О ПОГИБЕЛЬНОМ ПЬЯНСТВЕ И ПОЛЬЗЕ ТРЕЗВОСТИ Беседа двух друзей - старого и юного
Издание Александро-Невского Общества трезвости, что при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». С.- Петербург, 1901. - (тогдашние ждановцы)
Сошлись раз вечером два приятеля-трезвенника и разговорились между собою. Один из них – Васильев – был человек пожилой. Он уже несколько лет был членом одного общества трезвости, любил читать книги, причем постоянно записывал в особо отведенную им тетрадку пришедшиеся ему по душе те или другие места из прочитанной книги, особенно о пьянстве. С этой записной книжкой он никогда не расставался и любил по временам, для подкрепления своей мысли прочитывать из нее что нужно во время разговора. Васильев с неустанным рвением уговаривал своих товарищей – фабричных бросить пьянство и вступить в число членов общества трезвости. На эти добрые речи большинство отвечало насмешками, а иногда и бранью Но находились и такие, что с глубокой болью вслушивались в слова Васильева, находили, что его устами говорит сама правда, и задумывались над своим положением. Раздумье обычно кончалось тем, что они вступали в члены общества трезвости. Такие случаи были для Васильева настоящими праздниками!
К нему-то и обратился с разговором его друг-приятель Петров, только еще недавно вступивший в члены общества трезвости. Петров было парень молодой: его все интересовало, обо всем-то ему хотелось знать. Так и теперь: сделавшись трезвенником, он всей своей молодой душой рвался к тому, чтобы получше узнать, что такое трезвость, зачем существует общество трезвости. Целый ряд вопросов вертелся на языке у Петрова и он надеялся получить на них ответы от своего приятеля Васильева.
- А скажи мне, Петрович, - обратился он к Васильеву, - что такое трезвость? Васильев. - Трезвость – это есть воздержание от опьяняющих напитков. Тот, кто их не употребляет, обычно называется трезвым человеком, воздержником. В наши дни таких людей чаще всего можно встретить среди членов общества трезвости. Петров. - Скажи мне, где найти имена первых трезвенников? Васильев. – В св. Библии. Из ее мы узнаем таких трезвенников как Самсон, Самуил, Даниил, Иоанн Креститель.
Петров. - Говорит ли Слово Божие какие-либо предостережения против употребления охмеляющих напитков? Васильев. - Говорит, и очень много. «Горе тем, - взывает Господь через пророка Исаийю ко всем пристрастившимся к употреблению хмельных напитков, - которые с раннего утра ищут сикера и до позднего вечера разгорячают себя вином». (Ис., 5, 2). Горе! Потому, что «кто любит вино», не только «не разбогатеет», а и «обеднеет», (Притч., 21, 17, 23, 21). Но это горе становится в тысячу раз более страшным, когда вспомнишь, что по учению Слова Божия «пьяницы царствия Божия не наследуют» (1 Кор., 6, 10). «Если раб, - говорит Спаситель, - начнет пить с пьяницами, то придет Господин раба того в день, который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф., 24, 48-51). Да, пьянство – великое горе. Оно всегда несет за собой тысячи зол для каждого любящего выпивать. Пьянство губит тело человека, награждая его всевозможными болезнями вроде подагры, апоплексии, чахотки, болезни почек, рака желудка и сокращая его жизнь. Оно же разрушает семью, делает жен вдовами, а детей – сиротами. Оно, пьянство, губит и погубило не только семьи и людей, но и целые царства, когда-то могущественные, крепкие и славные. Петров. - Какие? Васильев. - Ассирийское, Вавилонское, Персидское. Эти царства достигали большого могущества, пока народ был прост и умерен в своих привычках. Когда же народ стал предаваться пьянству и разврату, от их сел, городов, храмов, дворцов, остались только одним развалины. Петров. – Какая страна особенно может служить примером этой истины? Васильев. - Ассирия. Ее царь Сарданапал сделал своим правилом такие слова: «ешь, пей, веселись, так как после смерти нет наслаждений». Он исполнял это правило сам, а за царем – и народ. От пьянства и разврата народ ослаб, и вавилоняне легко победили ассирийцев и сделали их своими рабами. Петров. - Ты говоришь, что причиной упадка Ассирии была любовь к вину и роскоши. Победители Ассирии знали эту причину. Остановило ли это их от пьянства? Васильев. - К сожалению, нет. Ты знаешь из Библии, что Вавилонский царь Валтасар и его крепкая столица была взята персидским царем Киром в то время, как Валтасар безумно пировал с вельможами. Смерть постигла его за пиром. Но и Персидская монархия просуществовала недолго. Пьянство и роскошь расшатали ее. Народ ослаб и знаменитый герой Александр Македонский завоевал когда-то могущественную Персию. Но и сам Александр Македонский прожил после этого недолго. После победы над Персией он и пристрастился к вину, и умер от него во цвете лет.
