Яков тут пенял, что мы ссылались на изучение вина в Библии протестантским автором. Но, слава Богу, есть и обстоятельное творение на эту же тему православного Святого, являющееся официальным церковным документом и определяющее для русских христиан норму - трезвость.
Доклад большой, выставляется трудно, буду по-маленьку его постить и корректировать.
Доклад Святого черносотенца - трезвенника - Митрополита Владимира:
«Против ли нас (абстинентов) Библия?»
Давайте - ка, господа, послушаем Святого покровителя православных трезвенников - (или "абстинентов", от лат. abstinens (abstinentis) т.е. воздерживающихся — сторонников воздержания от употребления спиртных напитков) - Священномученика и черносотенца Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).+ + +
«Против ли нас (абстинентов) Библия» : доклад священномученика Владимира (Богоявленского), Московского архиерея, а позднее митрополита Киевского, 1912 год.
Дорогие друзья - православные трезвенники, и братья - культуропитейщики!
(в смысле, друзей мы выбираем, а брат уж какой он есть, такой и есть.

)
В 1912 году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (еще будучи Московским архиереем) сделал интересный и неожиданный доклад под названием
«Против ли нас (абстинентов) Библия». В докладе проведен богословский анализ «винного вопроса». Предлагаю к прочтению этот официальный церковный документ.

Доклад Митрополита Владимира, читанный на
противоалкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года.
Против ли нас (абстинентов) Библия?Досточтимое Собрание, Боголюбивые отцы и братие! Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею задачею,—борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас
превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя. И где только не удается этому алкоголю, несмотря на его страшныя и губительныя свойства, находить себе друзей и защитников! Он находит их прежде всего
в лице опустившихся своих приверженцев, у коих любовь к нему превратилась в страсть; находит между виноторговцами, извлекшими из распространения его свою материальную выгоду, находит их между духовными и мирянами, находит даже и между учеными.
Это мало.
Будучи злейшим врагом всякой религии, он пытается привлечь на свою сторону самую лучшую из религий – христианство с его Библиею, чтобы при помощи ея одержать победу над нами, абстинентами (стоящими за совершенное воздержание от спиртных напитков), и нашими стремлениями.
Говоря это, я разумею между прочим профессора фармакологии и физиологической химии в Галле доктора С. Гарнака, не очень давно издавшаго сочинение под заглавием: „Bibel und alkogolischen Getranke” (т. е. Библия и алкогольные напитки).
В этом сочинении он поставил своею задачею доказать абстинентам, — о которых он слышал, что они, для оправдания своего радикальнаго взгляда, часто ссылаются на священное Писание, – что это Писание совсем не на их стороне, что по словам этого писания „хорошо и весело пить иногда воду, а иногда вино”.
Сочинение это далеко не разрешает алкогольнаго вопроса и, по своей односторонности и недостаточной научности, конечно, не заслуживало бы серьезнаго внимания. Но так как оно, по какому то странному стечению обстоятельств, нашло место в сборнике, изданном по случаю двухстолетняго юбилея Галльскаго Университета, то может, конечно, не только иметь значительную долю авторитета, как ученое произведение, для сторонников алкоголя, но
сбивать с толку и борцов за трезвость.
И не скрою от вас, что отзвуки этого произведения уже слышатся и у нас не только среди мирян, но и среди некоторых духовных лиц. Вот почему мне представляется совсем не излишним доложить настоящему почтенному собранию направленную к защите взгляда абстинентов критическую заметку на это произведение , а в заключение вкоротке изложить
учение абстиненции с нравственным его обоснованием. „Хотя я и не знаю оснований противников, но я не одобряю их”. По этому, кажется, образцу, говорить Асмуссен, поступает и Гарнак, когда он, в начале введения в свое сочинение говоря о фанатиках (разумея абстинентов), которые в борьбе своей за трезвость берутся часто за оружие в высшей степени сомнительнаго свойства, далее говорит; „где царит фанатизм и эгоизм, там всегда стараются, что очень понятно, хотя и в высшей степени печально, ставить дело в связь с религиозными интересами, с субъективной окраской... Это – печальное недоразумение и глубокая ошибка, в которую впадают люди этого покроя, когда они думают найти опору в авторитете Библии, забывая при этом то обстоятельство, что ведь и диавол может ссылаться на священное писание” (см. евангельскую историю об искушении диаволом Христа).
