Русские христиане, сражавшиеся на стороне немцев.
Материал с сайта:
http://www.krotov.info/history/20/1940/osipova6.html
Рекомендую всем, осуждающим генерала Власова, прочитать полностью эту книгу.
(ИПХ - сокращение для русских православных людей, не признававших своим лидером митрополита Сергия - С.О.)
-------------------------------------------------------------------------------------
Война 1941-1945, как следует из воспоминаний ИПХ и многочисленных бесед с выжившими после многих лет лагерей и ссылок катакомбниками, свидетелями и участниками тех событий, воспринималась в среде ИПХ не как Отечественная.[10] Клирики ИПЦ, многие годы проживая на нелегальном положении, с риском для жизни проводя тайные богослужения и посвящения,
воспринимали тоталитарный советский строй как царство антихриста, которому надо было сопротивляться всеми возможными средствами. Надо помнить, что многие катакомбники являлись убеждёнными противниками толстовского непротивленчества и в своё время были участниками гражданской войны, сражаясь на стороне Белой Армии, и активно
действовали во время антибольшевистских восстаний крестьян и казачества. Поэтому
оккупация немцами больших территорий страны воспринималась катакомбниками как освобождение верующих от богоборческой власти и приветствовалась ими. Для Катакомбной Церкви появилась надежда, на то, что, наконец-то, Богом дан шанс освободиться от ига большевиков, в оккупации ИПХ видели
осуществление пророчества, сделанного 15-10 чтимыми старцами ещё в первые годы революции, что немцы придут войной на большевиков (буду благодарен, если кто-то из форумчан найдёт
ссылки на эти пророчества и имена старцев - С.О.).
Некоторые из молодых ИПХ, призывников в действующую армию, избирали своеобразную тактику. Они вступали в ряды Красной Армии, попадали на фронт, а там с оружием в руках переходили на сторону немцев, чтобы бороться с безбожной и ненавистной властью большевиков, так как видели в этом возможность религиозного сопротивления. После войны стали известны случаи перехода на сторону немцев целых армейских подразделений, возглавляемых младшими командирами, тайными ИПХ.[11] (видимо тот "старик мощного
телосложения" был из такой роты - С.О.)
На оккупированных немцами советских территориях религиозная жизнь стремительно возрождалась, причём Русская Православная Церковь, в отличие от Католической, пользовалась явным покровительством немецких властей. Конечно, для оккупационных властей это был пропагандистский ход, в противовес большевистской политике — даровать верующим религиозную свободу, умиротворяя местное население.[12] В Германии, очевидно, были специалисты по вопросам современного Православия в СССР,[13] поэтому к ИПХ у оккупационных властей было исключительное расположение, как к непокорившимся большевикам.
Определённая политика оккупационных властей поддерживать прежде всего национально ориентированные группы Православной Церкви усложнила положение ИПХ на Украине, где автокефалисты были тесно связаны с немецкой администрацией, а также в Прибалтике, где немцы поддержали «национальные» Церкви. Показателен также случаи с организованной немцами Псковской миссией, которую возглавил митр.Сергий (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) — Экзарх Московской Патриархии. В результате его агитации о вредности Катакомбной Церкви, как «неподконтрольной», в Псковской, Новгородской, Ленинградской и Калининской областях общины ИПЦ не легализовались.[14] Так как открытые храмы возглавили клирики-сергиевцы, то общинам ИПХ, кроме двух-трёх церквей, ничего получить так и не удалось.
Лучше сложились отношения у ИПХ с Белорусской Автономной Церковью, в частности с еп.Стефаном (СЕВБО), который даже поставил для них несколько священников. В двух местах — в Смоленской области и Можайском районе Московской области — клирики ИПЦ не только возродили, но и значительно пополнили ряды паствы, сильно поредевшей в 1937-1938 — в период массовых расстрелов и высылок.
Принципиально иная ситуация сложилась на Северном Кавказе, где почти поголовно все казаки принадлежали к ИПЦ, а иногородние и новые переселенцы — к сергиевцам или обновленцам.
Казаки, часто ещё до прихода немцев, уничтожали оставшиеся части Красной Армии. Почти все чудом оставшиеся в живых клирики Катакомбной Церкви стали духовными вождями антибольшевистского движения.
Во время оккупации борьба между ИПХ и другими верующими за храмы была настолько ожесточённой, что порой даже доходило до кровопролитных побоищ,[15] но немцы старались во взаимоотношения верующих не вмешиваться. На Дону положение ИПХ осложнилось в связи с тем, что созданное при поддержке оккупационных властей Епархиальное Управление возглавил бывший обновленческий еп.Николай (АМАССИЙСКИЙ), которого ИПХ не принимали категорически, как безблагодатного.