Петров. - Есть ли еще какие-нибудь древние страны, на которых отразилось пагубное влияние спиртных напитков? Васильев. - Это Египет. Употребление спиртных напитков было известно в этой стране за три тысячи лет до Рождества Христова. Когда персы победили египтян за 300 лет до Рождества Христова, то египтяне находились в самом позорном и постыдном положении. И этот позор был последствием их чрезмерного пьянства.
Петров. - Но неужели никто не делал попыток для того, чтобы прекратить или, по крайней мере, уменьшить пьянство в народе? Васильев. - Напротив. Многие египетские цари и другие законодатели издавали строгие указы против пьянства, но это нисколько не прекратило пьянства. Так, в Греции, по закону Дракона пьяный человек должен был быть лишен жизни. В Спартанской республике юноши не смели ничего пить, кроме воды. Их законодатель Ликург приказывал раз в год напаивать допьяна рабов и показывал их в состоянии опьянения юношам, чтобы этим внушить отвращение к пьянству. Но все эти меры не достигали своей цели. И греки, и спартанцы не устояли против укоренившейся привычки к вину... и их слава и могущество померкли: они сделались данниками римлян. Но и Рим простоял недолго. Любовь к вину, разврат и роскошь погубили Рим и привели к упадку. И теперь, как и в древние времена, пьянство несет за собой лишь только одно горе. Пьянство «ослабляет способность к труду во всех классах общества, лишает способности наслаждаться тем, что действительно хорошо и полезно, отнимает способность стремиться к царству Божьему; оно понижает нравственность, служит причиною того, что наши тюрьмы и больницы набиты битком; ведет к нищете и к тому, что людей приходится содержать на общественный счет». В одной только России за 1896 год истрачено было на выпивку около 700 миллионов рублей! Не удивляйся! В Петербурге в 1898 году одной только водки было истреблено на 22 625 825 руб. 13 коп.; выпито было – ни мало, ни много – 2 100 000 ведер!!.. И это в одном только Петербурге?! Да, милый друг, не на радость нам пьянство, а на великое горе!
Петров. - Спасибо, товарищ. Теперь я ясно вижу, что употребление хмельных напитков ведет за собою только одно разрушение и нищету. Васильев. - Да, и больше ничего? Я прочитаю тебе списанные себе на память слова одного доктора, который говорит: «Я никогда не держу в доме хмельных напитков, считая их злым духом. Если бы бедняки могли видеть белесоватые печени, разрушенные нервы, которые видел я как последствия пьянства, они поняли бы, что спиртные напитки я яд – одно и то же» (д-р А. Кунж). А другой ученый, - читал по своей записной книжке Васильев, - доктор Бунге, - говорит, что «великое множество ужасных преступлений совершается людьми под влиянием спиртных напитков; они ставят человека в такое положение, что он или кончает жизнь самоубийством, или опускается донельзя, слоняется по кабакам и трущобам и умирает где-нибудь под забором». Тысячи людей прежде времени сошли в могилы от того только, что пристрастились к водочке.
