КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ
А что такое есть КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ?
Иной не подумавши как следует, то ли от не знания, то ли оттого, что и думать ему вовсе нечем, возьмет да и брякнет,- Казачья Воля – это когда нет у тебя никакого начальства, да еще когда много у тебя водки, да баба под рукою…
Другой, чуть поумнее, станет утверждать, что Казачья Воля канула в прошлое вместе со славной историей Казачества…
Так вот нет же! И тот и другой не правы! Первый перепутает Казачью Волю со вседозволенностью сбежавшего или взбунтовавшегося раба, а второй нынче сам является рабом, ибо смирился он уже со своей рабской долей, и с тоской и отчаянием смотрит он в некогда славное прошлое своих ли или чужих ему предков…
А вот я расскажу вам – что такое КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ!
Ночь. Костер у не широкой степной речки, что плутая по заросшим камышом подъяркам, вдруг вырвалась на простор, и далее, становясь все шире и шире от впадающих в нее родничков, уже нигде не прячась, а будто набирая силу, течет прямо к синему морю. У костра сидят двое – отец и сын. Остывает недоеденная уха, и неторопливо, так как если бы рассвет не наступил никогда, отец рассказывает сыну древние легенды о том, что степные тюльпаны – это капли Казачьей крови и растут они только там, где упал сраженный турецкой саблей казак, что седые и пушистые хвостики ковыля – это стрелы небесной и невидимой казачьей рати, которая пустила их из своих могучих луков, метя в невидимую же нечистую силу, что перевернутый ковш Большой Медведицы опрокинула Богородица, когда хотела напиться воды из рук казачки – матери – потянулась Богородица поднять ковш, наклонилась, да и обронила в Дон свою Корону. Долго искала Корону Богородица, да так и не смогла найти, уже и отчаялась… Глядь – а Корону ей матерь – казачка приносит. Обрадовалась нечаянной радости. Благодарить казачью мать за находку стала. А та Ей и говорит, -То не Твою, Корону я Тебе принесла, Твою не нашли казаки, а эта Корона Новая и вместо жемчуга прекрасного вплели в ее серебряные нити казачки свои слезы, пролитые по мужьям да сыновьям своим погибшим. Вот с тех пор Богородица и пообещала заступаться за казаков и Землю казачью перед Сыном Своим – Господом Богом нашим – Иисусом Христом...
Догорит костер. Легкий степной ветерок донесет последние отзвуки протяжной казачьей песни, что в недалеком хуторке, сидя на приступках, отводя Душу после трудового дня, отыграл казак со своей уже не молодой женой, и откинутся на спину двое у реки – отец и сын, и, прижимая бережно к себе худенькое плечо сына, отец укажет на лапы Большой Медведицы, - А вот там, сынок, наша Родина… Оттуда пришли на Землю казаки. Туда и уходят. В старину Рай – Ирием называли. Вот там он и есть – наш казачий Ирий. И не звезды это вовсе, а костры, у которых отдыхают, уставшие от далеких походов и тяжких битв наши предки…
И продолжит отец свой рассказ рассказами о старинных и недавних битвах… О том, как когда – то Православные казачьи кредки отстояли в боях свою Степь и Казачью Волю, как ходили защищать Православного Патриарха и Царя в далекую Москву, как тревожили набегами татарский Крым, и стояли у стен Константинополя, как освобождали от рабства Русских людей и привозили на Дон несметную добычу, которой щедро делились с Монастырями, где доживали свой век увечные и немощные бывшие славные воины. А потом, указывая рукой на темнеющую невдалеке громаду кургана, пообещает сыну сводить его утром на вершину могилы древнего героя, где не так - то и давно нашли свою славу казак и казачка, - А было так… Нагрянули на нашу Землю несметные полчища завоевателей. И все – то у них было, и пушки, и пулеметы… А казаков в десять, в двадцать раз меньше… Да все равно отстояли бы Дон казаки, кабы бились с обеих сторон, как в старину, одними шашками и пиками. А то ведь только казаки в лаву развернутся – а по ним из пулеметов, да из пушек… И то сказать - два года казаки нашу Родину обороняли, а когда в хуторах и станицах остались в живых лишь старухи да малые дети, стала отступать казачья сила, стали, оставшиеся в живых, уходить к морю. Вот из этого хутора все ушли. Остались в родном курене лишь инвалид - безногий казачий офицер, который ноги свои потерял в бою с немцами, еще на Великой войне, да молодая жена его. Однажды под вечернюю зарю проскакал по улице казак, который крикнул, что идут за ним пришлые на Дон бандиты - красногвардейцы, и что к утру те красногвардейцы будут на хуторе… Взяла тогда молодая казачка мужа и отнесла вот на этот самый курган. Потом с трудом, да через силу, вкатила на курган пулемет – вот точно такой, как мы в музее видели, на колесиках - «Максим» называется, и, когда, поутру показались на дороге бандиты, то легла казачка у пулемета рядом с мужем – подавать ему пулеметную ленту… А было той казачке девятнадцать лет… Целый день не могли красногвардейцы взять хутор. Понимаешь, целый день хутор еще был свободным, а потом бандиты прикатили пушку – вот тут и погибли казак и казачка. Теперь казаки на этом кургане им памятник поставили – дикий камень, на котором их имена и высекли. Да утром и прочитаешь…
