Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Ср авг 06, 2025 8:54 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 7813 ]  На страницу Пред.  1 ... 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295 ... 521  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 7:58 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 34505
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Александр внук Агафона писал(а):
Яков писал(а):
Зачем же словоблудием заниматься. В канонах ясно прописано каким должно быть вино. Так что водку использовать никогда не пришлось бы. А вам сказать более нечего?

Ну так не занимайтесь! Давно от вас пытаюсь услышать концентрацию этилового спирта в вине, с ссылками разумеется, но слышу одно словоблудие к сожалению.

Полно брехать то. Сто раз приводили тут. Не заметили? Ну оно и понятно. Не совместить православие и вашу теорию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 8:40 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 34505
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Вино - символ иного мира - важно не перепутать с подлинником

"Вино веселит сердце человека", но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться "сухого закона"? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент "НС" диакон Федор Котрелев беседовал с иереем Даниилом Сысоевым.


 

Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

 

Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах Гермоген (Ананьев) рассказал корреспонденту "НС" Максиму Петрову о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

- С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров – молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии – это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

***

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

– Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой – дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения "духовным опьянением". Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ – не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

- В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

– Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, "внутреннюю теплоту". А где оно куплено – это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

- С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

– Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое "красовуля"?

– Одна красовуля – это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного" (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: "…пьяницы Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:10).

- Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

- Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: "Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся". То же самое касается и вина.

***

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену Харитону (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею Ордынскому:


 

– Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому "Каберне" – самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова "пиво", а от слова "питье") при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз – замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

***

- Можно ли пить вино и водку в пост?

– Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие – не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост – временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

- Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше "не употреблять"? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

– Были такие православные – комсомольцы их звали. Они говорили про "безалкогольные свадьбы", до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные "сухие" свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

– Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя – грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво – сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв. Апостолов, которое гласит: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин". И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина "ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино – грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, – а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, – им пить нельзя ничего.

- Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

– В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

– А есть люди, которые говорят: "Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться".

- Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это – плод рук Творца: "не я тебя сажал, не я тебя растил". И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина – исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики – нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

– У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

– Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно "снимают напряжение", выпивают. Появляется привычка – прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

- Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Нескучный сад № 9, 2007 - 08.11.2007.
 
Вернуться на исходную страницу
 


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 10:01 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23047
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Цитата:
– А есть люди, которые говорят: "Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться".

- Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это – плод рук Творца: "не я тебя сажал, не я тебя растил". И они проклинали всех, кто пьет вино.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 11:05 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23047
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
комиксы в ход пошли, может, про глобального пердиктора сказочку расскажешь, Сашок?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 11:13 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 34505
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Вы просили рассказать про вино, я дал цитаты авторитетных священников. Вы в ответ картинку дурацкую. Вы адекватны? Или сказать нечего?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 11:38 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс окт 22, 2006 3:00 am
Сообщения: 2446
Владимир Юрганов писал(а):
комиксы в ход пошли, может, про глобального пердиктора сказочку расскажешь, Сашок?

На этом сайте их именуют жыды. Впредь будьте любезны пользоваться терминологией ближе к форумской.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср фев 09, 2011 12:37 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вс окт 22, 2006 3:00 am
Сообщения: 2446
Яков писал(а):
Вы просили рассказать про вино, я дал цитаты авторитетных священников. Вы в ответ картинку дурацкую. Вы адекватны? Или сказать нечего?

Яков, вы опять принялись за словоблудие?
1. Я не говорил рассказать мне про вино. Я просил привести, дословно - "концентрацию этилового спирта в вине", согласно канонам, используемого для Евхаристии.

Вы привели целую статью, но по теме вопроса там на самом деле мало. Точнее всего 2 упоминания.

Цитата:
Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.


Цитата:
Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов.


К тому же автор находится в неведении (верю что не специально привирает) как готовиться кагор.

2. Картинка не дурацкая, а символизирует Вас, Ломехуза, во всей красе.

3. Я все же хотел ссылки на какие то официальные документы, а не на слова авторитетов. И побольше конкретики, не нужно ссылок на целые статьи.

4. Исходя из вышеперечисленного, мне, вам действительно сказать нечего. А вы дальше продолжайте словоблудить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 10, 2011 8:08 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23047
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
Александр внук Агафона писал(а):
Владимир Юрганов писал(а):
комиксы в ход пошли, может, про глобального пердиктора сказочку расскажешь, Сашок?

На этом сайте их именуют жыды. Впредь будьте любезны пользоваться терминологией ближе к форумской.

кого жидами именуют - предикторов? или генерала Петрова?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 10, 2011 8:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am
Сообщения: 23047
Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
ты нам ламехузами зубы не заговаривай.
люди - это не насекомые.

а то что ты и все ждановцы - это разрушители христианства, это считаю уже доказанным.

ибо вы не против пьянства, а против вина - священного дара Господня. и против его употребления во время Евхаристии, что лишает её сакрального, Господом заповеданного , смысла

и вам безразлично, будут пьянствовать или нет - лишь бы не причащались вином


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт фев 11, 2011 9:41 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 34505
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Александр, вам не надоело? Из ваших слов можно заключить, что священники, совершающие Литургию и опирающиеся на правила ее совершения занимаются словоблудием? Хорошо. А вы лично знаете, как надо совершать Литургию? Поделитесь. И приведите обоснование.
Обоснование для нас является "Учительное слово" на основании которого сказано, что положено служить Евхаристию на виноградном вине. Минимальная процентность алкоголя 5%, это процесс естественный, так что глупо было бы предположить иное.
Есть вина с болшьшим содержанием алкоголя за счет повышенного содержания сахра. Вы правы, что 90% рынка предлагает кагоры с примесью спирта. Это противоречит установлениям. Так что справедливости ради надо отметить, что используя некачественный Кагор священник согрешает вольно или невольно.
Однако мы же не ведем речь об алкоголе как таковом. Мы ведем речь о том, что вино (а уж сколько там градусов 16 или 5 по сути не важно), является Богоустановленным веществом для совершения Великого Таинства. Таким образом ничего нечистого или греховного в нем нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2011 11:56 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:00 am
Сообщения: 4987
Откуда: Церковно-сектантский кулацкий актив
Вероисповедание: Православный христианин
Чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» - святыня православных трезвенников - впервые посетит Санкт-Петербург.

