http://www.librarium.orthodoxy.ru/prosvetitel.htm#8Цитата:
Творение святого преподобного
Иосифа Волоцкого
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Слово восьмое
Незнание писания привело к растленному житию, породило ереси и небесное сделало земным.
От такого неразумия некоторые и ныне дерзают говорить: “Семь тысяч лет жить, а когда настанет восьмая тысяча — тогда конец будет”. Ты можешь прочесть все Писание, и не найдешь такого, но, как я уже сказал, там написано, что конец мира никому не ведом.
Если же ты хочешь узнать об этом подробнее, прочти сочинение премудрого старца, который написал книгу, называемую “Зерцало”. Там он пишет о конце так.
Душа говорит плоти: “Нет, рабыня моя, не умолкай, но расскажи мне еще немного о последних временах нынешнего века и о кончине его — когда, как и какова она будет, и когда придет антихрист, ибо ожидание его страшит меня и смущает. Я желаю узнать, рабыня моя, правду об этом, чтобы лукавый не мог, обнаружив мое незнание, прельстить меня”.
Плоть: “Откуда и как придет — это я могу тебе сказать, а когда — это совершенно неизвестно. Много раз спрашивали об этом Христа апостолы Его и ученики, но Он не сказал им — когда, а сказал так: “О дне же том... никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один”(Мф. 24, 36.). И как я буду говорить о том, что Он утаил? Ибо многие и о многом излагали лишь домыслы, госпожа.
Так, некоторым казалось: поскольку сказано, что Бог, Создатель и Творец всего, сотворил весь мир за шесть дней, а в седьмой день почил — то, следовательно, когда закончится шестая тысяча, будет общий конец всему. Ведь сказано, что “у Господа... тысяча лет как один день”(2 Пет. 3,8.), а значит, с окончанием шестой тысячи, то есть шестого дня, должен окончиться и сам мир и век, существовавший шесть дней. Однако, владычица моя, слова их оказались ложными.
Другие же говорят: поскольку нынешний век седмочислен, то ему подобает продолжаться до тех пор, пока не закончится целиком седьмая тысяча; седмочисленный век должен закончиться на седьмом числе, ведь Соломон сказал: “Давай часть семи и даже восьми”, — восьмой же век изображает век будущий. Но и это высказывание, кажется мне, не имеет достаточных оснований.
И иные еще говорят о “присносущем” и божественном свидетельстве из Откровения Иоанна Богослова, который будто бы явственно предсказал, госпожа моя, прообразуя Христа, что непорочному Агнцу будут поклоняться тысячу лет и что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу летя(Ср.: Откр. 20, 2.) и после этого будет освобожден и прельстит многих людей из язычников и евреев. После Распятия Христа и Бога моего и после сошествия во ад зверь был связан, и тогда же началось почитание Агнца; с этих пор они и отсчитывают тысячу лет. О душа, любимая госпожа моя! И эти тоже говорили неправду: ведь под “тысячей” понимается неопределенное количество лет, как я узнала у многих. От Христа до сего дня прошла тысяча лет, и еще сто три после этого, до нынешнего года. Если же сосчитаешь от погребения Его и страдания, получится тысяча и семьдесят лет. Посмотри на мои вычисления, и поймешь, что я говорю. С тех пор как солнце видно на небе, все годы считаются так: пять тысяч и еще пятьсот лет прошли до Христа, госпожа моя, и тогда Он пришел, воплотившись от Девы; и после этого пять сотен и шесть сотен прошли, и еще три года, индиктион третий, круг луны десятый, а солнца — двадцать третий.
И многие другие предрекали конец века, рассуждая о том, кто как мог. Но я не стану этого пересказывать, потому что нельзя тут найти ничего определенного: то, что есть, — басни, а истины никто не сказал. О часе же и о дне том как могу я говорить, госпожа моя, если не смог сказать никто из древних?
Но подчиняюсь более всех других Григорию Богослову и словам его. Он говорит: должен наполниться вышний мир — так повелевает Христос, и никто иной. Наполняется же он спасаемыми, святыми и праведными подвижниками: души их собираются там и восполняют то место и число, от которого некогда позорно отпал денница со всем воинством и множеством ангелов, в злобе увлекая их с собой. Когда же прежнее число восполнится, ожидай окончания нынешнего века”.
Знай, что святой старец, написавший это, жил в шесть тысяч шестьсот третьем году, четыреста лет тому назад. Видишь, и в те годы некоторые говорили, по своему разумению, что, когда закончится седьмая тысяча, тогда будет конец всего мира. Но сей премудрый старец не считал это доказанным, а отвечал: об этом не говорил никто из святых апостолов или из святых и богоносных отцов наших, но некоторые люди излагали домыслы, то есть собственное мнение.
Иные приводят в свидетельство то, что написал в мясопустном синаксаре Никифор Ксанфопул, а он сказал вот что: “Говорят, что после семи тысяч лет будет пришествие Его...” Посмотри, он сказал “говорят”, но мы не знаем, кто говорит, ведь он не сказал, что это говорит пророк, или апостол, или кто-нибудь из других святых; и это обычно для святых книг — говорить так о неизвестных вещах. Эти слова не содержат ничего определенного. Так, об Адаме говорят, что он пребывал в раю сто лет, иные же утверждают, что сорок дней, другие — что шесть часов, а истины никто не знает, кроме единого Бога. И бессмысленно приводить в доказательство неизвестные вещи.
