Святые Православной Церкви, подвижники благочестия, пастыри о воздержании от вина. «Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней свт. Димитрия Ростовского». М., 1908 г., репринт: Издание Оптиной Пустыни 1991-1993 г.
Прп. Симеон столпник +459г. (1 сентября стр.24) «пищею его было мочёное сочиво, а питием – вода».
Св. Архипп, пономарь церкви св. Архистратига Михаила +4 в. (6сентября стр.131) «Родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви святого архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок сей начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он поселился при той церкви, служа Богу, он ничего не вкушал из мирских кушаний и питий: ни мяса, ни вина… питием же для него служило лишь небольшое количество воды. Чрез такое воздержание сей отрок умертвил свою плоть, и в таких добродетелях неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных».
Прп. Дорофей пустынник +4в. (16 сентября стр.323) «Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды».
Прп. Никандр псковский +1581 г. (24 сентября стр.486,490) «Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь; питался он ржаным хлебом и водою; не вкушал ни вина, ни рыбы; лишь только в субботу и воскресенье иногда разрешал себе немного сочива, сварив его из одного растения… пил он одну воду. Хотя он и вёл столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием…»
Прп. Галактион Вологодский +1612 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь. 24 сентября стр.136) «Пищей преподобного служили сухой хлеб и вода, и то в определенное время и понемногу».
Прп. Сергий Радонежский +1392 г. (25 сентября) «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца». Составлено с иеромонахом, ныне архимандритом Никоном. Свято-Троице Сергиева Лавра, 1904 г., стр.22
«Сознавая, что воздерживая себя во всём, есть лучший способ сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и непомраченная ими мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией, – святой отрок накладывает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволял себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водою. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, он не позволял себе и помыслить во всю свою жизнь».
Примечание архимандрита Никона №176., стр.253: «На иконе посещения Богоматерью прп. Сергия, Михей изображается обыкновенно позади прп. Сергия коленопреклоненным, закрывая лицо своё мантией от сияния славы небесной. Стоит замечания, как объясняет простой народ это закрытие мантией: «Прп. Михей», – говорят простецы, – «за три года пред тем выпил одну чашицу вина, и вот, вспомнил теперь о своём согрешении и боялся оскорбить Царицу Небесную своим дыханием». Такое толкование пишущему эти строки случалось слышать от многих простолюдинов. Здесь не место входить в оценку нравственного смысла этого объяснения, выразительно характеризующего взгляд благочестивой русской души на винопитие, хотя жизнь и расходится далеко с таким взглядом, но не голос ли это какого-нибудь древнего предания?»
Ап. Иоанн Богослов +кон.1 в. (26 сентября стр.589) «Последние годы своей жизни апостол Иоанн проводил в аскетических подвигах: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые полотняные одежды».
Прп. Харитон исповедник +ок.350 г. (28 сентября стр.621) «В монастыре своём он установил вкушать пищу однажды в день – и то вечером, и не особо приготовленные кушанья или пития, но только хлеб и воду, и при том в меру, чтобы, отягчив чрево излишеством в пище и в питии, братия не были ленивы к восстанию от сна в полночь и к молитве».
Прп. Трифон Вятский +1612 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 8 октября стр.205, 219-220, 223-224) «Твёрдо исполнял святой келейное правило; вкушал лишь хлеб да воду и то в меру, в определённые дни… Часто поучал он свою братию, – наставлял её в заповедях Божиих и в иноческих правилах, особенно предостерегал иноков от пьянства… Преподобный был требователен к братии, не терпел нарушений иноческого устава. И это вызвало неудовольствие на подвижника… Даже поносили святого, заявляя ему: пусть сделает послабления, или же пусть отказывается от настоятельства. Но преподобный спокойно и кротко увещевал их: «Нам, братия, следует жить по преданию святых отец, довольствоваться общею трапезою в определённое время, вина не держать». Братия изгнали Трифона из монастыря и избрали себе нового настоятеля – Иону, ученика Трифона. «Иона начал держать в монастыре хмельные пития, устраивал пиры и призывал на них воевод и простых мирян; сам ходил в дома горожан и упивался вином». Позже Иона принёс покаяние перед тяжело больным умирающим старцем. «Преподобный оставил монастырю свою духовную грамоту или завещание… Заботясь о нравах монастырской братии, подвижник умоляет архимандрита Иону: «Бога ради хмельного пития не вводи у Пречистой Богородицы в дому, как это было при мне».
Блж. Андрей Тотемский, юродивый +1673 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 10 октября стр.228) «Пищей блаженного были хлеб и вода, да и тех он принимал лишь постольку, чтобы не помереть с голода».
Прпмч. Лукиан, пресвитер Антиохийский +312 г. (15 октября стр.371). «Никогда не пил вина, а только воду».
Свт. Иоанн Суздальский +1373 г. (15 октября стр.380) «Кроме воды, ничего не пил».
Прп. Анотоний Леохновский +1611-1613 гг. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 17 октября стр.240) «Пил он простую колодезную воду».
Св. Ап. Иаков +ок.63 г. (23 октября стр.517-518) «От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой… от самого рождения Ап. Иаков был назореем, т.е. лицом, посвящённым Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр….»
Прп. Лука +ок.800-820 г. (6 ноября стр.134) «Наконец, он прибыл в одну обитель, где и принял иночество и предался суровой постнической жизни: через три или четыре дня он вкушал немного хлеба и воды, и почти не предавался сну».
