другими иерархами направил королю протест, из которого видно, что волна репрессий в отношении православных захлестнула в это время всю Речь Посполитую: "В Могилеве, Минске и Орше, - читаем в этом документе, - разграблены церкви, в Перемышле в тюрьме убито 24 горожанина, в Ярославле, в Кременце, Гродно, Пинске захвачены церкви, в Бресте игумена Дорофея вместе с монахами сбросили в колодец, в Красном Стане вломились в церковь и убили много людей, которые молились там, тоже сотворили в Соколе, Белзе, и Бусне: взрослых убивают без исповеди, а детей без крещения"
В ответ на жестокость униатов росло сопротивление белорусского народа, вылившееся в крупные выступления в Минске, Полоцке, Бресте, Витебске, Орше и других городах и деревнях в 1599, 1601, 1618, 1621, 1627, 1633, 1646, 1653 годах. Как сообщалось варшавскому королю в "Мемориале" 1623 года, "жители края испытывают невыносимые страдания: нас заключают в тюрьмы, подвергают изгнанию, лишают должностей, наказывают штрафами, налагают аресты на имущество. В Полоцке к унии одних понуждали кандалами, других — изгоняли из города. В Пинске православных священников униаты забивали в бочки и мучили…".
Для укрепления своего господства в Белоруссии, католическая церковь начала активно возводить костёлы, православные же церкви захватывались униатами, а если это не удавалось, храмы вообще разрушались.
Наиболее ужасную память о себе оставил униатский архиепископ Иосафат Кунцевич.
Ю. Л. Чертков
Правда об унии. «Крестовые походы 20-го века» (Ю.Л.Чертков)
Спасибо за ссылку!
Без комментариев!!!!
Поместила её полностью, т.к. убойная статья!