Но для чего мы все это рассматривали? Чтобы показать: то, чего Бог знать не повелел, мы узнать не сможем, даже если будем очень стараться, разыскивая и допытываясь, — только соберем огонь на свою голову. Потому что Бог сказал, что и ангелы не могут знать этого (Ср.: Мф. 24, 36; Мк. 13, 32.); мы же, люди грешные и постоянно оскверняющиеся, подобные свиньям в топкой грязи, — мы хотим знать то, чего Бог не велел. Сказано в том же синаксаре: “Когда будет сие Второе Пришествие — никто не знает: ведь Господь и от апостолов это скрыл”, — как же мы хотим знать?
Некоторые говорят: нам жить семь тысяч лет, поэтому и пасхалия составлена на семь тысяч лет. Но да будет известно, что пасхалия сложена не на семь тысяч лет. Как написано в исторических книгах, от Вознесения Господа нашего Иисуса Христа до Первого Собора 318 святых отцов, который был во дни благочестивого царя Константина, пасхалии не было и празднование Пасхи не было упорядочено. Пасху праздновали в течение всего года: когда кто-нибудь хотел ее отпраздновать, он постился сорок дней и потом праздновал Пасху; это было беспорядочно и вызывало смущение.
Тогда 318 святых отцов составили многочисленные церковные правила и установления, и разделившееся на много частей церковное тело благодатью Христовой собралось воедино, и соединение в Боге пришло в мир. А чтобы не было больше никакого разделения или сомнения о вере, тогда же был рассмотрен и вопрос о Пасхе — Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. И благочестивый царь Константин и все святые отцы решили, что все и везде должны праздновать Пасху в один день, кто где будет.
Тогда святые отцы написали великий миротворный круг (Великий миротворный круг, великий индиктион, пасхальный круг — 532-летний цикл, по завершении которого возобновляется тот же порядок чередования сочетаний лунных фаз с днями недели и числами месяцев. Началом великого миротворного круга полагается год сотворения мира. — Ред.) и установили пасхальный предел (Пасхальный предел — установленные Церковью границы, внутри которых может располагаться пасхальное полнолуние, т. е. такое, в совпадающее с которым или следующее за ним воскресенье должна праздноваться Пасха. Начальный пасхальный предел — день весеннего равноденствия, 21 марта (все даты по юлианскому календарю — “старому стилю”); пасхальное полнолуние бывает после весеннего равноденствия, т. е. не ранее 22 марта. Нижний пасхальный предел — 18 апреля; из этого следует, что (при различном расположении дней недели, т. е. в разные годы пасхального круга) крайние пределы празднования Пасхи — 22 марта и 25 апреля. — Ред.); круг же этот составили на пятьсот тридцать два года. И круг этот обращается так же, как и лунный круг и солнечный круг индикта (Солнечный круг — 28-летний цикл, в течение которого чередуются различные сочетания дней недели с числами месяцев в простых и високосных годах. Лунный круг — 19-летний цикл, в течение которого чередуются сочетания фаз Луны с определенными числами месяца. Индикт — 15-летний период традиционного византийского летоисчисления, установленного имп. Константином Великим и включенного в церковную традицию. — Ред.) , и не имеет конца. Но не всякий может разобраться в этом круге, и кт`о разбирается в нем до тонкости!..
С этого круга написали плохую пасхалию до шеститысячного года. Ибо некоторые думали так: поскольку Бог Вседержитель создал весь мир за шесть дней, в седьмой же пребывал в покое, то с окончанием шестой тысячи наступит и общий конец всему. Но время пришло — и не произошло так, как они думали.
И тогда стали думать, что от Воскресения Христова до воцарения антихриста — тысяча лет, и приводили в свидетельство сказанное великим Иоанном Богословом, что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет, и изложили пасхалию до этих пор. Но и это мнение было ложным, ведь тысяча лет считается неопределенно.
Тогда появились домыслы, что седмочисленный век — это век сей, настоящий, и он будет продолжаться, пока не окончится вся седьмая тысяча; при этом изложили пасхалию до семитысячного года.
Итак, все это придумано кем-то самостоятельно: никто из святых апостолов или богоносных отцов наших и учителей и ни на каком из семи вселенских соборов этого не определял и не устанавливал, — суждение это ничем не подкреплено. Не подобает писать о том, что не засвидетельствовано святыми книгами.
Скажем еще вот о чем: пасхалию писали на разные сроки, но все исходили из миротворного круга. Потом святые отцы узаконили и установили святцы на весь год; тогда была разведена граница, и написаны в ней святцы, и это назвали “скара”(Среднегреч. skura — решетка (для жаренья). Так называли разграфленные таблицы пасхалий, включающие святцы.). Было придумано множество премудростей и написано множество кругов и рук. Однако начало всему этому — миротворный круг. Если бы пасхалия была сложена святыми отцами на семь тысяч лет, то в семитысячном году миротворный круг окончился бы. Но семитысячный год пришелся на восемьдесят четвертый год нынешнего миротворного круга.
И довольно об этом.