Свт. Иоанн Златоуст +407 г. (13 ноября стр.329) «Соблюдая всегда строгий пост и воздержание во всём, он вкушал только ячменный хлеб и воду; спал весьма мало, да и то не на одре, но стоя. На пиршества и угощения он никуда не ходил».
Мч. Платон +302 или 306 г. (18 ноября стр.487) «Находясь в заточении, мученик говорил своим мучителям: «Не думайте, братия, что я умру, если не принимаю вашей пищи; вы питаетесь хлебом, – я же питаюсь Словом Божиим, пребывающим во веки; вас насыщают мяса, – меня же насыщают святые молитвы; вас веселят вина, – меня же увеселяет Христос, лоза истинная».
Свт. Митрофан Воронежский +1703 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 23 ноября стр.353,368) «В Толшевской Преображенской обители возникло возмущение против святителя, после того, как он запретил торговать близ монастыря вином, потому что эта торговля сопровождалась безчинием в самом монастыре… Вина святитель не пил, оно покупалось на праздники для гостей, особенно при приёме царя и его свиты, когда и стол святителя был более изыскан».
Прп. Пётр Молчальник +ок.429 г. (25 ноября стр.722) «Ничего кроме хлеба он не вкушал и кроме воды не пил, да и то в малом количестве чрез два или три дня».
Прп. Роман +5 в. (27 ноября стр.747) «Пищею ему служили хлеб, соль и вода, и притом в таком малом количестве, чтобы только можно было поддержать свою жизнь».
Прп. Диодор или Дамиан Юрьегорский +1633 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 27 ноября стр.436) «Преподобный Диодор оставил своей обители письменное завещание… «Чтобы и не слышно было о хмельном питии в монастыре у братии, но трезво веселитесь в духовном житии. Если же кто, одержимый бесстрашием, и презрев сию мою заповедь и писание, начнёт носить в монастырь вино и предаваться пьянству, тот будет судиться со мною пред грозным и нелицеприятным Судиёю, Господом нашим Иисусом Христом».
Свт. Феодор Ростовский +1394 г. (28 ноября стр.794) «Оставив вскоре Хотьковский монастырь, он ушёл в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления в особой келии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве , воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды».
Прп. Афанасий Печерский +ок.1176 г. (2 декабря стр.43) «Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во все это время не сказал никому ни одного слова».
Прпп. Иоанн, Ираклемон, Андрей, Феофил +4 в. (2 декабря стр.47) «…в продолжение шестидесяти лет проводили подвижническое житие, соблюдая строгий пост. Питались они дикими овощами и водою, но и то вкушали только два раза в неделю».
Прп. Антоний Сийский +1556 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 7 декабря, стр.480, 483, 484) «Было установлено в обители строгое общежитие – общая для всех равная пища и одежда. Хмельные пития запрещались совершенно: предписывалось не принимать их и от христолюбцев, даже не допускать принесших к монастырю. «И сим уставом блаженный возможе пьянственного змия главу отторгнути и корение его отсещи», – так свидетельствует жизнеописатель преподобного». Перед смертью преподобный наставлял братию: «…иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства – не варить хмельных питий в монастыре и не держать их».
Прп. Стефан Новосиятель +912 г. (9 декабря стр.260, 261) «Феофания, мать преподобного, ещё во время беременности им, соблюдала строгое воздержание относительно пищи: до самого рождения его она вкушала только хлеб с овощами и воду, в своей матерней утробе уже приуготовляя подвижника…Потом он (Стефан) принял ангельский схимнический образ и только в Господские праздники, по совершении Божественной службы, вкушал по одной овощинке и немного воды. Так питаясь, сей блаженный гражданин отечества небесного, в продолжение пятидесяти лет проходил свой тесный, строго-подвижнический путь жизни …»
Прп. Севастиан Пошехонский +16 в. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 18 декабря, стр.545) «Обычно преподобный питался только хлебом и варёными плодами без масла; пил воду, за которой сам же ходил на реку Сохоть до самой глубокой старости».
Свт. Пётр митрополит Московский +1326 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 21 декабря, стр.570) «Который же священник начнёт пить вино, а службы не оставит, то он не истинный священник Христов».
Мчч. Домна и Индис +302 г. (28 декабря стр.787) «Поучаясь в законе Господнем, они ежедневно постились вплоть до самого вечера; вкушаемая же поздним вечером трапеза их состояла из чёрствого хлеба и воды; а пища, назначаемая царём и ежедневно подаваемая им, насыщала голодных, ибо они тайно раздавали всё нищим».
Свт. Василий Великий +379 г. (1 января стр.21,25-26) «Ливаний … просил их остановиться в его доме и, когда они пришли к нему, предложил им роскошную трапезу. Но Василий и Еввул, по обычаю своему, вкусив хлеба и воды, вознесли благодарение подателю всяких благ, Богу… Василий … питался хлебом и водою, приправляя эту скудную пищу солью и кореньями».
Прп. Серафим Саровский +1833 г. (2 января стр.83) «Одежду преподобный Серафим продолжал носить ту же, что и в пустыне. Пил он одну только воду, в пищу же употреблял лишь толокно, да белую квашеную капусту. Воду и пищу приносил ему живший с ним по соседству инок, по имени Павел».
Прп. Синклитикия +ок.350 г. (5 января стр.190) «Она не только вкушала мало хлеба и скудную меру воды, но и хлеб у неё был из отрубей. Пост свой она увеличивала, если воздвигалась против неё брань врага».
|