Петров. - Все это правда, - а как только станешь эту правду рассказывать товарищам, что пристрастились к выпивке, они тебе сейчас в ответ: что ты нам глупости-то говоришь, - вон сосед наш по деревне крепко любил водочку-то, а прожил 80 лет в добром здоровье. Что им сказать? Васильев. - Пусть это так, но кто знает, что если бы он совсем не пил водки, не прожил ли бы и стал лет? Ведь человек и к яду может привыкнуть… Однако же никто не скажет, что употребление мышьяка или другого какого яду полезно для здоровья. «Какой враг человеку водка, - в этом лучше всего можно убедиться на примере американских дикарей. Эти дикие люди, пока не знали водки, были здоровы и крепки телом, многие из них доживали до глубокой старости. Когда европейцы захватили индейские земли, дикари часто нападали на европейские поселения и опустошали их. Долго пришлось европейцам вести ожесточенную войну с этим диким, но сильным народом, пока победили их окончательно. И чем же, вы думаете, была достигнута эта победа? Водкой, которую европейцы стали опаивать индейцев и которая оказалась для них гибельнее всех европейских пушек, ружей, штыков. Дикари, пристрастившись к водке, стали мало-помалу слабеть и, наконец, совсем почти исчезли с лица земли… То же, что с индейцами, бывает и у нас, где развито пьянство. «Гибнут там и душа, и тело человека, нарождается поколение слабое, хилое, грешное , так что и жалко становится, глядя на него»(слова протоиерея И. Наумовича).
Петров. - Я этому-то верю, но мои товарищи постоянно мне твердят, что немножко отчего же не выпить, умеренность не повредит. Васильев. - Все это только одни слова. Есть теперь немало ученых, которые говорят, что и умеренное потребление спиртных напитков отзывается на потребляющем их тяжелыми болезнями. Так, профессор Бунге говорит, что «употребление спиртных напитков даже в незначительном количестве за обедом вредно действует на человека и признаки отравления встречаются так же и у людей, умеренно употребляющих очищенное и виноградное вино. И ни один человек, употребляющий спиртные напитки, хотя бы и в самом умеренном количестве, не может быть свободным от того укора, что он является соблазнителем. Каждый пьяница когда-то пил умеренно. И каждый, кто своим примером соблазняет других пить умеренно, соблазняет треть их к неумеренности. Он дает толчок к движению и уже не в его власти остановить это движение». Помни всегда, что от одной маленькой искры часто выгорают не только села, но и города. Так и от одной рюмки водки можно перейти к двум, от двух – к трем и так далее. А что такое умеренность, никто тебе не может сказать точно, потому что часто то количество напитков, которое для одного умеренно, другого делает пьяным. Я вычитал в одной книжке о пьянстве, - продолжал свою речь Васильев, - что «в каком бы умеренном количестве ни употреблял бы человек охмеляющие спиртные напитки, свойство алкоголя от этого нисколько не изменяется; он остается все тем же ядом, что убивает медленно, но верно душу и тело человека. Как капля за каплей, падая на скалу, пробивает камень, так рюмка за рюмкой разрушает тело и убивает душу. Постепенное изо дня в день одурманивание себя спиртными напитками притупляет все чувства человека, следовательно, и чувство совести, этот главный двигатель человеческой нравственности. Большинство разного рода несчастий и преступлений совершается в умеренном пьянстве, как-то: пожары, взрывы, столкновение железнодорожных поездов, порча машин на заводах и фабриках, поголовные буйства, кради и убийства и другие преступления, ради которых увеличивается число судов, тюрем, приютов. Для наглядного примера вспомним, что принесла с собой любовь к выпивке Северо-Американским Соединенным Штатам. Там за одно десятилетие было пропито два миллиарда рублей и на десять миллиардов пьянство причинило убытков государству; триста тысяч граждан умерло от пьянства, более ста пятидесяти тысяч, будучи пьяными, совершили преступления и попали в тюрьмы; две тысячи лишили себя жизни; около тысячи сошло с ума... Вот ведь что сделало умеренное употребление спиртных напитков». (Ярышкин, «Царство зла», «Беседы о пьянстве». Вып. 1, 21-29). Петров. - Но почему же многие до сих пор думают, что пить умеренно не доставляет никакого вреда человеку? Васильев. - Да потому, что они не знакомы со свойствами и силой спиртных напитков.
Петров. - По твоим речам выходит, что мы должны изучать и читать те книги, которые говорят о пьянстве и трезвости. Васильев. - Да, в наши дни мы не должны терять ни одного случая к приобретению этих сведений. Петров. - Но зачем? Васильев. - Во-первых, чтобы не впасть в общераспространенные до сих пор заблуждения относительно употребления и пользы от крепких напитков; а во-вторых, чтобы мы могли сказать другим, зачем мы сделались трезвенниками.
