Так и слышится в постах культуропитейщиков
«пил, пью, и буду пить, не смотря ни на что…». Пейте на здоровье, но как древние греки:

========================
КУЛЬТУРА ПИТИЯ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ(Греки пили воду, разбавленную вином из серебрянных кубков, чтобы не болеть животом. Но когда им удавалось раздобыть чистую воду, они её ценили выше вина! И не могли оторваться от воды. - Д.К.С.)
Судя по античной традиции и данным письменных источников, древние греки в еде и питье были скромны. Так, в их рационе были хлеб, овощи, оливки, каштаны, рыба, а мясо они ели редко, получая его главным образом с общественных жертвоприношений.
Первый завтрак афинянин съедал на заре и состоял он из нескольких кусочков хлеба, намоченных в вине. Второй завтрак, более плотный, организовывался после прихода хозяина с рынка, где им делались необходимые покупки и происходили встречи с друзьями, причем этот завтрак проходил в кругу семьи - в крытом портике или во внутреннем дворике.
В обед древние греки ели похлебку - гороховую или чечевичную, рыбу разных сортов, устрицы, белый хлеб, пили разбавленное водой вино (так утверждали некоторые античные авторы, да и отдельные современные исследователи). Десертом часто служили инжир, яблоки и другие фрукты. Хозяин за обедом возлежал на ложе, жена сидела на стуле.
А у греков-бедняков основной пищей были ячменная похлебка и ячменные лепешки, каша из бобов, соленая рыба и опять же разбавленное вино...
Наша цель сегодня узнать: так ли было во все времена, правда ли то, что древние греки пили разбавленное водой вино и почему это происходило.Мы знаем по античным источникам, что главным помещением каждого дома в древности был андрон - буквально мужская комната, предназначенная для мужских собраний и пиров. Для лучшего освещения андрон устраивали в восточной стороне дворика, у южной стены дома, тогда к приходу гостей помещение освещалось мягкими лучами заходящего солнца. Обычно андрон был прямоугольной или квадратной формы. Средняя часть комнаты была вымощена галькой в виде орнаментальной мозаики (прообраз современной таверны). Вдоль стен шла панель - возвышение, на котором устраивались ложи для гостей. Полы в андроне часто мылись, видимо, после каждого пира, о чем говорят имеющиеся в нем водоотводные канавки.
Здесь, действительно, древние греки пили, причем культура этого питья имеет большую историю, если судить по данным древнегреческих источников, и особенно - по гомеровской поэзии.
В "Илиаде" и "Одиссее" ахейцы, да и их противники - троянцы, пили вино только из сосудов, известных под названиями кратер или киликов,
разбавленное водой.Однако напрасно вы будете искать среди протагонистов и героев гомеровского эпоса, как, впрочем, и среди простого люда, чтобы они пили чистую воду. Обычно чистую воду древние греки использовали для мытья своего усталого и грязного тела, для стирки белья и одежды, а также для очищения тела умерших или погибших воинов на поле боя. Но подобную
воду, по данным античных источников, они даже в рот не брали. Воду древние греки пили только разбавленную вином. Даже в корм лошадям чаще всего добавляли вино, чтобы пища была чистой и придавала лошадям силу и энергию.Только в позднейшие времена, по многочисленным античным источникам, мы узнаем о причинах, которые побуждали древних греков пить разбавленное водой вино, особенно в симпозиях классического периода времен Перикла.
Впрочем, ни один из античных источников не комментирует причину отказа героев гомеровской поэзии от чистой воды.
Скорее всего ответы на этот вопрос можно найти в более поздний период истории древней Греции, а именно во времена походов Александра Македонского в глубинные районы Азии.
С продвижением армии великого полководца, особенно в районы, где было не очень легко со снабжением, наряду с многочисленными продуктами и вином, солдаты пили и т. н. "чистую воду", которую они находили вокруг себя, отсюда и возникновение многочисленных болезней, как, например, дизентерии, тифа, поражавших огромное количество людей. Кстати, такое же бывает и сегодня со многими народами Африки, которые пьют не очищенную воду.Нам известно также по многочисленным античным источникам, что
чистое вино считалось "лекарством". Да и в более поздний период культуры эллинов, греки называют Диониса "лекарем", а Пифию "целительницей".
Следовательно, можно сделать вывод, что в доисторическое время
вино добавлялось в воду, т. е. применялось прежде всего как дезинфицирующее средство. Как поступаем мы сегодня, очищая посуду хлоркой, или добавляя несколько лимонных капелек в стакан воды, особенно когда не очень уверены в ее чистоте.