Таково суждение профессора Гарнака.
На странице 15-ой своего сочинения этот муж, забравшийся, так сказать, на Моисеево седалище, приводит слова премудраго Соломона (Притч. 31, 4.):
„Не царям, Лемуил, не царям пить вино и не князьям – сикеру, чтобы напившись они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых”. И к этому он тотчас же присоединяет „таким образом действие, производимое вином, на которое здесь указывается, прежде всего обнаруживается в ослаблении разсудка и потере безпристрастия и безпартайности”. (? -Д.К.С.)
На это мы вправе сказать, что и для профессоров также имеет значение то, что необходимо для царей и судей, особенно когда они хотят произносить суд над трезвостию и воздержанием. Ибо, если где вино способно оказывать влияние на разсудочную деятельность всякаго вообще человека, так в особенности там, где он сам является судьею и критиком в вопросе о вине.
Но если, называя нас фанатиками, он против нас выдвигает диавола и нашу деятельность приравнивает к его деятельности, то в этом уже заключается добрая воля „фанатизма” в борьбе против абстиненции и ея сторонников. Если абстиненты добровольно отказываются от сомнительнаго и воображаемаго наслаждения и о своем деле – именно отречении от спиртных напитков – дозволяют себе такое суждение, которое обследовано и теоретически и практически, чего профессор Гарнак о себе, вероятно, сказать не может, то можно ли поэтому их суждение называть „субъективно” окрашенным, тенденциозным и пристрастным?
Но как же, в каком отношении мы – противники алкоголя стоим к „библейскому вопросу о вине”? Этот вопрос в сущности в нашем движении играет совершенно второстепенную роль; мы должны это всегда строго и резко подчеркивать.
Мы избегаем, насколько возможно, входить в обстоятельное его обсуждение, так как он – у нас по крайней мере – окончательно еще не решен и потому способен прежде всего возбуждать безполезные споры и брань. Но так как со стороны чаще всего духовных, а иногда, как в настоящем случае, и мирян, очень часто с большим или меньшим искусством
пускается в ход против нас и Библия и так как многие из этих противников думают сразить нас одним только указанием на брак в Кане Галилейской, то по сей причине мы вынуждены бываем чаще, чем это было бы нам желательно, возвращаться к этому вопросу и занимать в отношении его определенную позицию.
Взгляд профессора Гарнака, несмотря на его громкое и докторальное предисловие, следуете назвать неправильным, не выдерживающим критики и совсем необоснованным.
Произнося свое суждение об этом предмете, он совершенно не занялся изучением посвященной этому предмету литературы, произведения которой нельзя назвать наивными, натянутыми и ненаучными, так как значительная часть их принадлежит перу выдающихся богословских и философских светил.
К тому же ему не достает, как сам он сознается, знания еврейскаго языка.
Конечно, чрезвычайно легко и удобно делать нападение на борцов трезвости, якобы поддающихся великому самообману, когда совсем не знают и не могут хорошо себе объяснить того, что собственно они утверждают, когда, вместо того, чтобы опровергнуть и доказать, набрасывают только на их мнения ложный свет и потом подвергают их осмеянию, как невежд и наивных людей, и нравственно уничижают их. Но при этом нельзя от души не пожалеть, что такая софистика, которая не может претендовать на строгую научность, могла однако же найти место в сборнике, изданном по случаю двухсотлетняго юбилея Галльскаго университета.
Такое сочинение, конечно, всегда может производить впечатление на закоснелых врагов воздержания (темперенция) и таким путем очень удобно и выгодно апеллировать к такого рода людям.
Но все здание профессора Гарнака тотчас же падает, как карточный дом, как только коснешься одного пункта „библейскаго виннаго вопроса”, и именно следующаго: „где и в какой мере в Библии под словом „вино” следует подразумевать перебродивший алкогольный, и где неперебродивший, свободный от алкоголя виноградный сок”?Это такого рода пункт, который, если хотят спорить, прежде всего должен бы быть приведен в ясность, но профессор Гарнак этого пункта даже и не касается, что в высшей степени является странным, хотя, может быть, для противников воздержания и выгодным.