В Воронежской, Орловской и Брянской областях обстановка для ИПЦ была наиболее благоприятной: ряд общин ИПХ вышел из подполья, открылись многие храмы, где стали проводиться открытые богослужения при большом стечении верующих,
в местностях, где в церквях сохранились колокола, немцев встречали колокольным звоном, как освободителей.
По рассказам очевидцев, к духовенству отношение немецких офицеров и солдат было хорошее, они даже считали обязательным для себя посетить местный храм. Хуже было отношение к ним эсесовцев, хотя и его можно было считать достаточно благосклонным. Самым удивительным, судя по воспоминаниям очевидцев, бывало, когда немцы загоняли население в храм на богослужения, угрожая безбожникам расстрелом (Ну вот, всё безбожники верующих расстреливали, а тут на тебе - смерть за атеизм. Кстати, Святитель Феофан Затворник говорил, что великие беды ожидают Россию за отказ от смертной казни за богохульство - С.О.). Клирик ИПЦ
о.Никифор (РИХТЕР-МЕЛЛИН) вспоминал о крещении им 45 офицеров и солдат немецкой армии и о венчании 8 молодых пар, в которых невестами были русские девушки.
Катакомбники до сих пор вспоминают годы войны — годы больших надежд для них и религиозной свободы — с теплотой и энтузиазмом. Именно тогда немецкие власти предоставили им оружие. Ударные части катакомбников, боевой дух которых поддерживали священники ИПЦ, сконцентрировались как в составе казачьих частей, так и в Брянской области, где в районе г.Локоть было создано местное управление под контролем ИПХ в лице ВОСКОБОЙНИКОВА.[16] В 1942 оно, получившее название РОНА,[17] участвовало вначале в операциях против партизан, а позже воевало на стороне немцев против частей Красной Армии.
Важно заметить, что во время войны небольшой группе клириков ИПЦ удалось выехать на время за границу, где они познакомились с архиереями РПЦЗ. Они были сильно разочарованы моральной деградацией зарубежного клира, а особое возмущение вызвала у них личность митр.Серафима (ЛЯДЕ), в котором ими был опознан известный обновленческий епископ Змиевский, выехавший в 1929 в Германию.
Конец войны для многих общин ИПЦ был трагичен. Когда началось наступление Красной Армии и освобождение ею оккупированных территорий от немецких войск, во многих ожесточенных боях, развернувшихся при освобождении городов Курска, Орла,[18] Харькова, поддержка немцев катакомбниками была очень сильной, ведь население едва ли могло забыть массовые расстрелы верующих в 1937-1938.
Потому число беженцев, уходящих с немецкими войсками на Запад, с каждым оставленным городом увеличивалось. Тогда покинули города и области большие общины ИПХ, а вооружённые мужчины, находясь в арьергарде войск, помогали уходить как можно большему числу верующих. Клирики ИПЦ участвовали в ожесточённых боях, своим мужеством подбадривая бойцов и не позволяя им сдаваться в плен.
В Прибалтике, после окончания войны, в отрядах «лесных братьев» против подразделений НКВД воевало много ИПХ. Они жили в лесных подземных «схоронах», имели там походные церкви, часто вели богослужения в дебрях леса, используя в качестве престола раскладные столики либо широкие пни.
Перед каждым боем молились и причащались, готовясь к возможной гибели.
Репрессии, проводимые СМЕРШем в освобождённых районах против ИПХ,
выявлению которых помогали клирики-сергиевцы, ужесточились. Например, в 1944 на Северном Кавказе была расстреляна группа отшельников-монахов за оказанную ими помощь раненым немцам, эвакуацию их по тайным тропам и условную сигнализацию лётчикам. Более 100 клириков и активистов-катакомбников, арестованных в советской зоне в Германии или выданных американцами и англичанами, были расстреляны, остальные отправлены на 25 лет в каторжные лагеря.
Заметим, что с 1945 арестованных клириков ИПЦ ждал утончённый вид казни — их стали распинать на крестах.[19] (в сноске даны имена священномучеников - С.О.)
