Митрофан Крушеван писал(а):
Василий Теркин писал(а):
После образования ЕАО политическо-административный статус синагоги был упразднен.
Есть соответствующий документ? Или это так, догадки? Все жиды после этого уехали в ЕАО?
Понимаете ли в чем тут все дело... Россия как дореволюционная, так и после революционная (СССР) многоплеменное государство. После 1917 года, бывшая централизованная Российская империя начала перестраиваться (в административном отношении) в федерацию отдельных территорий, населенных разными народностями России, за каждой из которых было признано право на самоопределение, вплоть до отделения. И все народности, в той или иной степени, это свое право на самоопределение осуществили, создавши «национальные республики» или «автономные области». Только евреи не могли это сделать по той причине, что они не имели своей территории и не были «нацией», а только «этнической группой», составлявшей менее 2% всего народонаселения России и рассеянная по всей территории страны.
Совершенно очевидно, что ни под одно из определений «нации» еврейская этническая группа подойти не могла из-за отсутствия своей земли–территории, хотя и обладала исключительно отчетливо выраженной «устойчивостью» и «особенностями психического склада».
Сами же евреи, находясь в рассеянии и даже говоря на разных языках, «считали себя народом-государством со своими законами, но не имеющим своей территории».
В свое время в Польше это положение было регламентировано «Калишским Статутом», по которому евреи жили в Польше, придерживаясь «своих законов», в содержание которых Польша не вмешивалась.
По «Калишскому Статуту» еврей считался как «сервус» (слуга, раб, служащий) «короны» (казны). То есть, по существу, самого короля. Евреи были обязаны платить в казну налоги, а король был обязан их защищать и судить их, или непосредственно, или через специально на это уполномоченных лиц. Суд над евреями должен был быть в синагоге. Споры же евреев между собою были в юрисдикции еврейской общины.
Нечто подобное Калишскому Статуту, только со значительными изменениями в пользу еврейской этнической группы, и была та «национально-персональная автономия», которая была выдвинута евреями России еще в годы первой революции (1905 г.), а осуществлена только после революции 1917-го года.
Изменения эти состояли в том, что евреи, в отличие от положения в Польше, получили все гражданские права, одинаковые с остальным населением (чего не имели в Польше), но в то же время сохранили замкнутый характер еврейской этнической группы в области еврейской «национально-культурной-религиозной жизни» и в быту имели возможность жить по своим, еврейским законам.
За тем, чтобы все это неукоснительно проводилось, следила и заботилась «Евсекция» коммунистической партии. – Отдельной еврейской коммунистической партии, как это было, например, с украинскими коммунистами, оформившимися как УКП (в начале советской власти) не было. Против этого решительно восстал Сталин, считавший, что евреи не есть «нация», а потому и создавать еврейскую «национальную» коммунистическую партию не могут. Ее отсутствие компенсировалось наличием «Евсекции», которая фактически вела все «еврейские дела» в СССР, подобно тому, как некогда в Польше это делал «Еврейский Сейм». Конечно, судить в синагогах и приводить в исполнение приговоры не разрешалось. Но все «дела» и «конфликты» в плоскости «национально-культурно-персональной» автономии «Евсекция» проводила и разрешала в духе и смысле законов народа израильского.
Чтобы эффективно проводить данную политику нужен был единый культурно-еврейско-национальный центр, роль которого до революции играла петербургская хоральная синагога, место которой, после революции, заняла московская хоральная синагога… Но, московская хоральная синагога в силу ряда причин (политических) плохо подходила на эту роль… Было дано «благословение» на строительство новой синагоги в Марьиной Роще с послушной советской власти любавичско-хасидской администрацией...