Ночь. Посапывает во сне маленький казак, а отец, раскуривая недорогую сигарету, присел у, все еще тлеющих углей, и, вот он уже сам видит себя мальцом на обрубленном колене у деда, который, временами утирая слезящийся от давнего осколочного ранения глаз, ведет неторопливый рассказ…
Утром, едва протянет солнце алые свои нити к остывшей за ночь земле, пойдут отец и сын на вершину кургана… По дороге наберут они нехитрый из синих и желтых степных цветов букет, и сын своей детской рукой, отводя выросшие у памятника тюльпаны, придавит камешком тот букет у дикого камня, на котором высечены имена Казака и Казачки…
А потом, после утренней рыбалки, когда дважды чмокнет оборванная меднобокими сазанами леска, но на третий раз, сияя от одержанной победы, сын дрожащими руками достанет из подсачека речного богатыря, закипит в почерневшем от сажи ведре вода, и, в ожидании обеда, сын вдруг спросит, - Вот ты, пап, все повторяешь – казачья воля, казачья воля, а что это такое? Это, что воля погибнуть? Вот могли же и они отступить? – покажет на курган сын.
На минуту задумается отец… А потом, покручивая порыжевший от табака ус, скажет – Что ж, могли… Но их казачья воля в том и была, что бы остаться. Пусть на один день, но свой хутор они держали свободным. И нам они урок оставили… Память о себе оставили, как завещание… Понимаешь, сын, Человек – единственное из Божиих созданий, которое обладает свободой выбора. Все остальные, даже Ангелы, поступают по Божьему велению. И лишь Человек, создан по образу и подобию Божьему. Он один решает как ему поступить, что выбрать. Вот, например, нагрянула болезнь, а болезнь к нам приходит как наказание за неправильный поступок, так вот один человек смиряется с болезнью и тихо угасает, а другой борется и через боль и муку выздоравливает. Или вот война – один прячется, а другой сам, по доброй своей воле уходит на войну защищать свою Родину, своих близких. И даже на войне – один испугается и останется в окопе, а другой под пулями в полный рост поднимается в атаку. И ведь боятся все – и тот, кто на войну не пошел, и тот, кто остался в окопе, и тот, который поднялся в атаку. Только тот, кто поднялся в атаку, проявил свою Волю и страх преодолел. Это и есть казачья воля! А воля двоих других – выбрать что – то иное, постыдное – это тоже воля, но не казачья! Так же и в жизни – один выбирает работу постыдную, но денежную, а другой, хоть и есть возможность жить по - богаче, но живет скромно, и не то, что бы он не хотел жить по - богаче, просто совесть его заставляет проявить его казачью волю и выбрать свой правильный путь. А Совесть – это совместная весть, то есть весть совместная с Богом. Вот та воля, которая выбирает Совесть и называется казачьей волей. Ведь бывает же тебе иногда стыдно, когда ты сделал что – то нехорошее. Это тебе Совесть подсказывает, что не хорошее делать не надо. И если, ты все – равно выбираешь не хорошее, то твоя воля – не казачья! А что бы тебе легче и правильнее было выбирать, наши предки оставили нам свои Заветы, обычаи и традиции, которые подскажут тебе как жить, когда ты вырастешь, как жить с такими же Казаками как и ты, как выбирать власть и как хозяйствовать. Даже песни нашего Народа помогут тебе остаться вольным…
…Залиты водой остатки костра. Вместе с рыбацкими принадлежностями упакован в рюкзаки мусор с тем, что бы выкинуть его уже в городской мусорный бак, и по степной, прогретой солнцем дороге, зашагают отец и сын к железнодорожной станции. По дороге отец укажет сыну на распаханную степь, которая больше не рожает пшеницу, потому что варварски на ней пять лет подряд в погоне за скорой прибылью сеяли подсолнечник, укажет на бугры от старинного Казачьего кладбища, которое еще семьдесят лет назад снесли пришельцы, покажет на руины старинного Казачьего Храма, и, с удовлетворением, заметит как потемнеют от ненависти глаза сына – И ЭТО ЕСТЬ КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ!
|