Может быть, этот вопрос, по его мнению, несуществен и не заключаете в себе никакой важности? Но, по тщательном и добросовестном исследовании, он не мог бы сказать этого, так как об этом как замечено, написаны знатоками дела целые томы.
Кроме того вопрос этот настолько выпуклый вопрос, что на него только тогда не наталкиваются, когда намеренно его обходят. Трудно, поэтому понять, делается ли это по неведению или же предубеждение и пристрастие может так сильно затемнять взгляд человека?Неоспоримо то, что Иудейский народ в смысле напитка употреблял как перебродивший, так и неперебродивший виноградный сок, было ли это питательное, или только вкусовое средство, и очень вероятно, что под неперебродившим вином разумелся не один только свежий сок из ягод виноградных, но что евреи так же хорошо, как и другие народы, умели этот неперебродивший грозд предохранять от брожения и на долгое время сохранять его неперебродившим.В этом отношении заслуживает особеннаго внимания следующее изречение доктора Адлера, английскаго обер-раввина ортодоксальных Иудеев: „я не знаю ни одного авторитета, говорит он, который ограничивал бы употребление слова „вино” только вином перебродившим”.
Но признать новым авторитетом в этой области профессора фармакологии и физиологической химии доктора Гарнака мы не имеем ни малейшаго основания.
Разсмотрим теперь этот вопрос в приложении к сказанному в Библии.
I.Из Библии известно нам, что Ной возделывал виноградник, выпил
перебродившаго вина и подвергся опьянению. В этом состоянии он подал своему сыну Хаму повод ко греху, даже послужил причиною его, и проклятие этого греха пало на главу не только самого Хама, но и на детей и внуков его.
Это — разительный пример того, что за грех предающихся алкоголю отцов наказываются и их потомки. Зерно неизлечимой телесной и духовной порчи чрез более или менее развитую наклонность и привычку к пьянству родителей переходит по наследству и в их потомство. В этом смысле здесь было бы очень кстати поговорить именно о наследственном грехе, который означает тоже, что медицинская наука называет „наследственным недугом”, но это завело бы нас очень далеко и потребовало бы много времени.
Далее следует указать на пример Лота, и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех. Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению и лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения.Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственнаго разслабления, греха и порока.
Довольно указать на Аммона, Авесалома и сестер его. Выходя из этой точки зрения, не трудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание Всемогущаго в образе сосуда в руке Иеговы, наполненнаго кипящим
опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живуших на земле, и скорбь и ужас является последствием этого.
"Ибо чаша, - говорится в 74-м псалме ст. 9, - в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нея. Даже дрожди ея будут выжимать и пить все нечестивые земли."
И далее в псалме 59, стихе 3 и 5-м, говорится:
"Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался... Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления (опьянения)."
Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно, как средство суда и наказания.Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, это видим мы в 3-м стихе 2-ой главы Экклезиаста, где он говорит:
"Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны они делать, пока они живут под небом”.
То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе безпристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и, может быть, сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями.
Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим во 20-й гл. 1-м ст. притчей Соломона, где говорится:
„Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающейся ими, неразумен”.Совершенно ясное и определенное предостережение невоздержным и пьяницам делается и в 31-м—33-м стихах 23-ей главы Притчей Соломона:
„Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное".
Неоспоримо, что во всех приведенных местах Св. Писание осуждает вино, коль скоро оно обнаруживает свое опьяняющее свойство. Это мы должны крепко и твердо запомнить.Эти предостережения делаются настолько сильно, настолько строго и вразумительно, что каждый, кто хочет основываться на слове и духе Священнаго Писания, не может не убедиться, что здесь хмель и опьянение, oт первой, самой слабой, его стадии и до пьянства, противны Св. Писанию. Итак, „не смотри на вино”.Но это ветхозаветное увещание удивительно гармонирует с позднейшими и новейшими изследованиями науки. Этой последнею дознано, что уже и незначительной дозы вина, постоянно употребляемой, достаточно для того, чтобы ослабить тончайшия и нежнейшия части нашего мозга, чтобы отуманить ясную способность разсудка, – этого высшего Божия дара, который возвышает нас над всеми другими творениями.