Перед этой иконой молятся об избавление от недуга пьянства и даровании трезвости, подобающей христианину.

Святыню разместят в специально оборудованном месте в рамках «Зимней православной выставки».

Помолиться перед иконой можно будет с 17 по 21 февраля.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2011 12:00 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:00 am
Сообщения: 4987
Откуда: Церковно-сектантский кулацкий актив
Вероисповедание: Православный христианин
О ПОГИБЕЛЬНОМ ПЬЯНСТВЕ И ПОЛЬЗЕ ТРЕЗВОСТИ
Беседа двух друзей - старого и юного


Издание Александро-Невского Общества трезвости, что при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С.- Петербург, 1901. - (тогдашние ждановцы)

Сошлись раз вечером два приятеля-трезвенника и разговорились между собою.
Один из них – Васильев – был человек пожилой. Он уже несколько лет был членом одного общества трезвости, любил читать книги, причем постоянно записывал в особо отведенную им тетрадку пришедшиеся ему по душе те или другие места из прочитанной книги, особенно о пьянстве. С этой записной книжкой он никогда не расставался и любил по временам, для подкрепления своей мысли прочитывать из нее что нужно во время разговора. Васильев с неустанным рвением уговаривал своих товарищей – фабричных бросить пьянство и вступить в число членов общества трезвости. На эти добрые речи большинство отвечало насмешками, а иногда и бранью Но находились и такие, что с глубокой болью вслушивались в слова Васильева, находили, что его устами говорит сама правда, и задумывались над своим положением. Раздумье обычно кончалось тем, что они вступали в члены общества трезвости. Такие случаи были для Васильева настоящими праздниками!

К нему-то и обратился с разговором его друг-приятель Петров, только еще недавно вступивший в члены общества трезвости. Петров было парень молодой: его все интересовало, обо всем-то ему хотелось знать. Так и теперь: сделавшись трезвенником, он всей своей молодой душой рвался к тому, чтобы получше узнать, что такое трезвость, зачем существует общество трезвости. Целый ряд вопросов вертелся на языке у Петрова и он надеялся получить на них ответы от своего приятеля Васильева.

- А скажи мне, Петрович, - обратился он к Васильеву, - что такое трезвость?
Васильев. - Трезвость – это есть воздержание от опьяняющих напитков. Тот, кто их не употребляет, обычно называется трезвым человеком, воздержником. В наши дни таких людей чаще всего можно встретить среди членов общества трезвости.
Петров. - Скажи мне, где найти имена первых трезвенников?
Васильев. – В св. Библии. Из ее мы узнаем таких трезвенников как Самсон, Самуил, Даниил, Иоанн Креститель.

Петров. - Говорит ли Слово Божие какие-либо предостережения против употребления охмеляющих напитков?
Васильев. - Говорит, и очень много. «Горе тем, - взывает Господь через пророка Исаийю ко всем пристрастившимся к употреблению хмельных напитков, - которые с раннего утра ищут сикера и до позднего вечера разгорячают себя вином». (Ис., 5, 2). Горе! Потому, что «кто любит вино», не только «не разбогатеет», а и «обеднеет», (Притч., 21, 17, 23, 21). Но это горе становится в тысячу раз более страшным, когда вспомнишь, что по учению Слова Божия «пьяницы царствия Божия не наследуют» (1 Кор., 6, 10). «Если раб, - говорит Спаситель, - начнет пить с пьяницами, то придет Господин раба того в день, который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф., 24, 48-51). Да, пьянство – великое горе. Оно всегда несет за собой тысячи зол для каждого любящего выпивать. Пьянство губит тело человека, награждая его всевозможными болезнями вроде подагры, апоплексии, чахотки, болезни почек, рака желудка и сокращая его жизнь. Оно же разрушает семью, делает жен вдовами, а детей – сиротами. Оно, пьянство, губит и погубило не только семьи и людей, но и целые царства, когда-то могущественные, крепкие и славные.
Петров. - Какие?
Васильев. - Ассирийское, Вавилонское, Персидское. Эти царства достигали большого могущества, пока народ был прост и умерен в своих привычках. Когда же народ стал предаваться пьянству и разврату, от их сел, городов, храмов, дворцов, остались только одним развалины.
Петров. – Какая страна особенно может служить примером этой истины?
Васильев. - Ассирия. Ее царь Сарданапал сделал своим правилом такие слова: «ешь, пей, веселись, так как после смерти нет наслаждений». Он исполнял это правило сам, а за царем – и народ. От пьянства и разврата народ ослаб, и вавилоняне легко победили ассирийцев и сделали их своими рабами.
Петров. - Ты говоришь, что причиной упадка Ассирии была любовь к вину и роскоши. Победители Ассирии знали эту причину. Остановило ли это их от пьянства?
Васильев. - К сожалению, нет. Ты знаешь из Библии, что Вавилонский царь Валтасар и его крепкая столица была взята персидским царем Киром в то время, как Валтасар безумно пировал с вельможами. Смерть постигла его за пиром. Но и Персидская монархия просуществовала недолго. Пьянство и роскошь расшатали ее. Народ ослаб и знаменитый герой Александр Македонский завоевал когда-то могущественную Персию. Но и сам Александр Македонский прожил после этого недолго. После победы над Персией он и пристрастился к вину, и умер от него во цвете лет.

Петров. - Есть ли еще какие-нибудь древние страны, на которых отразилось пагубное влияние спиртных напитков?
Васильев. - Это Египет. Употребление спиртных напитков было известно в этой стране за три тысячи лет до Рождества Христова. Когда персы победили египтян за 300 лет до Рождества Христова, то египтяне находились в самом позорном и постыдном положении. И этот позор был последствием их чрезмерного пьянства.

