Василий Анатольев писал(а):
Фотина Вяземская писал(а):
=======
Да, Фотина, Вы верно указали на ущербность логики, которую демонстрируют здесь некоторые черносотенцы.
Вопрос к тем, кто глаголет о Николае II как о хорошем христианине, но плохом(?!) царе: а что, ПО-ВАШЕМУ, святые страстотерпцы Борис и Глеб ТОЖЕ были хорошими христианами, но плохими Князьями???
Эти два пассажа очень информативны для понимания религиозного содержания царебожия.
Итак, Христа опять таки сравнивают с царем. И не просто сравнивают, а пытаются утвердить некое тождество функций. Но функция Христа это функция Богочеловека как искупителя обычных тварных людей и всего падшего мира.
В таком случае необходимо определиться в понимании самого термина "искупление".
Условно говоря, на сегодняшний день в православиии существуют 3 теории искупления -
1. юридическая - Бог сын принёс в себя в жертву Богу Отцу, что бы "искупить" - то есть задобрить разгневанного Бога Отца. Теория крайне глупая, поэтому в современном православии от неё отказались.
2. органическая - После грехопадения человеческая природа исказилась и что бы исцелить человека и тварь вообще Сын Божий воплотился и в конце своей земной миссии после воскресения окончательно исцелил человеческую природу.
3. энергийная - не возможно говорить о тварной природе "падшей" или "не падшей". есть просто тварная природа и отличие этой природы в падшем состоянии от не падшего лишь в том, что не падшая пребывает в состоянии обоженности, а падшая отсекла себя от действия обоживающей божественной энергии. Таким образом, миссия Христа состоит в том, что бы снова соединить в Себе божественную природу с человеческой, то есть обожить заново.
Собственно основная дискуссия о понимании искупления, между православными идет с позиций 2 и 3
Теперь становится видно, что если говорить об искуплении с точки зрения теорий "органической" и "энергийной", то ни о каком "христоподражании" со стороны обычных людей говорить не возможно. Так как никто кроме Самого Бога не может ни исцелить падшую природу, на обожить.
Значит остаётся третье понимание - юридическое.
Сам термин "подражание Христу" - "имитатио Кристи" возник у средневековых католических подвижников с их странными "духовными упражнениями", экзальтациями, стигматами и сексуальными сублимациями.
И здесь становится понятно, что идея "искупительной жертвы царя" это вульгаризированная и доведённая до абсура "юридическая" теория. То есть что бы "задобрить" Бога, необходимо подсунуть ему жертву - баранов, тельцов, голубей, а лучше всего человека, причем наиболее ценного. Собственно у диких язычников это обычная практика - человеческие жертвоприношения, о чем уже было сказано здесь -
viewtopic.php?p=307917#p307917Но на вопрос какому "Богу" была принесена человеческая жертва Николая 2 и как эта идея человеческого жертвоприношения укладывается в рамки Нового Завета, царебожнички упорно помалкивают. Следовательно, царебожие это редукция религиозного сознания к диким дохристианским и даже к доветхозаветным языческим культам с их представлением о "Боге/богах" как кровожадных, честолюбивых и ревнивых небесных тиранах, которых необходимо задабривать взятками/жертвами. Типа надо задобрить такого небесного "Саддама Хусейна" и получить от него какие то поблажки, значит надо подсунуть ему "дар" в виде жертвы.
Но так же здесь есть и ещё один аспект. В чем заключается миссия собственно Мессии/Машиха с точки зрения ветхозаветного иудаизма? Ветхий Завет абсолютно ничего не говорит о посмертной участи человека. Это указывает на незавершенность ветхозаветного откровения. Но речь сейчас о другом. В Ветхом Завете всё воздаяние, награды и наказания за праведную или неправедную жизнь подразумеваются исключительно как земные состояния - либо материальное благополучие, изобилие земных благ и господство Израиля над другими народами в случае праведности. Либо нищета, голод, болезни, поражения от врагов и порабощения в случае греховной жизни.
Вот собственно и Машиах мыслился ветхозаветными иудеями как могущественный земной правитель наделённый сверхчеловеческими качествами, задачей которого являлось установление мирового господства иудеев и искоренение всякого зла сугубо в
этом посюстороннем, материальном мире. Ни о какой посмертной перспективе, как известно, в Ветхом Завете речь не идет.
А теперь, всякий человек читавший Новый Завет может понять, почему иудеи не приняли Иисуса в качестве Машиаха. Ведь Иисус ничего подобного чаяниям ветхозаветных иудеев не сделал и даже не обещал. Вся перспектива заданная Иисусом касается Царства Божия, которое не от мира сего.
Теперь становится понятно, что псевдоправославные царебожнички идут по стопам ветхозаветных иудеев, но с той лишь разницей, что царебожнички формально не отрицают весь корпус Нового Завета, но дополняют его своим мессианством в чисто ветхозаветном иудейском стиле. Только Машиах у них называется "Грядущий Царь". А так задачи полностью идентичные - земное могущество и обеспечение некого идеального земного порядка.