Петров. - Но ведь постоянно слышишь от товарищей: выпьешь рюмочку-другую, работа кажется не такой тяжелой и скорее делается. Так ли это? Васильев. - Нет, и это оправдание умеренно пьющих есть заблуждение. В старину совсем не было на свете водки, а работе была тяжелее, чем теперь. В Египте до наших дней сохранились каменные пирамиды, построенные в древние времена предками наших евреев. Пирамиды очень громадны и на каждой из них столько камня, что из него смело можно построить город. Когда их строили, не было еще пороха для взрыва скал и каждый камень нужно было отдельно высекать из скалы, это был труд тяжкий, работа каторжная, просто неимоверная. А чем питались тогда рабочие? Они ели мясо, пили молоко. Силы придает не водка, а хорошая пища: хлеб, молоко, яйца и хоть изредка кусок мяса. Водка придает столько же силы, как кнут лошади. Дознано, что самые лучшие работники на поле, на фабриках, заводах, кораблях – только те, которые не пьют водки. «Самое здоровое войско, - говорит генерал де Голль, - в котором не приходилось служить, было то, которое не получало ни капли спиртных напитков, несмотря на труды и лишения войны с отчаянными врагами и в ненастную погоду без всякого убежища».
Петров. - Но я еще постоянно слышу возражение: как не выпить в холод, мороз – водка согреет. Как на это смотреть? Васильев. - И это заблуждение. Доктор Рам говорит: «Мнение, что спиртные напитки смягчают влияние холода на тело, принадлежит к числу величайших в мире заблуждений. Напротив того, они еще понижают способность организма к сопротивлению; производимое ими кратковременное согревание всегда сопровождается последовательною и еще большею зябкостью».
Петров. - Но я и еще часто слышу такие речи: как же не пить, когда у меня горе – тоска, одни ссоры да неприятности в семье; выпьешь – все легче на душе станет. Васильев. - Нет, - это неправда. Водка в таких случаях не только не успокоит, а еще более повредит и даже быстрее и скорее, чем в других случаях. Петров. - Но почему же? Васильев. - Потому что нервы человека, испытывающего печаль или горе, находятся в это время в более возбужденном состоянии и предрасположены к тому, чтобы прийти в расстройство. Они делаются поэтому легче жертвою алкоголя. Результатом этого является тот печальный факт, что множество людей, никогда прежде не пивших, превращается в пьяниц вследствие горя. Петров. - Но если правда, что несколько рюмок водки притупляют едкую силу горя, то почему же бы и не употреблять ее в таких случаях? Ведь иногда жалко смотреть на людей, когда они страдают, - дать бы им две-три рюмки водки и он успокоились бы. Как ты думаешь, нужно ли это? Васильев. - Это совсем не нужно. Горе – это страдание нашего ума по поводу чего-либо неладного в нашей жизни. Если мы будем притуплять и умерщвлять это страдание, то мы не найдем вернейшего лекарства для его главнейшей причины и будем жить при таких условиях, которые никогда не были предназначены для нас Богом. Петров. - Что ты хочешь сказать этим? Васильев. - То, что во всяком горе или печали настоящее облегчение или лекарство заключается в терпеливом доверии к Богу, в молитве, в занятиях и труде на пользу ближнего или самого себя. Вот те средства, которые даны нам самой природою для перенесения тех печалей, что постигают нас во время земной жизни. Если же мы отвергнем их, предпочитая человеческое изобретение, то есть притупляющее действие алкоголя, то мы несомненно повредим себе этим, как отрекшиеся от Бога, который устами св. апостола Иакова вещает нам: злостраждет ли кто из вас, пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак., 5, 13). Петров. - Но ведь водку можно бросить пить, как только горе пройдет? Васильев. - К несчастью, этого почти что никогда не бывает. Нервы так скоро ослабевают от водки, что человек не может совладать с собой; «лекарство» делается постоянным напитком и то, чем он хотел излечить себя от горя и страданий, губит его». (Рассуждения о том, что не следует водкой успокаивать себя от горя, взяты из книжек Прейса («Путь к трезвости». 53-54). Петров. - И так, выходит, что горе и печаль нужно лечить молитвой, терпением и трудом, а не водкой. Васильев. - Да! Это единственные и могущественные средства, с которыми не сравняются никакие человеческие изобретения – и тем более водка.