Петров. - Но неужели никто не делал попыток для того, чтобы прекратить или, по крайней мере, уменьшить пьянство в народе?
Васильев. - Напротив. Многие египетские цари и другие законодатели издавали строгие указы против пьянства, но это нисколько не прекратило пьянства.
Так, в Греции, по закону Дракона пьяный человек должен был быть лишен жизни. В Спартанской республике юноши не смели ничего пить, кроме воды. Их законодатель Ликург приказывал раз в год напаивать допьяна рабов и показывал их в состоянии опьянения юношам, чтобы этим внушить отвращение к пьянству. Но все эти меры не достигали своей цели. И греки, и спартанцы не устояли против укоренившейся привычки к вину... и их слава и могущество померкли: они сделались данниками римлян. Но и Рим простоял недолго. Любовь к вину, разврат и роскошь погубили Рим и привели к упадку.
И теперь, как и в древние времена, пьянство несет за собой лишь только одно горе. Пьянство «ослабляет способность к труду во всех классах общества, лишает способности наслаждаться тем, что действительно хорошо и полезно, отнимает способность стремиться к царству Божьему; оно понижает нравственность, служит причиною того, что наши тюрьмы и больницы набиты битком; ведет к нищете и к тому, что людей приходится содержать на общественный счет». В одной только России за 1896 год истрачено было на выпивку около 700 миллионов рублей! Не удивляйся! В Петербурге в 1898 году одной только водки было истреблено на 22 625 825 руб. 13 коп.; выпито было – ни мало, ни много – 2 100 000 ведер!!.. И это в одном только Петербурге?! Да, милый друг, не на радость нам пьянство, а на великое горе!

Петров. - Спасибо, товарищ. Теперь я ясно вижу, что употребление хмельных напитков ведет за собою только одно разрушение и нищету.
Васильев. - Да, и больше ничего? Я прочитаю тебе списанные себе на память слова одного доктора, который говорит: «Я никогда не держу в доме хмельных напитков, считая их злым духом. Если бы бедняки могли видеть белесоватые печени, разрушенные нервы, которые видел я как последствия пьянства, они поняли бы, что спиртные напитки я яд – одно и то же» (д-р А. Кунж). А другой ученый, - читал по своей записной книжке Васильев, - доктор Бунге, - говорит, что «великое множество ужасных преступлений совершается людьми под влиянием спиртных напитков; они ставят человека в такое положение, что он или кончает жизнь самоубийством, или опускается донельзя, слоняется по кабакам и трущобам и умирает где-нибудь под забором». Тысячи людей прежде времени сошли в могилы от того только, что пристрастились к водочке.

Петров. - Все это правда, - а как только станешь эту правду рассказывать товарищам, что пристрастились к выпивке, они тебе сейчас в ответ: что ты нам глупости-то говоришь, - вон сосед наш по деревне крепко любил водочку-то, а прожил 80 лет в добром здоровье. Что им сказать?
Васильев. - Пусть это так, но кто знает, что если бы он совсем не пил водки, не прожил ли бы и стал лет? Ведь человек и к яду может привыкнуть… Однако же никто не скажет, что употребление мышьяка или другого какого яду полезно для здоровья. «Какой враг человеку водка, - в этом лучше всего можно убедиться на примере американских дикарей. Эти дикие люди, пока не знали водки, были здоровы и крепки телом, многие из них доживали до глубокой старости.
Когда европейцы захватили индейские земли, дикари часто нападали на европейские поселения и опустошали их. Долго пришлось европейцам вести ожесточенную войну с этим диким, но сильным народом, пока победили их окончательно. И чем же, вы думаете, была достигнута эта победа? Водкой, которую европейцы стали опаивать индейцев и которая оказалась для них гибельнее всех европейских пушек, ружей, штыков. Дикари, пристрастившись к водке, стали мало-помалу слабеть и, наконец, совсем почти исчезли с лица земли… То же, что с индейцами, бывает и у нас, где развито пьянство. «Гибнут там и душа, и тело человека, нарождается поколение слабое, хилое, грешное , так что и жалко становится, глядя на него»(слова протоиерея И. Наумовича).

Петров. - Я этому-то верю, но мои товарищи постоянно мне твердят, что немножко отчего же не выпить, умеренность не повредит.
Васильев. - Все это только одни слова. Есть теперь немало ученых, которые говорят, что и умеренное потребление спиртных напитков отзывается на потребляющем их тяжелыми болезнями. Так, профессор Бунге говорит, что «употребление спиртных напитков даже в незначительном количестве за обедом вредно действует на человека и признаки отравления встречаются так же и у людей, умеренно употребляющих очищенное и виноградное вино. И ни один человек, употребляющий спиртные напитки, хотя бы и в самом умеренном количестве, не может быть свободным от того укора, что он является соблазнителем. Каждый пьяница когда-то пил умеренно. И каждый, кто своим примером соблазняет других пить умеренно, соблазняет треть их к неумеренности. Он дает толчок к движению и уже не в его власти остановить это движение». Помни всегда, что от одной маленькой искры часто выгорают не только села, но и города. Так и от одной рюмки водки можно перейти к двум, от двух – к трем и так далее. А что такое умеренность, никто тебе не может сказать точно, потому что часто то количество напитков, которое для одного умеренно, другого делает пьяным.
Я вычитал в одной книжке о пьянстве, - продолжал свою речь Васильев, - что «в каком бы умеренном количестве ни употреблял бы человек охмеляющие спиртные напитки, свойство алкоголя от этого нисколько не изменяется; он остается все тем же ядом, что убивает медленно, но верно душу и тело человека. Как капля за каплей, падая на скалу, пробивает камень, так рюмка за рюмкой разрушает тело и убивает душу. Постепенное изо дня в день одурманивание себя спиртными напитками притупляет все чувства человека, следовательно, и чувство совести, этот главный двигатель человеческой нравственности. Большинство разного рода несчастий и преступлений совершается в умеренном пьянстве, как-то: пожары, взрывы, столкновение железнодорожных поездов, порча машин на заводах и фабриках, поголовные буйства, кради и убийства и другие преступления, ради которых увеличивается число судов, тюрем, приютов.
Для наглядного примера вспомним, что принесла с собой любовь к выпивке Северо-Американским Соединенным Штатам. Там за одно десятилетие было пропито два миллиарда рублей и на десять миллиардов пьянство причинило убытков государству; триста тысяч граждан умерло от пьянства, более ста пятидесяти тысяч, будучи пьяными, совершили преступления и попали в тюрьмы; две тысячи лишили себя жизни; около тысячи сошло с ума... Вот ведь что сделало умеренное употребление спиртных напитков». (Ярышкин, «Царство зла», «Беседы о пьянстве». Вып. 1, 21-29).
Петров. - Но почему же многие до сих пор думают, что пить умеренно не доставляет никакого вреда человеку?
Васильев. - Да потому, что они не знакомы со свойствами и силой спиртных напитков.

