Алексей Геннадьевич писал(а):
Владимир Неберт писал(а):
Я посмотрел ваши ссылки: в основном, историки пользуются устаревшими советскими данными, которые, повторюсь, были некорректными как по причине идеологии, так и, главное, по причине того, что в СССР серьезных работ по образовательному уровню до революции не существовало. Работа Сапрыкина - одна из первых в этом направлении, отчего ее надо признать явлением в научной сфере.
Это большая тема для обсуждения. Полагаю, речь идет о низком уровне гуманитарного образования. Впрочем, догматы КПСС порой и в естественные науки "проникали".
Не могу с Вами согласится. Все необходимые данные уже давно известны. И «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи»; и «Статистические ежегодники России» и множество нормативных документов давно изучены историками.
Например:
К концу 1914 г. в России насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам - 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лег составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6%, в сельской местности-28,3%)...Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных...http://istmat.info/node/238А теперь скуповатый советский источник БСЭ:
По данным переписи 1897, на территории, занимаемой ныне РСФСР, средний процент грамотности населения в возрасте 9—49 лет составлял 29,6; среди мужчин 44,4%, среди женщин 15,4% (в сельской местности соответственно 24,6%, 39,5%, 11%). В районах национальных окраин процент грамотности был значительно ниже (среди якутов, например, всего 0,7% умели читать).http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD% ... %A1%D0%A0/Что в общем-то мало чем отличается.
Возможно изучению гуманитарных наук в советской школе и стало меньше, но зато вместо гуманитарщины наступило царство точных и естественных наук, что не могло положительно сказаться на развитии наук. От потери таких "важных" наук как греческий язык, латынь, церковнославянский, Закон Божий, как страна так и сами ученики ничего не потеряли.
Ну вот, опять пресловутая перепись 1897 года. Советские историки замалчивали данные, появившиеся после этой переписи, которые нынче доступны. Например, бывший министр просвещения оценивал уровень грамотности населения в 56% к 1916 году.
Греческий и латынь тут ни при чем. История, филология, литературоведение и ряд других гуманитарных наук служили идеологическими придатками к диамату, были подчинены задачам партийного строительства, не имели той самостоятельности мысли, без которой эти науки не способны дать плоды. В советских учреждениях шутили - "что-то физики в почете, что-то лирики в загоне", общественная и гуманитарная мысль была задавлена, и это в целом понижало умственный потенциал всей советской интеллигенции, отражалось на политической и экономической ситуации в стране. Я уже молчу о народном воспитании и образовании, о задачах приучения к самостоятельному мышлению у детей, о развитии их кругозора и творческого мышления.