Ксенофонт из Колофоса, просвещенный муж, ионийский мыслитель VI в. до н. э. пишет:
"Никто (в древности) в кратер сначала не наливал вино, а наоборот, сначала воду, а потом добавляли небольшое количество вина". Это же подтверждает и Феофрат, разъясняя одновременно, что такова была привычка греков древнейшего периода, а не современников философа. И тут же опять возникает вопрос: почему древние греки поступали именно так, а не иначе?...
Давайте попытаемся выйти из этого лабиринта, имея как "нить Ариадны" и как первоисточник гомеровскую поэзию.
Когда троянский герой Ахиллес узнал об убийстве любимого друга Патрокла, то он не довольствовался только тем, чтобы оплакать и покрыть золой его прах, как это делали в древнейшие времена, а организовал в его честь большие спортивные игры, причем в качестве награды для победителя в беге заказал красивейшую кратеру из
чистого серебра. Эта удивительная кратера была творением рук финикийских мастеров из Сидоны. Вот как это описывает Гомер:
"Сын же Пелеев другие за бег предлагет награды:
Первая - серебряный, пышный
сосуд, шестимерная чаша,
Чудной своей красотой
помрачавшая в целой вселенной
Славные чаши, сидонян
искусных изящное дело..."
Известно также по античным источникам, что подобную кратеру из
чистого серебра также работы финикийских мастеров Менелай подарил сыну Одиссея Телемаху (и опять по Гомеру):
"...Из многих сокровищ,
которыми дом мой
Полон, я самое редкое,
лучшее выберу ныне;
Дам пировую кратеру
богатую; эта кратера
Вся из серебра, но края
золотые, искусной работы..."
Сидона во времена финикийского владычества была крупным торговым морским центром, а ее мастера по обработке ценных металлов были известны за пределами города.
Тут логично предположить, что они создавали кратеры не только для внутреннего пользования, но и для продажи, т. е. использовались они не только местными жителями, но и другими обитателями региона.
Если принять во внимание современные сведения об очистке воды серебром, то станет ясно, почему серебряная посуда у древних греков пользовалась огромным спросом. Мы очень часто слышим в народе "очистить воду серебром". Это значит налить воду в серебряную посуду на определенный период времени, после чего вода дезинфицируется чистейшим серебром, уничтожающим все микробы.
И тут можно предположить, что
изготовление кратер и киликов, чаще всего из чистого серебра, как и добавление вина в воду, имело цель обеспечить двойную страховку человека во избежание заразных болезней, которые могли возникнуть от питья воды.Подтверждение тому, о чем мы выше рассказали, - свидетельство писателя Ахиллеса Татия.
Он в своей работе "Левкипп и Клитофон" описывает свое путешествие на корабле по Нилу. Он восхищается чистотой и вкусом воды, т. к. впервые в своей жизни попробовал чистую, не разбавленную вином воду из серебряного сосуда. Он пишет, что "вино лишает воду естественных вкусовых качеств..." Допивая чистую воду из килика, александрийский писатель восхищается прозрачностью воды и не может насытиться ею.
В завершение он пишет в своих воспоминаниях: "Именно по этой причине египтяне, не боясь, пили чистую воду, не добавляя лекарственное средство бога Диониса".Во времена Троянской войны спасением для ахейцев явился остров Лемнос,располагавшийся не очень далеко от военных событий, откуда можно было вести большое количество разных сортов
вин - дезинфицирующее средство для воды. Но это вовсе не означает, что древние греки использовали вино только как дезинфицирующее средство и не пили вкусные вина, о чем свидетельствуют симпозии и древнегреческая лирика Алкея и других поэтов:
"Гони же стужу, дров кладя
щедрее,
И сладкого нескупо нацеди
Вина, под голову ж скорее
Подушку мягкую клади..."
Сходное с этим и другое стихотворение:
"Не предавайся, друг мой,
огорченью:
Себе в тоске мы пользы
не найдем.
В одном есть лучшее спасенье -
Упиться допьяна вином...".
(Пьянь и у них была. - Д.К.С.)
Что касается нашего рассказа, то из него вытекает, что в кратеры или в килики, если они не были сделаны из серебра,
греки разливали воду и добавляли в нее впоследствии "дионисовую здоровую влагу" из профилактических соображений, после чего можно было считать, что вода становилась безопасной для питья и жизни.Георгиос ВЕЛЛАС,
доктор исторических наук.