Петров. - По твоим речам выходит, что мы должны изучать и читать те книги, которые говорят о пьянстве и трезвости.
Васильев. - Да, в наши дни мы не должны терять ни одного случая к приобретению этих сведений.
Петров. - Но зачем?
Васильев. - Во-первых, чтобы не впасть в общераспространенные до сих пор заблуждения относительно употребления и пользы от крепких напитков; а во-вторых, чтобы мы могли сказать другим, зачем мы сделались трезвенниками.

Петров. - Но ведь постоянно слышишь от товарищей: выпьешь рюмочку-другую, работа кажется не такой тяжелой и скорее делается. Так ли это?
Васильев. - Нет, и это оправдание умеренно пьющих есть заблуждение. В старину совсем не было на свете водки, а работе была тяжелее, чем теперь. В Египте до наших дней сохранились каменные пирамиды, построенные в древние времена предками наших евреев. Пирамиды очень громадны и на каждой из них столько камня, что из него смело можно построить город. Когда их строили, не было еще пороха для взрыва скал и каждый камень нужно было отдельно высекать из скалы, это был труд тяжкий, работа каторжная, просто неимоверная. А чем питались тогда рабочие? Они ели мясо, пили молоко. Силы придает не водка, а хорошая пища: хлеб, молоко, яйца и хоть изредка кусок мяса. Водка придает столько же силы, как кнут лошади. Дознано, что самые лучшие работники на поле, на фабриках, заводах, кораблях – только те, которые не пьют водки.
«Самое здоровое войско, - говорит генерал де Голль, - в котором не приходилось служить, было то, которое не получало ни капли спиртных напитков, несмотря на труды и лишения войны с отчаянными врагами и в ненастную погоду без всякого убежища».

Петров. - Но я еще постоянно слышу возражение: как не выпить в холод, мороз – водка согреет. Как на это смотреть?
Васильев. - И это заблуждение. Доктор Рам говорит: «Мнение, что спиртные напитки смягчают влияние холода на тело, принадлежит к числу величайших в мире заблуждений. Напротив того, они еще понижают способность организма к сопротивлению; производимое ими кратковременное согревание всегда сопровождается последовательною и еще большею зябкостью».

Петров. - Но я и еще часто слышу такие речи: как же не пить, когда у меня горе – тоска, одни ссоры да неприятности в семье; выпьешь – все легче на душе станет.
Васильев. - Нет, - это неправда. Водка в таких случаях не только не успокоит, а еще более повредит и даже быстрее и скорее, чем в других случаях.
Петров. - Но почему же?
Васильев. - Потому что нервы человека, испытывающего печаль или горе, находятся в это время в более возбужденном состоянии и предрасположены к тому, чтобы прийти в расстройство. Они делаются поэтому легче жертвою алкоголя. Результатом этого является тот печальный факт, что множество людей, никогда прежде не пивших, превращается в пьяниц вследствие горя.
Петров. - Но если правда, что несколько рюмок водки притупляют едкую силу горя, то почему же бы и не употреблять ее в таких случаях? Ведь иногда жалко смотреть на людей, когда они страдают, - дать бы им две-три рюмки водки и он успокоились бы. Как ты думаешь, нужно ли это?
Васильев. - Это совсем не нужно. Горе – это страдание нашего ума по поводу чего-либо неладного в нашей жизни. Если мы будем притуплять и умерщвлять это страдание, то мы не найдем вернейшего лекарства для его главнейшей причины и будем жить при таких условиях, которые никогда не были предназначены для нас Богом.
Петров. - Что ты хочешь сказать этим?
Васильев. - То, что во всяком горе или печали настоящее облегчение или лекарство заключается в терпеливом доверии к Богу, в молитве, в занятиях и труде на пользу ближнего или самого себя. Вот те средства, которые даны нам самой природою для перенесения тех печалей, что постигают нас во время земной жизни. Если же мы отвергнем их, предпочитая человеческое изобретение, то есть притупляющее действие алкоголя, то мы несомненно повредим себе этим, как отрекшиеся от Бога, который устами св. апостола Иакова вещает нам: злостраждет ли кто из вас, пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак., 5, 13).
Петров. - Но ведь водку можно бросить пить, как только горе пройдет?
Васильев. - К несчастью, этого почти что никогда не бывает. Нервы так скоро ослабевают от водки, что человек не может совладать с собой; «лекарство» делается постоянным напитком и то, чем он хотел излечить себя от горя и страданий, губит его». (Рассуждения о том, что не следует водкой успокаивать себя от горя, взяты из книжек Прейса («Путь к трезвости». 53-54).
Петров. - И так, выходит, что горе и печаль нужно лечить молитвой, терпением и трудом, а не водкой.
Васильев. - Да! Это единственные и могущественные средства, с которыми не сравняются никакие человеческие изобретения – и тем более водка.

Петров. - И еще тебе задам вопрос, - разреши ты мне его. Стану я говорить товарищам: «зачем вы пьете?», а они в ответ: «как не выпить в гостях, когда хозяин просит выпить «за его доброе здоровье».
Васильев. - Это старое зло у нас на Руси. Еще Святитель Тихон Задонский восставал против этого. «Злая и плотоугодная человеческая хитрость, - говорит он, - выдумала и вид добрый, которым прикрывается пьянство: за здоровье де такого-то и такого выпьем, как будто бы тому, который поминается, от частого поздравления прибавится здоровья. Этот обычай душевредный многие не только за грех не считают, но даже и за учтивость славят». Человек этой учтивостью развращенный, как домашним своим – отцу, матери, жене, детям и друзьям – крайне несносен, так и отечеству ни к чему не потребен является, - ибо: «не упивайся вином, в нем же есть блуд». «Как противно, - говорит профессор Бунге, - слышать бессмысленные слова выпивающего, когда ему подносят: «за ваше здоровье!». Конечно, хозяин желает угодить гостю, не понимая того вреда, который он приносит ему своим угощением, да и сам гость, только для того, чтобы ошеломить себя, бессознательно, в силу своего невежества, с удовольствием пьет тот или другой напиток. Зная же вред, приносимый спиртными напитками, стыдно не только угощать гостя, но и ставить водку на стол».

Петров. - Спасибо, дорогой товарищ, - теперь я ясно вижу, что нет никаких извинений к выпивке. Итак, самое лучшее – это совершеннейшее воздержание от охмеляющих напитков?
Васильев. - Да. Трезвость есть царица добродетели.