Сюда относятся и такия, например, количества вина, которыя признаются нормальными, очень „умеренными” и позволительными, как в нравственном, так и в общественном и гигиеническом отношении. Даже и такия „умеренныя” порции, которыя часто позволяются как „укрепляющия и оживляющия” действуют, как это с достоверностию доказано, разрушающим образом на душевныя и телесныя функции и силы. И это происходит – чего не следует никогда забывать – таким образом, что подвергающийся
этому губительному яду, нисколько этого не замечает и не чувствует. Напротив, он воображает себя более способным к деятельности и более продуктивными Но отсюда, это действие тем опаснее и хуже и потому-то вино для очень многих является западнею или сетью.
Это ясно и неопровержимо доказывает своими экспериментами безпристрастная, свободная от предубеждения наука, которая, следовательно, является вполне согласною с предостережением Соломона.
Абстиненты поступают по его слову: „не смотри на вино!” С этой точки зрения Гарнак не можете разубедить нас ни соображениями разума, ни ссылками на Библию.Но прежде чем говорить вообще об отношении Библии к вину,
разсмотрим поближе вопрос о том, когда и где следует в Библии под словом „вино” разуметь перебродивший, опьяняющий напиток, и когда и где неперебродивший виноградный сок.В предыдущих случаях мы имели дело с
перебродившим алкогольным вином; но несомненно верно, что
в те времена обыкновенно употребляли, как напиток, и неперебродившее вино и очень высоко последнее ценили; это видно из истории Иосифа в темнице Быт. гл. 40, ст, 11.
Здесь в разсказе виночерпия говорится:
„И чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараону”.Иосиф же растолковал ему этот сон следующим образом:
„Чрез три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое и ты подашь чашу фараону в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”.Ясно, что здесь речь идет о
неперебродившем, безалкогольном виноградном соке; таковой, следовательно, пили за столом Египетских царей. Ориенталист профессор Розенмюллер выводит отсюда такое заключение, что
за столом египетских царей дозволяемо было пить не другое какое либо вино, как только неперебродившее; что это было правилом, обычаем, в этом можно убедиться из прибавки: „по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”. Равным образом и иудейский писатель Иосиф Флавий, который делает упоминание о сне, снова опять называет этот сок из ягод вином.Еще большую уверенность в употреблении евреями неперебродившаго вина, как напитка дает нам повествование о празднике Пасхи. При учреждении ея нет речи ни о каком питьи, но прямо говорится (Исх. 12, ст. 19):
"Ибо кто будет есть
квасное, душа та истреблена будет из общества сынов израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той."
И далее говорится (Втор. 16, ст. 3):
"Не ешь в праздник
кваснаго; семь дней ешь опресноки, хлебы бедствия."
К этому английский профессор Стюарт делает такое примечание, что слово „есть” в библии в очень многих случаях употребляется для обозначения всякаго вкушения за обедом, вкушения не одной только пищи, но и пития.
Слово "есть", по нему, значить „вкушать”, „употреблять”, „наслаждаться”. В этом же смысле оно всегда было понимаемо и истолковываемо и раввинами, и можно привести множество свидетельств на то, что впоследствии
ортодоксальные иудеи во время этого праздника далеко держали себя не только от тех яств, но и от тех питий, которыя подвергались процессу брожения. Смотри соч. Мейера „Иудеи, их обряды и церемонии”, где говорится:
„в течении всей Пасхи не позволялось употреблять
ни квасных яств, ни перебродивших напитков, согласно библейским предписаниям”.
Сличи Исх. 12, ст. 15, 19, 20. Втор. гл. 16, ст. 3, 4.
Нет нужды подкреплять справедливость сказаннаго дальнейшими свидетельствами раввинов, так как уже здравый человеческий разум может подсказать, что
неразумно и нелепо было бы запрещать осквернение чрез брожение в пище и в тоже время дозволять его в питии.(А Жданов - то, прав про дрожжи! - Д.К.С.)Если мы крепко запомним это и воспроизведем при этом еще слова Христа при установлении Евхаристии (Матвея 26, ст. 29):
„Отныне не буду пить от плода сего винограднаго до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царствии Отца Моего”и совершенно согласныя с этим слова (Марка гл. 14, ст. 25):
„Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода винограднаго до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием”, то вышеприведенное толкование, говорящее о том, что
здесь идет речь о натуральном соке виноградных ягод, едва ли может показаться натянутым и сомнительным.