В итоге, несмотря на изменение во время войны политики государства в отношении Московской Патриархии и освобождение части священнослужителей в 1943-1945 и послевоенные годы, за три года — с 1946 по 1948 год — в стране было арестовано свыше 4300 клириков, причём лишь 20% из них составляли католики, униаты, лютеране, раввины, мусульмане и буддисты. Несомненно, большая часть арестованных — это клирики ИПЦ. Согласно сводному отчёту ГУЛАГа, на 1 октября 1949 в лагерях находилось 3523 священнослужителя, из которых 1876 человек (около 50%) было в Унжлаге, 521 человек — в Темниковском Особлаге № 3, 266 человек — в Интинском Особлагах № 1, 140 человек — в Степном и Озерном Особлаге № 4 и № 7. Все перечисленные лагеря принадлежали к лагерям каторжного режима, где содержались заключённые, приговорённые к 15-25 годам.
После восстановления советской власти на освобождённых территориях к окончательной ликвидации общин ИПХ приступили органы МГБ. Выполнению этой задачи посвящено секретное письмо Берии, адресованное Сталину, в котором сообщалось, что НКГБ СССР выявлена антисоветская сектантская организация «Истинно-православных христиан», состоящая к основном из бывших кулаков и ранее судимых за антисоветскую деятельность.[20]
Далее в письме говорилось, что группы этой организации
имеются в Воронежской, Рязанской и Орловской областях, что её активные участники находятся на нелегальном положении, а рядовые — живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, а женщины отвергают брак, что всё перечисленное разлагающе влияет на работу ближайших колхозов. В письме особо подчеркивалось, что аресты активных участников не оказали должного воздействия на членов организации, в силу существующего у них поверия: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран Богом, находится на кресте, и ему обеспечено царство небесное».
Берия предлагал всех участников ИПЦ вместе с членами их семей переселить в Омскую и Новосибирскую области, в Алтайский и Красноярский края, рассредоточив их в нескольких спецпоселениях, где они будут находиться под постоянным и строгим наблюдением. Переселение ИПХ из 87 населённых пунктов и 538 хозяйств намечалось провести в течение одного дня — 15 июля 1944, указывалось общее число переселенцев — 1673 человека. Предлагаемая акция МГБ получила одобрение Сталина. Летом-осенью 1944 были осуществлены массовые аресты и переселения общин ИПХ во многих регионах европейской части СССР. Многие священнослужители и активисты ИПХ были или расстреляны, или приговорены к 10-25 годам ИТЛ, а большинство общин депортировано в суровые края. В итоге к 1948 многие нелегально существовавшие в европейской части страны общины ИПХ были окончательно разгромлены.
Примечания
1. Следственное дело Ф.БОГОЯВЛЕНСКОГО // Центральный Архив ФСБ РФ.
2. И.Осипова. Хотелось бы всех поименно назвать. Фонд «Мир и Человек». М., 1993, с.191.
3. И.Осипова. Там же.
4. И.Осипова. Там же, с.200.
5. Там же. с.192.
6. Там же.
7. И.Осипова. Там же, c.193
8. Там же, с.192.
9. Там же, с.193.
10. Материалы о судьбе общин ИПХ во время войны взяты из публикации: Архиепископ Амвросий (граф фон Сиверс). Истинно-Православные Христиане и война. 1941-1945 гг. // «Русское Православие». СПб, 1998. № 4 (13).
11. Например, молодой лейтенант Александр, посещавший в детстве тайные богослужения ИПЦ, в 1941 вместе со своим подразделением перешёл на сторону немцев. Погиб в Восточной Пруссии в апреле 1945.
12. Следует учитывать также наличие у Германии православных союзников — Румынии и Болгарии.
13. Одним из наиболее известных являлся граф Ю.П.ГРАББЕ, впоследствии — клирик, затем — епископ РПЦЗ.
14. Вышел из подполья один только схиепископ Макарий (ВАСИЛЬЕВ), тогда как епископы Иоанн (ЛОШКОВ), Роман (РУПЕРТ) и другие оставались на нелегальном положении.
15. Например, храм в Пятигорске три раза переходил из рук в руки.
16. После его гибели — КАМИНСКИЙ.
17. РОНА — Русская Освободительная Народная Армия.
18. Комендантом города был русский эмигрант, часто посещавший богослужения в храме ИПЦ.
19. Были распяты на кресте: о.Моисей и о.Фёдор — под Ригой, о.Герман — в Польше, о.Алексий — в Бреслау, о.Виктор, о.Иринарх и о.Павел — в Восточной Пруссии, 4 казачьих священника — в Австрии..
20. Письмо Берии к Сталину от 4 июля 1944 // ГАРФ. Фонд 9401. Дело 65.