Петров. - Если мы будем воздерживаться от спиртных напитков, принесем ли себе пользу?
Васильев. - Без сомнения: воздержание от крепких напитков есть одно из средств, сохраняющих красоту и силу телесную и душевную и особливо добрую нравственность.

Петров. - Наше воздержание может ли принести пользу другим?
Васильев. - Да, потому что мы им даем добрый пример хорошей жизни, показываем, что можно жить и без водки.

Петров. - Каждый ли может быть трезвенником?
Васильев. - Конечно, - молодой и старый, богатый и бедный, - могут жить – и жить в тысячу раз лучше без спиртных напитков, чем с ними.

Петров. - Чувствовал ли кто-нибудь когда-либо сожаление, что бросил пить или стал соблюдать воздержание?
Васильев. - Не слышно. Наоборот – миллионы трезвенников возносят хвалу Богу за спасение. Один уже их здоровый вид, семейное благосостояние, всегда приличная одежда всем, каждому говорят, какое великое дело трезвость. Тогда как бесчисленное множество людей оплакивает свою любовь и пристрастие к спиртным напиткам.

Петров. - Причиняет ли людям вред внезапное оставление водки?
Васильев. - Нет, ни малейшего, - хотя они временно и чувствуют изнеможение от желания выпить. Это доказывают тысячи тех трезвенников, которые внезапно оставляют пьянство безо всякого для себя вреда.

Петров. - Но как же слабому человеку лучше всего отстать от вина и сделаться воздержником?
Васильев. - Лет восемь тому назад я был такой пьяница, каких мало. Каждая копейка шла на водку, на нее же шла одежда моя, жены, детей. Семья голодала, ютилась по подвалам, питалась кусочками – а я… Тяжело, брат, и вспоминать то, что было со мной пьяницей. Как вспомнишь свою старую, пьяную жизнь, да сравнишь с нынешней, так и польется горячая молитва к Милосердному Отцу Небесному, что не дал погибнуть мне грешному, а открыл мне дверь спасения. Свое спасение я нашел в том, что на исповеди послушался батюшку, записался в общество трезвости и вот теперь уже восьмой год, продолжая по-прежнему быть членом общества, каждый год повторяю в храме свой обет.
Теперь я совсем окреп и меня более не тянет к водке. А если когда и начнут бродить думы об этом, то я скорее берусь за Евангелие или спешу к батюшке.

Петров. - А не знаешь, давно появились общества трезвости?
Васильев. - У нас сравнительно недавно. В чужих же краях давно. Впервые проповедь трезвости раздалась в Америке и в Англии. В последней много сделал в пользу трезвости священник о. Матвей. Его горячая проповедь, с которою он разъезжал по городам и селам Англии, имела такой успех, что сотни тысяч мужчин и женщин бросили пить. В настоящее время в Англии сотни обществ трезвости, при которых устроены больницы, богадельни, школы, приюты, библиотеки, свои храмы, издаются журналы, книжки против пьянства. Некоторые книжки расходятся в миллионах экземпляров.
В Америке тоже, как в Англии, несметное количество обществ трезвости, которые приютили миллионы пьяниц, возвратив их на путь жизни. Сильно работают общества трезвости во Франции, Бельгии, Швейцарии. У нас на Руси они появились во второй половине 19-го столетия и особенно теперь их много открывается при храмах под небесным покровом угодников Божиих. Дай-то Бог, чтобы поскорее тысячами открылись эти общества на св. Руси!

Петров. – Но почему же, чтобы скорее отстать от водки, нужно поступить в общество трезвости? Разве нельзя самому дать обет тайно и держать его про себя?
Васильев. - Да, конечно, можно, но очень трудно; потому что искуситель и искушения сильнее нападают на того человека, который много полагается на свои одиночные силы Поэтому-то и многие подвижники великие не решались обет свой держать особняком, не торопились идти в уединение, в затвор, а старались душу свою благоустроять во Христе среди братии. И, действительно, каждое трудное дело или предприятие в общежитии требует общения многих сил; поэтому-то устрояются товарищества, братства, артели, общества и так называемые компании. Но нет на земле труднее дела, как душу спасти. Вот поэтому-то в деле спасения и видим людей, собирающихся в общества большие или маленькие, чтобы друг друга поддерживать, унылых ободрять, упадших духом утешать, ленивых поощрять, малоумных и легкомысленных вразумлять; от опытных в благочестии и уже искусившихся в подвигах научиться смирению, вере и терпению легче. Так возникли монастыри и образовались общежития у людей, отрекшихся от мира. Но и в мире тоже нужно общение душ во спасение их. Оно и предполагается уставом Православной Церкви в общественном Богослужении, в общении молитвенном, в общении Таинств; и при этом не делается различия между рабом и свободным, не дается предпочтения одному полу пред другим.

Петров. - Зачем же при таком благодатном общении и единении устрояются еще братства?
Васильев. - Да, они устрояются, и должны устрояться только на чисто христианской основе, на заповеди о любви к ближнему, как к самому себе. Они имеют целью в разнородных столкновениях житейских, при ознакомлении с нуждами людскими, помогать общими силами слабым нравственно и умственно, бедным и немощным, с большим уменьем облегчать нужды ближнего и чрез то удобнее исполнять Закон Христов. Так возникли и братства трезвости.
Благонамеренные христиане, истинные отчизнолюбцы давно ясно осознают все зло в отечестве нашем от недостатка характера в людях, от слабости воли, разума в народе, при обилии и дешевизне напитков, от размножившихся кабаков, развивших пьянство. Зло это губит дух зараженного вином; заедает семью; разоряет общества, замедляет развитие и процветание народных сил, позорит отечество; умаляет народонаселение; в народ ввело постоянную заразительную болезнь, повально губящую не только современное население по деревням и селам, но и потомков, детей и внуков. Ужас объемлет душу, как посмотришь, что творится из-за пьянства на Руси. Питейный дом – распивочно и на вынос, ресторация, трактир, заезжий дом, харчевня постоянно заявляют о себе и манят ознакомившихся с вином и водкой. Вот в ограждение отечества от конечной гибели, от этого внутреннего врага, как бы домашнего вора, хищника здравия, мира и благоденствия и стали составляться братства трезвости. И, благодарение Богу, оказывается немало общин трезвости из людей, дающих честное слово, иногда укрепляемое Именем Божиим, Св. Евангелием и крестом Господа, не только самому не касаться спиртного, но и других не угощать и других удержитвать от вина, как не вкусивших еще оного, так и вкусивших его.