Этот не подвергшийся брожению сок, есть тот „плод лозный”, о коем говорить Спаситель.Напротив же перебродивший алкогольный напиток есть не натуральный уже продукт, но искусственный, – продукт дрожжевого грибка и изобретательности человека.
Фарисеи того времени не упрекали ли Христа, как винопийцу, не называли ли Его эти люди также и богохулом?
Хотя ни откуда не видно, что Христос пил то, что теперь обыкновенно называют вином, однако многие из фарисеев и нашего времени - (культуропитейщики - Д.К.С.) желают пользоваться Им для прикрытия своей собственной слабости. С этою, конечно, целью стараются иные установить „винную заповедь”, – т.е. заповедь употреблять именно алкогольное, опьяняющее вино, якобы данную Христом, которой Он однакож никогда не давал.Так как мы находим в Библии очень много таких мест, где вино прославляется, как дар Божий, и ставится на одну ступень с хлебом и маслом, то из этого уже мы должны заключить, что оно было понимаемо не как только вкусовое средство, но и как
необходимое средство питания.
Но далее мы знаем, что
не подвергшийся брожению сок виноградный действительно близко подходит по его питательному достоинству к молоку (особенно к молоку матери); наконец знаем мы и то, что
сахар, который представляет главную питательную ценность, вследствие брожения, вследствие деятельности грибка, большею частию превращается в алкоголь и углекислоту, от чего питательное свойство винограднаго сока существенно уменьшается и даже совсем уничтожается. Это верно наблюдали и отмечали и в то время; и сам профессор Гарнак приводит косвенное на это доказательство – прор. Захарии 9 гл. ст. 17, где восхваляется муст (неперебродивший виноградный сок) за то, что он, „воодушевляет язык отроковицам”.
С другой стороны нам известно, что
алкогольное вино „погубило многих людей” и употребление опьяняющих напитков сопровождалось пьянством, безнравственностию и распутством, так что за это налагаемы были тяжелыя наказания не только на отдельных лиц, но и на целые города, и даже на весь народ.
Не становится ли отсюда совершенно ясным и естественным то, что в Апокалипсисе с одной стороны говорится, что вино и масло не причиняет никакой беды, а с другой идет речь о вине распутства, вине гнева Божия? Не становится ли совершенно понятным, что эта разница заключается в двоякой природе вина? Это ясно видим мы и на опыте; вполне подтверждает в свою очередь и наука, что
возникший чрез брожение алкоголь есть наркотический яд и что при строении нашего организма природою он совсем не предусмотрен.
Хотя в известных случаях и при известных обстоятельствах он и употребляется, как возбуждающее средство, без большого вреда и повидимому с благоприятными последствиями; однако неоспоримо верно то, что, употребляемый по привычке и постоянно, он не приносить никакой действительной пользы, а один только вред, так что
тот лучше всего поступает, кто совершенно воздерживается от спиртных напитков. Об этом свидетельствуют иногда даже и те, которые прежде сами были противниками воздержания.
Наконец, употребление этого наркотика, как достоверно доказано, всюду и у всех народов приводило к неумеренности, и целые народы погибли от алкоголя, добываемаго посредством брожения, а теперь этот алкоголизм везде и всюду сделался повальною чумою, эпидемиею.Что же удивительнаго в том, что люди верующие в божественный авторитет Библии, спрашивают:
может ли Премудрый и всеведущий Бог, Слово Котораго есть Библия, на самом деле восхвалять и рекомендовать напиток, который играет такую печальную роль в жизни народов, который именно (а у простого народа это замечается в особенности) разжигает низменные инстинкты и который, как говорить Гарнак, убивает чувство стыдливости и таким образом прямо и непрямо усиливает половой инстинкт?
Насколько это согласно с Его премудростию?
И может ли Он, в одно и тоже время, один и тот же предмет и одобрять и хвалить, и осуждать и даже проклинать?Не понятно ли, а для верующаго в Библию христианина не понятно ли это само собою, если сказать так:
слово Божие, учение котораго есть самое высокое и наилучшее и которое строго и решительно осуждает все дурное, не может один и тот же напиток в одном месте хвалить, а в другом проклинать, и это кажущееся противоречие объясняется совершенно просто и натурально двоякою природою неперебродившаго, безалкогольнаго и перебродившего, алкогольнаго вина? Мы имеем дело здесь в одном случае с даром Божиим, как чистым произведением природы, а в другом с вином, в коем совершился процесс брожения, которое есть „продукт искусства” человека, или, если можно так назвать, процесс ухудшения.Таково идеальное понимание Библии; диаволу, о котором говорить Гарнак, как видите, нет здесь места.