Петров. - И еще тебе задам вопрос, - разреши ты мне его. Стану я говорить товарищам: «зачем вы пьете?», а они в ответ: «как не выпить в гостях, когда хозяин просит выпить «за его доброе здоровье». Васильев. - Это старое зло у нас на Руси. Еще Святитель Тихон Задонский восставал против этого. «Злая и плотоугодная человеческая хитрость, - говорит он, - выдумала и вид добрый, которым прикрывается пьянство: за здоровье де такого-то и такого выпьем, как будто бы тому, который поминается, от частого поздравления прибавится здоровья. Этот обычай душевредный многие не только за грех не считают, но даже и за учтивость славят». Человек этой учтивостью развращенный, как домашним своим – отцу, матери, жене, детям и друзьям – крайне несносен, так и отечеству ни к чему не потребен является, - ибо: «не упивайся вином, в нем же есть блуд». «Как противно, - говорит профессор Бунге, - слышать бессмысленные слова выпивающего, когда ему подносят: «за ваше здоровье!». Конечно, хозяин желает угодить гостю, не понимая того вреда, который он приносит ему своим угощением, да и сам гость, только для того, чтобы ошеломить себя, бессознательно, в силу своего невежества, с удовольствием пьет тот или другой напиток. Зная же вред, приносимый спиртными напитками, стыдно не только угощать гостя, но и ставить водку на стол».
Петров. - Спасибо, дорогой товарищ, - теперь я ясно вижу, что нет никаких извинений к выпивке. Итак, самое лучшее – это совершеннейшее воздержание от охмеляющих напитков? Васильев. - Да. Трезвость есть царица добродетели.
Петров. - Если мы будем воздерживаться от спиртных напитков, принесем ли себе пользу? Васильев. - Без сомнения: воздержание от крепких напитков есть одно из средств, сохраняющих красоту и силу телесную и душевную и особливо добрую нравственность.
Петров. - Наше воздержание может ли принести пользу другим? Васильев. - Да, потому что мы им даем добрый пример хорошей жизни, показываем, что можно жить и без водки.
Петров. - Каждый ли может быть трезвенником? Васильев. - Конечно, - молодой и старый, богатый и бедный, - могут жить – и жить в тысячу раз лучше без спиртных напитков, чем с ними.
Петров. - Чувствовал ли кто-нибудь когда-либо сожаление, что бросил пить или стал соблюдать воздержание? Васильев. - Не слышно. Наоборот – миллионы трезвенников возносят хвалу Богу за спасение. Один уже их здоровый вид, семейное благосостояние, всегда приличная одежда всем, каждому говорят, какое великое дело трезвость. Тогда как бесчисленное множество людей оплакивает свою любовь и пристрастие к спиртным напиткам.
Петров. - Причиняет ли людям вред внезапное оставление водки? Васильев. - Нет, ни малейшего, - хотя они временно и чувствуют изнеможение от желания выпить. Это доказывают тысячи тех трезвенников, которые внезапно оставляют пьянство безо всякого для себя вреда.
Петров. - Но как же слабому человеку лучше всего отстать от вина и сделаться воздержником? Васильев. - Лет восемь тому назад я был такой пьяница, каких мало. Каждая копейка шла на водку, на нее же шла одежда моя, жены, детей. Семья голодала, ютилась по подвалам, питалась кусочками – а я… Тяжело, брат, и вспоминать то, что было со мной пьяницей. Как вспомнишь свою старую, пьяную жизнь, да сравнишь с нынешней, так и польется горячая молитва к Милосердному Отцу Небесному, что не дал погибнуть мне грешному, а открыл мне дверь спасения. Свое спасение я нашел в том, что на исповеди послушался батюшку, записался в общество трезвости и вот теперь уже восьмой год, продолжая по-прежнему быть членом общества, каждый год повторяю в храме свой обет. Теперь я совсем окреп и меня более не тянет к водке. А если когда и начнут бродить думы об этом, то я скорее берусь за Евангелие или спешу к батюшке.
Петров. - А не знаешь, давно появились общества трезвости? Васильев. - У нас сравнительно недавно. В чужих же краях давно. Впервые проповедь трезвости раздалась в Америке и в Англии. В последней много сделал в пользу трезвости священник о. Матвей. Его горячая проповедь, с которою он разъезжал по городам и селам Англии, имела такой успех, что сотни тысяч мужчин и женщин бросили пить. В настоящее время в Англии сотни обществ трезвости, при которых устроены больницы, богадельни, школы, приюты, библиотеки, свои храмы, издаются журналы, книжки против пьянства. Некоторые книжки расходятся в миллионах экземпляров. В Америке тоже, как в Англии, несметное количество обществ трезвости, которые приютили миллионы пьяниц, возвратив их на путь жизни. Сильно работают общества трезвости во Франции, Бельгии, Швейцарии. У нас на Руси они появились во второй половине 19-го столетия и особенно теперь их много открывается при храмах под небесным покровом угодников Божиих. Дай-то Бог, чтобы поскорее тысячами открылись эти общества на св. Руси!
Петров. – Но почему же, чтобы скорее отстать от водки, нужно поступить в общество трезвости? Разве нельзя самому дать обет тайно и держать его про себя? Васильев. - Да, конечно, можно, но очень трудно; потому что искуситель и искушения сильнее нападают на того человека, который много полагается на свои одиночные силы Поэтому-то и многие подвижники великие не решались обет свой держать особняком, не торопились идти в уединение, в затвор, а старались душу свою благоустроять во Христе среди братии. И, действительно, каждое трудное дело или предприятие в общежитии требует общения многих сил; поэтому-то устрояются товарищества, братства, артели, общества и так называемые компании. Но нет на земле труднее дела, как душу спасти. Вот поэтому-то в деле спасения и видим людей, собирающихся в общества большие или маленькие, чтобы друг друга поддерживать, унылых ободрять, упадших духом утешать, ленивых поощрять, малоумных и легкомысленных вразумлять; от опытных в благочестии и уже искусившихся в подвигах научиться смирению, вере и терпению легче. Так возникли монастыри и образовались общежития у людей, отрекшихся от мира. Но и в мире тоже нужно общение душ во спасение их. Оно и предполагается уставом Православной Церкви в общественном Богослужении, в общении молитвенном, в общении Таинств; и при этом не делается различия между рабом и свободным, не дается предпочтения одному полу пред другим.
Петров. - Зачем же при таком благодатном общении и единении устрояются еще братства? Васильев. - Да, они устрояются, и должны устрояться только на чисто христианской основе, на заповеди о любви к ближнему, как к самому себе. Они имеют целью в разнородных столкновениях житейских, при ознакомлении с нуждами людскими, помогать общими силами слабым нравственно и умственно, бедным и немощным, с большим уменьем облегчать нужды ближнего и чрез то удобнее исполнять Закон Христов. Так возникли и братства трезвости. Благонамеренные христиане, истинные отчизнолюбцы давно ясно осознают все зло в отечестве нашем от недостатка характера в людях, от слабости воли, разума в народе, при обилии и дешевизне напитков, от размножившихся кабаков, развивших пьянство. Зло это губит дух зараженного вином; заедает семью; разоряет общества, замедляет развитие и процветание народных сил, позорит отечество; умаляет народонаселение; в народ ввело постоянную заразительную болезнь, повально губящую не только современное население по деревням и селам, но и потомков, детей и внуков. Ужас объемлет душу, как посмотришь, что творится из-за пьянства на Руси. Питейный дом – распивочно и на вынос, ресторация, трактир, заезжий дом, харчевня постоянно заявляют о себе и манят ознакомившихся с вином и водкой. Вот в ограждение отечества от конечной гибели, от этого внутреннего врага, как бы домашнего вора, хищника здравия, мира и благоденствия и стали составляться братства трезвости. И, благодарение Богу, оказывается немало общин трезвости из людей, дающих честное слово, иногда укрепляемое Именем Божиим, Св. Евангелием и крестом Господа, не только самому не касаться спиртного, но и других не угощать и других удержитвать от вина, как не вкусивших еще оного, так и вкусивших его.
Петров. - Какая же главная задача общества трезвости, какие преимущества трезвенников? Васильев. - Общества трезвости имеют целью соединить в одну дружную сильную армию всех трезвых русских людей, чтобы с успехом бороться со злом, порождаемым спиртными напитками, и изгонять их из наших жизненных привычек как самый пагубнейший яд для человеческого организма. Общества трезвости проповедают и преследуют жизнь, достойную честного, порядочного человека, который знает цену своим словам и поступкам, человека, могущего про себя сказать: я всегда управляю собой и ответствую за все мое поведение, - того, хорошего человека, который бежит от всего низкого, грязного и в то же время стремится облагородить свое существование. Члены общества трезвости на себе доказывают, что непьющий приобретает способность неустанно, спокойно трудиться; трезвенники делаются более крепкими, здоровыми, долговечными; у них пробуждается пытливость ума, любознательность; является вкус к высшим наслаждениями и потребность в хороших удовольствиях; чувство сострадания не глохнет, а укореняется больше, возникает любовь и к внешней чистоте. Члены обществ трезвости не только не сеют вокруг себя мерзости запустения, а, наоборот, протягивают руку спасения братьям и сестрам, погибающим от спиртных напитков. Член общества трезвости всюду лучший, желанный работник, - ему можно поверить, им везде дорожат. Трезвенникам и жилье обходится несравненно дешевле, чем пьющим. Есть на Руси немало бедных сел с нищенствующими крестьянами, которые умудряются пропивать в год 30 – 60 тысяч рублей. Пускай попробует кто-нибудь из вас подсчитать, что пропивает в год или он сам или его приятели, я утверждаю, что получится довольно приличная сумма. Что такое деньги? Деньги есть выражение, материальная оценка истраченной силы на то или другое дело; деньги – тот же труд, только наглядно выраженный; сколько наработаешь, соответственно этому и получишь денег. И вот во хмелю, безрассудно, на ветер прямо кидается уйма трудовых денег. Как за милую душу обсчитывают загулявшего! Сколько теряется! Сколько друзья по бутылке выманивают, а то и просто, без стеснения, обшаривают и вытаскивают из кармана гуляки! О сбережениях тут и помину нет. Подсчитайте, не пахнут ли все эти кабацкие прелести десятками рублей. Ничего подобного не случается с членами обществ трезвости. Самое большое, израсходует на свои удовольствия рубля 2-3 за целый год. Наконец, члены общества трезвости, горя любовью к ближнему, ищут и спасают от позорной гибели слабых или уже погибающих от спиртных напитков. Мы возвращаем светлые дни радости убитой горем семье; дети вновь получают своего дорогого отца, а жена – честного, работящего мужа-друга. Мы воспитываем своих милых деток вдали от отравы, мы не соблазняем своим примером и другим не дозволяем соблазнять сих малых, но стараемся внушить им беспредельный ужас и ненависть к врагу человечества. Трезвенники служат оплотом всем, кто борется со своей роковой страстью – у нас он найдет силу и надежду! Словом, в трезвенниках говорит не спирт, а теплится и разгорается любовь дружбы, жажда познания и вера в хорошую жизнь еще на земле. Итак, ты увидишь из моего краткого перечня, какое широкое поле для разумной, здоровой, прекрасной жизни расстилается перед не отуманенными взорами членом общества трезвости. Какою чудною благодатью веет оттуда на нас! Какой жизнерадостной может быть жизнь трезвенника! Скажем ли то же самое про посетителей кабацких заведений? Мы, трезвенники – свободные люди, а те – ослепленные рабы своей неутолимой, все более разгорающейся страсти. Мы, трезвенники, стремимся всеми силами нашей бодрой души к лучшей жизни, а те неотразимо влекутся к своей ранней, уже разверстой могиле. Мы работаем на себя и наших близких, а те в поте лица, в изнеможении работают на кабаки и прочих хозяев, семьям же достаются крохи, да и то не всегда (Заимствовано из книжки Коровица «Для чего нам нужны общества трезвости?»).
Петров. - Твоя правдивая речь показала мне все великое значение общества трезвости и мне думается, что для пользы дела в члены общества трезвости должны поступать не только выпивающие, но и те, кто не пьет. Васильев. - Это верно ты сказал. Всякий, кому дорого благо его ближних, должен состоять и вступить в общество трезвости. Пьет он или не пьет, кто бы он ни был, все равно его обязанность - помочь такому важному делу. Всякий должен везде говорить о вреде, который приносит водка, и стараться склонить как можно больше членов в общество, и если имеет влияние, то остановить увещеваниями. Да, мой добрый друг, тогда только люди будут сильны умом, крепки телом и душой, когда будут вести трезвую жизнь. Только трезвые люди могут истинно и правдиво любить друг друга, как учил Иисус Христос! Только при трезвой жизни исчезнут с лица земли многие страшные болезни и бедствия, уничтожатся безнравственность, разнузданность и преступления! Этими словами и закончилась поучительная беседа двух друзей-трезвенников и они, довольные друг другом, разошлись по домам.
|