Петров. - Какая же главная задача общества трезвости, какие преимущества трезвенников?
Васильев. - Общества трезвости имеют целью соединить в одну дружную сильную армию всех трезвых русских людей, чтобы с успехом бороться со злом, порождаемым спиртными напитками, и изгонять их из наших жизненных привычек как самый пагубнейший яд для человеческого организма. Общества трезвости проповедают и преследуют жизнь, достойную честного, порядочного человека, который знает цену своим словам и поступкам, человека, могущего про себя сказать: я всегда управляю собой и ответствую за все мое поведение, - того, хорошего человека, который бежит от всего низкого, грязного и в то же время стремится облагородить свое существование.
Члены общества трезвости на себе доказывают, что непьющий приобретает способность неустанно, спокойно трудиться; трезвенники делаются более крепкими, здоровыми, долговечными; у них пробуждается пытливость ума, любознательность; является вкус к высшим наслаждениями и потребность в хороших удовольствиях; чувство сострадания не глохнет, а укореняется больше, возникает любовь и к внешней чистоте.
Члены обществ трезвости не только не сеют вокруг себя мерзости запустения, а, наоборот, протягивают руку спасения братьям и сестрам, погибающим от спиртных напитков.
Член общества трезвости всюду лучший, желанный работник, - ему можно поверить, им везде дорожат. Трезвенникам и жилье обходится несравненно дешевле, чем пьющим. Есть на Руси немало бедных сел с нищенствующими крестьянами, которые умудряются пропивать в год 30 – 60 тысяч рублей. Пускай попробует кто-нибудь из вас подсчитать, что пропивает в год или он сам или его приятели, я утверждаю, что получится довольно приличная сумма. Что такое деньги? Деньги есть выражение, материальная оценка истраченной силы на то или другое дело; деньги – тот же труд, только наглядно выраженный; сколько наработаешь, соответственно этому и получишь денег. И вот во хмелю, безрассудно, на ветер прямо кидается уйма трудовых денег. Как за милую душу обсчитывают загулявшего! Сколько теряется! Сколько друзья по бутылке выманивают, а то и просто, без стеснения, обшаривают и вытаскивают из кармана гуляки! О сбережениях тут и помину нет. Подсчитайте, не пахнут ли все эти кабацкие прелести десятками рублей. Ничего подобного не случается с членами обществ трезвости. Самое большое, израсходует на свои удовольствия рубля 2-3 за целый год.
Наконец, члены общества трезвости, горя любовью к ближнему, ищут и спасают от позорной гибели слабых или уже погибающих от спиртных напитков. Мы возвращаем светлые дни радости убитой горем семье; дети вновь получают своего дорогого отца, а жена – честного, работящего мужа-друга. Мы воспитываем своих милых деток вдали от отравы, мы не соблазняем своим примером и другим не дозволяем соблазнять сих малых, но стараемся внушить им беспредельный ужас и ненависть к врагу человечества.
Трезвенники служат оплотом всем, кто борется со своей роковой страстью – у нас он найдет силу и надежду! Словом, в трезвенниках говорит не спирт, а теплится и разгорается любовь дружбы, жажда познания и вера в хорошую жизнь еще на земле. Итак, ты увидишь из моего краткого перечня, какое широкое поле для разумной, здоровой, прекрасной жизни расстилается перед не отуманенными взорами членом общества трезвости. Какою чудною благодатью веет оттуда на нас! Какой жизнерадостной может быть жизнь трезвенника! Скажем ли то же самое про посетителей кабацких заведений?
Мы, трезвенники – свободные люди, а те – ослепленные рабы своей неутолимой, все более разгорающейся страсти.
Мы, трезвенники, стремимся всеми силами нашей бодрой души к лучшей жизни, а те неотразимо влекутся к своей ранней, уже разверстой могиле. Мы работаем на себя и наших близких, а те в поте лица, в изнеможении работают на кабаки и прочих хозяев, семьям же достаются крохи, да и то не всегда (Заимствовано из книжки Коровица «Для чего нам нужны общества трезвости?»).

Петров. - Твоя правдивая речь показала мне все великое значение общества трезвости и мне думается, что для пользы дела в члены общества трезвости должны поступать не только выпивающие, но и те, кто не пьет.
Васильев. - Это верно ты сказал. Всякий, кому дорого благо его ближних, должен состоять и вступить в общество трезвости. Пьет он или не пьет, кто бы он ни был, все равно его обязанность - помочь такому важному делу.
Всякий должен везде говорить о вреде, который приносит водка, и стараться склонить как можно больше членов в общество, и если имеет влияние, то остановить увещеваниями.
Да, мой добрый друг, тогда только люди будут сильны умом, крепки телом и душой, когда будут вести трезвую жизнь. Только трезвые люди могут истинно и правдиво любить друг друга, как учил Иисус Христос! Только при трезвой жизни исчезнут с лица земли многие страшные болезни и бедствия, уничтожатся безнравственность, разнузданность и преступления!
Этими словами и закончилась поучительная беседа двух друзей-трезвенников и они, довольные друг другом, разошлись по домам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2011 12:14 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:00 am
Сообщения: 4987
Откуда: Церковно-сектантский кулацкий актив
Вероисповедание: Православный христианин
Почётный член Казанского общества трезвости Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908)

Изображение

Советы желающему избавиться от пьянства

Чего-чего не придумает несчастный пьяница, чтобы только лишний раз выпить, лишний раз удовлетворить своей страсти! Пьет он и в будни, пьет и в праздник, пьет с горя, пьет и с радости; только и думает он о том, как бы и где бы выпить!
К кому бы пойти, или, если есть на что угостить, то кого бы к себе пригласить?.. Жаль смотреть на такого человека, так и видно, что бес пьянственный овладел его бедной душой и водит его, куда хочет...

Но что сказать, если тот же бес овладеет не одним каким-нибудь человеком, а целым обществом, если целое общество будет придираться к каждому случаю, чтобы только выпить на мирской ли, или просто на чужой счет?

К несчастью, у нас на Руси и это нередко бывает. Стоит повнимательнее присмотреться к нашим деревенским порядкам, и скорбно-скорбно станет на душе! При каких только случаях не бывает там пьянства! Ни в хозяйстве, ни в соседстве, ни в обществе почти никакое дело не обходится без вина.