И православный священник, который объясняет Библию, как чистое слово Божие, смело может стоять на этой точке зрения в полной надежде, что такия неумныя слова, каковы слова Гарнака, никогда не собьют с своей позиции твердо верующих в Библию христиан и абстинентов.
Далее, совершенно оставляя в стороне религиозную основу, надо изследовать и разсмотреть „библейский алкогольный вопрос” на основании
филологическаго значения употребляемых в Библии для обозначения вина терминов.Но здесь могут иметь авторитет только ученые, специалисты-лингвисты, к числу которых профессор Гарнак, как не знающий еврейскаго языка, не может быть отнесен.
Его помощником и советником, конечно, был профессор Кауч; но занимался ли этот последний обстоятельным изучением „библейскаго алкогольнаго вопроса”, – это, судя по содержанию его сочинения, представляется сомнительным.
Автор этой критической заметки точно также не сведущ в еврейском языке, но к его услугам являются выводы основательнаго изследования одного сведущаго в еврейском языке очень осторожнаго сотоварища и споборника, который подверг Библию в этом направлении обстоятельному изучению; а сверх того автор проштудировал большую часть английских сочинений, в которых о вопросе трактуется с точки зрения науки, почему хотелось бы осветить его и с этой стороны.
Это и постараемся мы сделать, елико возможно, короче.
Профессор Гарнак озаглавливает свое произведение: ,,Библия и алкогольные напитки”. Он трактует преимущественно о вине.
Ему сначала необходимо нужно бы доказать, что все то, что у евреев называлось вином, было все без изъятия напитком алкогольнаго свойства, но он это, как сказано выше, обошел совершенным молчанием; это фальшиво не только по смыслу и духу Писания, но и по буквальному смыслу слова.Здесь ближайшим образом дело идет о еврейском слове iajin, которое в Библии встречается 140 раз и которое означает виноградное вино.
Iajin'ом был опьянен Ной, jajin веселит сердце человека и об jajin говорится у Исаии 16 гл. 10 ст.:
"Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликованье."
Точно также говорится и у Иеремии 48 гл., 33 ст.:
„Радость и веселие отнято от Кармила и земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; будет крик брани, а не крик радости”.
Подобное читаем мы еще у Иеремии в 40-й главе ст. 10—12.
„Вы же собирайте вино и летние плоды и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли... И собрали вина и летних плодов очень много”.
Вытекает ли отсюда, что Iajin, т. е. вино всегда в Библии обозначает перебродивший напиток? Нет! Напротив; jajin в Библии есть генерическое выражение (родовое понятие) для обозначения виноградных ягод и винограднаго вина, перебродившаго и не перебродившаго, алкогольнаго и неалкогольнаго, опьяняющаго и неопьяняющаго.Вместе с словом „муст” обыкновенно всегда повторяется слово „тирош”; это последнее слово мы встречаем в библии 40 раз.
Тирош очень часто ставится наравне с зерновым хлебом и маслом (собственно оливковым маслом) и восхваляется как благодатная вещь. Единственное исключение отсюда составляете 11-й стих 4-ой главы Осии, где говорится: „блуд, вино (тирош) и напитки завладели сердцем их”.
Однако здесь, может быть, указывается на то, что образ жизни, который служит только удовлетворению естественных, животных влечений, отдаляет сердца людския от Бога, а, может быть и, на опьяняющее действие муста, при наступлении брожения.
Кто может это доказать?
Из этого сопоставления с хлебом и маслом и из мест Втор. 11 гл. 14 ст.; Исаии 65 гл. 8 ст. и в особенности Михея 6 гл. 15 ст.:
"будешь давить оливки—и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь",
ясно видно, что „тирош” близко стоит к виноградному грозду и к человеческому питанию именно в таком же стоит отношении, как и хлебное зерно.
Он некоторым образом обозначает сырой, невыделанный продукт.
Но так как теперь jajin часто стоит в связи с хлебом, то с другой стороны возможно заключить, что этим словом обозначается и часть винограда, готовая совсем для употребления. Он мог быть перебродившим и неперебродившим, мог быть даже просто виноградного кистью, гроздом.
Что же касается того, что слово: jajin – и это есть то вино, которое главным образом имеется в виду при обсуждении этого вопроса – необходимо должно иметь по нынешнему понятию значение перебродившаго и потому алкогольнаго напитка, этого Гарнак никак и никогда не докажет.
Но он исходит из этой во всяком случае недоказанной, и, – мы с уверенностию утверждаем это, — совершенно ложной посылки, а потому и приходит также к недоказанным, а следовательно, совершенно неосновательным, ничего нестоющим результатам.
Этим я мог бы и закончить это дело, как уже достаточно выясненное справками, но мне хочется прибавить еще кое-что к обоснованию моего только что изложеннаго мнения.
Еврейское слово сикера встречается в Библии 23 раза и всегда переводится словами „крепкий напиток”, и „крепкое питье”. Слово же сикера shecar, как доказано, есть тоже, что сахар (на персидском „succar” или „chacar”, на турецком „checer” или „succer”, по изследованию доктора Норманна Керр) и первоначально обозначало жидкости обильныя сахаром, так как сахар по причине брожения делается жидким, только жидкости неперебродившия.
И профессор Гарнак говорит: „не может подлежать никакому сомнению, что эти
сикеры производимы были и из других плодовых соков (фиников, смоквы, изюма, гранат) и отчасти из меда”.
Позже под ним всегда единодушно подразумевали опьяняющий напиток. Но нельзя, без сомнения, принять, что этот крепкий напиток равнялся по крепости нашему рому или водке, которые содержат в себе от 30%, до 50% алкоголя. Более высокому содержанию сахара соответствует, конечно, и более высокое содержание алкоголя, но только до известной границы, и нужно иметь в виду, что на этом пути брожения алкогольное содержание не может достигать выше 16%.
Более же высокаго искусства дестилляции в то время еще не знали, – оно было изобретено чрез 800 лет по Рождестве Христове.
Против опьяняющаго напитка „сикеры” Священное Писание высказывается очень строго; оно нигде не прославляет и не благословляет его, а напротив провозглашает горе тем, которые употребляют этот напиток. „Горе тем, говорится здесь, которые с ранняго утра ищут сикеры и до поздняго вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, II)".
Или: „горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепий напиток”. (Ис. 5, 22).
Тоже читаем мы и в 28 главе в 7 стихе у того же пророка.
Почему же это финиковое или пальмовое вино так строго осуждается в сравнении с виноградным вином и мостом? Ужели оно не было также даром Божием потому только, что на два-три процента более заключало в себе алкоголя, чем те?
Не необходимо ли всякому безпристрастному судии и изследователю придти здесь к другому толкованию и заключению? Не должен ли он скорее сказать: потому Св. Писание так строго предостерегает от сикеры, что
она — опьяняющий напиток? А отсюда следует, что в тех случаях, где делается предостережение и в отношении jajin, там точно также разумеется опьяняющий напиток.
Слово oτυoς (ойнос, греческое слово для напитков из плода лозы - Д.К.С.) в Новом Завете повторяется 32 раза. Не только на основании Библии, но и на основании древних писателей твердо и уверенно можно сказать, что
мы и здесь имеем дело с генерическим словом, которое обозначает как перебродившее, так и неперебродившее вино.Но с достоверностию далее, установлено, хотя это многим теперь кажется не совсем вероятным, что неперебродивший виноградный сок и виноградный грозд у древних народов играл важную роль как питательное средство и полезный напиток.
Кто желает прочитать об этом подробнее, тому можно рекомендовать труд доктора Норманна Керра „Wines Scriptual ad ecclesiastical”. Здесь, правда, в этом направлении делаются только намеки, но из них можно видеть, что этот вопрос стоит основательнаго труда и что тогда получится, вероятно, совершенно другой результат, а не тот, к коему пришел профессор Гарнак, не взяв на себя труда сделать в этом направлении надлежащее научное изследование.
В те времена, когда жили пророки и апостолы, знали различные способы предохранять виноградный сок или „муст” от брожения.
Это достигалось посредством кипячения, охлаждения и недопущения воздуха масляным слоем или другою плотною закупоркою, а также путем сгущения сока при помощи огня, и, вероятно, при помощи и антисептических (предохраняющих от гниения) средств, серы и т. д. Этим путем предотвращалось разлагающее действие грибка —брожения, так что он не мог уже лишить его питательнаго свойства и превращать в опьяняющий алкоголь.Нет совершенно никакого основания предполагать, что евреям эти способы, которые были употребляемы у других народов, имевших с ними соприкосновение, оставались неизвестными, или что они менее имели заботы о производстве вина, чем те.
Как же называли евреи, как называет обыкновенно это вино Библия? Словом „jajin”.
По крайней мере древние писатели называли его „вино”.
Аристотель (см. Meteorologica IV, 9) о „сладком вине” тогдашняго времени (oτυoς, γλυχυς) говорит, что
оно было неопьяняющее (oύ μεύςχυς).
Подобное говорит и Атеней (Banquet II, 24).
Сверх того Аристотель (Meteorologica IV, 10) говорил о вине Аркадии;
оно было так густо, что его нужно было извлекать из бурдюков, в коих оно хранилось и потом разжижать в воде. Едва ли нужно доказывать, что так уварить и довести до такого киселеобразнаго состояния возможно только неперебродивший сок.
Нельзя не отметить здесь еще и того, что говорит известнейший ориенталист и библейский критик Гезений о том „меде”, который посылал Иаков Иосифу, —именно он говорит, что
этот мед есть вино, уваренное до густоты сиропа. В правильности этого сообщения едва ли можно сомневаться, так как Гезений был в числе ученых авторитетов перваго ранга.
Плиний сообщает об
испанском вине которое не возбуждает, не шипит, не ослабляет силы и не производит опьянения. Колумелла равным образом говорит о неопьяняющем хорошем вине „inerticula... boni vini”.
Затем обращает на себя внимание „vinum coctum”, о котором говорит Августин, далее: „sapa vini”, о коем свидетельствуете Диоскорид. Последнее вино есть ничто иное, как виноградный сок, сгущенный иногда на 1/3, иногда на 1/2, а иногда и на 2/3.
Если же, невзирая на это, иные предполагают, что виноград у евреев главным образом был употребляем на приготовление алкогольнаго вина, то и на это до сих пор также не было достаточных доказательств.
Конечно в настоящее время, когда алкоголь, чуть не во всем мире как просвещенном так и непросвещенном, совершил свой победоносный поход, теперь, конечно, алкогольное вино играет такую роль, что многие думают и желают, чтобы и другие так думали, что это так было и всегда.
Но против этого говорит многое.
Если Гомер и Гиппократ сообщают, что вино разжижаемо было прибавлением 20 — 25% воды, то это позволяет заключить и по отношению к виноградному сиропу, и так как древние греки, как нам известно, обыкновенно вино свое мешали с водою, то подобное заключение является весьма вероятным. Это совершенно не исключает употребления разбавленнаго водою алкогольнаго вина.
Но и из древних и новейших разсказов путешественников знаем мы, что на „Востоке” вино служило, а отчасти и теперь еще служит, важным питательным средством и притом в различных видах, однако именно –
неперебродившее.Тавернир („Pers. Trav.”) разсказывает о стране между Тавром и Тигром, что там каждый обитатель имеет в своем винограднике особое место, где он сушит виноградныя кисти, „так как оне, говорит он, не производят никакого вина”.
Англичанин Вальполь разсказывает о Малой Азии (Memoirs Лондон 1817 г.): „виноградники здесь не культивируются для того, чтобы выделывать вино. Виноградныя ягоды съедаются, как зрелые фрукты, и как изюм, или же из них делается сироп. Виноград в изобилии растет в Роззете, но в Египте вообще очень немного приготовляют вина... Очень много родится винограду в окрестностях Антиохии, но он употребляется здесь в пищу, или засушивается в изюм (R. Valpole Travels, London 1820 г.)".
Нибур (Travels Arab. ed. 1792 г.) говорит об одной местности в Аравии: „здесь есть более 20 разных сортов винограда, и так как он созревает не в одно и то же время, то составляет чудное освежающее средство в течении целых месяцев. Арабы сохраняют виноградныя кисти, развешивая их в погребах, и едят их почти в течении целаго года”.
Продолжение следует.