О водка, водка! Сколько зла творится из-за тебя на Руси-матушке! Сколько добра гибнет по твоей милости! Ведь добро-то так сродно, так любо и мило русскому сердцу православному! Ведь никто на свете не умеет так добра творить, так широко, такой щедрой рукой его рассыпать, как православный русский человек!

И как много-много мешает этому добру эта водка злосчастная! Она встречает младенца у самой его колыбели: лишь только окрестили малютку, как уже начинается пир на радостях и нередко колыбель новокрещенного дитяти, охраняемая светлыми крылами Ангела Хранителя, уже оглашается пьяными песнями и сквернословием пирующих на его крестинах, и горько плачет Ангел Божий у колыбели младенца, взирая на сие великое безчиние!..

Водкой же ныне провожают и в могилу; бывало еще так недавно, каких-нибудь полсотни лет тому назад, грехом считали православные русские люди ставить водку на поминальных обедах, говорили: «Вино веселит человека, а теперь не до веселья, когда человек умер»; а теперь ни одни поминки не обходятся без водки, и как бывает горько видеть, что эти поминки обращаются в тризну языческую, и родные покойника, если сами не пьют, то вместо утешения в тяжкой скорби своей вынуждены бывают выносить грубости и неприятности от гостей своих, которые собрались под добрым предлогом - разделить скорбь их, а на деле - только бы выпить и напиться!..

Разве не больно смотреть, как широким потоком разливается пьянство по Руси-матушке? Разве не горестно видеть, как оно еще даже ищет себе якобы законных оправданий каких-то, чтобы все шире, все безпрепятственнее разливаться по лицу бедной родной земли? О, да вразумит Господь всех пьющих и непьющих, как положить конец этому злу великому, как прекратить пьянство-окаянство на Святой Руси!

Советы желающему избавиться от пьянства

1. Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла привносишь в мир!

2. Скажи твердо и решительно, без тени сомнения: «Отрекаюсь от тебя - пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобою, Господи Иисусе Христе! Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!» (или то, что подсказывает сердце, своими словами).

3. Ни в коем случае не откладывай на потом. Осознав, начинай борьбу с вражеской страстью немедленно и не вступай с ним ни в какие переговоры, не иди ни на какие уступки, воплощая лишь одно свое требование: никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу не пить!

4. Однако не надейся только лишь на себя, иначе проиграешь. Было бы неразумно отказываться и от медицинской помощи, в случае необходимости.

5. Контролируй себя, наблюдай за собой постоянно. На это уйдут месяцы и даже годы. Не давай себе ни малейшего послабления. Мгновенная слабость может вновь вернуть все на прежние позиции. Не возгордись своим трезвлением, иначе вознесешься, после чего неминуемо упадешь, что и случается нередко с теми, кто посчитал, что все уже позади.

6. Если же вдруг упал, поднимайся после срыва вновь, как ни в чем не бывало. Кайся, говори себе: «Поделом мне, за всю мерзость моих грехов, скудность покаяния, слабость воли, испорченность нрава!» И вновь начинай сражение с невидимым врагом. Однако обязательно извлеки из случившегося должные выводы и проанализируй свои просчеты.

7. Беги от пьяных компаний, спаивателей, «калымов», праздно проводящих свое время, и тунеядцев, как от чумы. Стерегись блуда, пиршеств. Особенно настраивай себя на трезвление в праздники, дни рождения и получки, а также оберегайся других поводов для пьянства. Ты свое уже испил сполна!

8. Не пей ни за свое, ни за чужое здоровье. От этого ничье здоровье еще не улучшилось, а твое окончательно будет разрушено.

9. Находи и занимайся больше полезным делом. Думай о деле, трудись, созидай.
«Незанятый ум - мастерская для дьявола!»

10. Посещай церковные службы в храме, особенно Божественные литургии, читай Священное Писание, приобщайся Святых Тайн. В этом залог не только победы, но и истинного исцеления души! Всячески искореняй в себе эгоизм, сластолюбие, гордыню, себе угодие и все дурные свойства характера.

«Ищите усердно помощи у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви».

http://trezvenie.org/forum/index.php?topic=4612.0


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2011 9:28 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:00 am
Сообщения: 16820
Откуда: Ярославль
Вероисповедание: Православный христианин
Ну, во-первых, Иоанн Кронштадтский, как тут сказано, дает советы именно алкоголикам, как избавиться от пьянства.
Однако же, есть некоторые странности.
Цитата:
Отрекаюсь от тебя - пойло сатаны!

Цитата:
никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу не пить!

Я не видел этих фраз в первоисточниках, только на форумах, типа того, что ссылается автор поста. Приводить такие ссылки просто очень нечестно. Никто не может проверить действительно ли это слова святого и если и его, то в каком контексте они сказаны.
Более того, я читал у уважаемого пастыря и богослова, что Иоанн Кронштадтский не требовал от тех, кому помогал исцеляться от пьянства, полного отказа от вина.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2011 9:33 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт дек 14, 2006 3:00 am
Сообщения: 16820
Откуда: Ярославль
Вероисповедание: Православный христианин
Святые отцы против антивинной ереси.
http://www.golden-ship.ru/knigi/3/dimit ... opis22.htm
Святитель Димитрий Ростовский

Цитата:
Все это сказано не для похуления вина, но для укоренил пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда. Послушаем, что говорит святой Златоуст: "Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость". Еще он же в другом месте говорит: "Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление". Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его


Святой Тихон Задонский

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=letter
Цитата:
Письмо 10
Богатство само по себе есть добро, и не вредит человеку, но пользу приносит; вред же или польза будет от богатства — зависит со стороны человека: каков человек, который имеет его, таковым и бывает для него богатство, или вредным, или полезным. Так вино разумному — лекарство, а безумному яд; меч доброму — защита, а злому — пагуба и ему, и другим; огонь и пользу приносит, и вред: пользу приносит тому, кто осторожно его употребляет, а вред тому, кто неосторожно с ним поступает или во зло ближнему употребляет. Сам разум и полезен, и вреден: полезен тому, кто на пользу свою и ближнего его употребляет, а вреден тому, кто его во вред ближнему, следовательно, и себе употребляет, ибо не может человек вредить ближнему без большего вреда для себя. Так и богатство таково бывает, каково сердце у человека.


http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=plotiduh
Цитата:
VI. ОБЪЕДЕНИЕ И ПЬЯНСТВО
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк 21:34).
Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17).


Святой Златоуст об этом


Нет зла в еде, но объедение порочно (Беседа 10 на 1 гл. Книги Бытия).
Сладострастие пищи — это такое зло, что и бессловесным скотам вредит (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).
Ничто так не вредит телу, как объедение (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).
Излишество в пище и питии — мать всех зол (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).
Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).
Нет ничего злее чревообъедения, нет ничего хуже: оно делает разум помраченным, оно делает душу плотской; оно помрачает и не попускает осмотреться (Беседа 45 на евангелиста Иоанна).
Пьянство — это произвольное беснование, откровение помышлений. Пьянство — посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный и тяжелее самого беснования (Слово о воскресении).
Вино — Божие дело, а пьянство — дьявольское: не вино производит пьянство, а невоздержание (Беседа 1 к народу антиохийскому).
Пьянство — блудница и мать всякой нечистоты (Слово об Анне).
Пьянство не в одном вине состоит, но и во всякой страсти — в гневе, в похоти, в сребролюбии, в честолюбии (Слово 3 против иудеев).
Всякий, кто в пьянстве целые дни проводит, всякий, кто в роскоши и обжорстве пребывает, — под дьявольским игом находится (Слово о Лазаре).


Рассуждение об объедении и пьянстве


Объедение — это излишнее употребление пищи и обременение чрева; насколько оно вредно, смотри в приведенном учении святого Златоуста.
Пьянство — это излишнее употребление пьяного питья.
Пьянство, как святой Златоуст учит, бывает двоякое: иное бывает от вина, иное от страсти. От страсти бывает пьянство у того, кто имеет сердце, наполненное страстями. Всегда пьян тот, кто имеет злобу на ближнего, чье сердце скверными похотями, сребролюбием, славолюбием и прочими страстями всегда наполнено. От этого пьянства протрезвится тот, кто, оставив страсть, покается.


Святитель Игнатий Брянчанинов.
http://www.pravbeseda.ru/library/index. ... ook&id=834
Цитата:
Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит образом действия тела и крови Христовых [28]. Хлеб, будучи употребляем в пищу, отделяет из себя при посредстве пищеварения соки в тело неизвестным и непостижимым для человека образом. Образ действия неизвестен и непостижим; последствия действия, а потому и самое действие очевидны. Сходственно с действием хлеба действие вина, действующего преимущественно на кровь. Оно отделяет из себя газы, которые изменяют состояние крови, посредством крови действуют на душу, действуют на ум, действуют на сердце. Действие вещественных хлеба и вина — вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела.


http://www.pravbeseda.ru/library/index. ... ook&id=796.
Цитата:
Служителю Христову надо охраняться не только от пьянства, но и от привычки к многому употреблению вина, разгорячающего плоть и возбуждающего в ней скотские пожелания. Не упивайтейся вином, в немже есть блуд [1], сказал Апостол. Дозволительно употребление вина в весьма малом количестве; кто ж не может ограничить себя умеренным употреблением, тот лучше сделает, если совершенно откажется от него.



Святитель Иоанн Златоуст
http://www.hram-veshnjaki.ru/index.php? ... &Itemid=95
Цитата:
Будем воздерживаться от пьянства, но не говорю: будем воздерживаться вина, но будем воздерживаться от пьянства. Не от вина происходит пьянство, ибо вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, - но порочная воля производит пьянство.


Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=mylivdaya
Цитата:
62.Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искуситься паче, еже может она понести [1 Кор. 10, 1], не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое называется кровию гроздовою в Св. Писании [Сирах. 50, 17]), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества.


http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=mylivdayb
Цитата:
888. Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства, вообще чрез деньги, одежду и проч. он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе, или есть лакомства, особенно без другой существенной, крепкой и здоровой пищи.



Преподобный Ефрем Сирин.
http://www.mystudies.narod.ru/library/e ... ev/12.html
Цитата:
Господь в пустыне умножил хлебы и в Кане превратил воду в вино. К хлебу и вину Своему приучил и приспособил их уста, пока не пришло время, когда дал им для вкушения Кровь и Плоть Свою. Питал их наслаждением преходящего хлеба и вина, дабы привести их к усладе животворящего Своего Тела и Крови. Вещи маленькие дал им без платы, чтобы узнали, что дары благодати Его тем более подаются даром. Что могли получить от Него за плату, то дал им даром, равно как и то, что желали (то есть должны бы были, но не могли) получить от Него за плату, не дал им за плату, дабы знали, что Он не требует от них платы. Поскольку плату за хлеб и вино, которую могли дать, давать были не должны, то плату за Тело и Кровь, конечно, дать не могли. Но не только дал нам даром, но и некую хитрость употребил для привлечения нас. Ведь такие маленькие вещи дал нам даром для того, чтобы побудить нас идти и получать без всякой платы то, что превосходнее (их). Те крохи хлеба и вина, какие дал, были сладки для гортани, но дар Тела и Крови полезен был для умов. Посредством того, что сладко для гортани, возбудил нас, дабы привлечь нас к тому, что животворит души. Ради этого к вину, которое сделал, примешал сладость, чтобы показать, сколь великие сокровища скрывались в Его Животворящей Крови.

В начале Своих чудес сделал для гостей вино, которое веселит, дабы дать знать, что Кровь Его исполнит веселием все роды язычников.Все, какие существуют, радости соединены с вином, и всякое, какое только есть, спасение связано с Таинством Крови Его. Дал вино сладкое, которое изменяет сердца, дабы показать, что напоит их учением, изменяющим сердца. Что ранее было водой, то изменил в водоносах в вино, так и древнюю заповедь изменил в совершенство. Воду обратил в (вещество) более превосходное, и закон возвел к совершенству.



Преподобный Феофан Затворник
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=efesb
Цитата:
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство


Цитата:
Святой Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. «Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? — Послушай слов Писания: дадите сикера сущим в печалех, и вино пити сущим в болезнех (Притч. 31, 6). И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль. Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15).— Другое разумное употребление вина есть — питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. «Вино, — говорит он, — дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (Апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: мало вина преемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).—Для того Бог и сотворил тела наши умеренными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала, но так как мы стали недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для насыщения чрева человеческого.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 7813 ]  На страницу Пред.  1 ... 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295 ... 521  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }