Постоянно приходится встречаться с возмущением словами святейшего Патриарха о славянах, что в представлении византийцев 9 века славяне были варварами.
Однако эти слова в полной мере соответствуют действительности.
Некоторые достижения Восточной Римской Империи в области высокой и массовой культуры:
с 4 века - великие богословы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и их ученики создают философскую школу высочайшего уровня;
с 4-5 века - открытие в городах Византии стационарных больниц с разными отделениями от хирургии до гинекологии, создание многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей;
с 4-5 века - развитие спорта, игры на ипподроме в Константинополе собирали от 40 до 100 тысяч человек по разным оценкам. Зрители разделялись на партии, подобно футбольным фанатам, наиболее известные - «синие» и «зеленые». Наиболее популярные игры - скачки колесниц и циканион (командный вид спорта с мячом на лошадях), причем поля для циканиона были устроены в большинстве крупных городов;
5-6 век - создание системы светского образования - от начальных школ до высших учебных заведений современного университетского типа с кафедрами философии, юридических наук, медицины, диалектики и риторики, математики и геометрии, астрономии, музыки и т.д., которые позднее стали основой образовательного курса первых университетов Западной Европы;
6 век - создание величайшего архитектурного шедевра, Собора Святой Софии, на тысячу лет ставшего самым крупным храмом мира;
6 век - принятие юридических кодексов Юстиниана, которые лежат в основе современного юридического права Западной и Восточной Европы;
7-8 века - достижения философии в области просвещения и воспитания человеческой личности (труды Иоанна Дамаскина и др.), заложившие основы европейского гуманизма Средних веков и эпохи Возрождения;
9-11 век - эпоха "Македонского ренессанса", высочайший подъем просвещения и культуры, ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы создают шедевры литературы и искусства.
http://byzantion.ru/В это время, к 9-10 веку, язычники-славяне, как и прочие европейцы, поднимают урожайность на своих полях с помощью человеческих жертвлоприношений.
У славян отсутствуют города, отсутствует письменность, не говоря уж про каких-либо известных деятелей науки или искусства. Первые русские монеты, известые археологам, появились только при князе Владимире в конце 10 века.
Византийцы действительно считали славян-язычников за варваров, как это делает патриарх Фотий в 886 году, описывая русское вторжение:
"Народъ неименитый, народъ несчитаемый ни за что, народъ поставляемый наравнѣ съ рабами, неизвѣстный, но получившій имя со времени похода противъ насъ, незначительный, но получившій значеніе, уничиженный и бѣдный, но достигшій блистательной высоты и несмѣтнаго богатства, народъ гдѣ-то далеко отъ насъ живущій, варварскій, кочующій, гордящійся оружіемъ, неожиданный, незамѣченный, безъ военнаго искуства, такъ грозно и такъ быстро нахлынулъ на наши предѣлы, какъ морская волна, и истребилъ живущихъ на этой землѣ, какъ полевый звѣрь траву или тростникъ, или жатву, — о какое бѣдствіе, ниспосланное намъ отъ Бога! — не щадя ни человѣка ни скота, не снисходя къ немощи женщинъ, не жалѣя нѣжности дѣтей, не уважая сѣдины старцевъ, не смягчаясь ничѣмъ, отъ чего обыкновенно смягчаются люди, даже дошедшіе до свойства звѣрей, но всякій возрастъ и полъ поражая мечемъ." (Патриарх Фотій Константанопольскiй, Бесѣда вторая на нашествіе россовъ.)
И тем не менее, несмотря на такое отношение, после Крещения русские стали для Римской Империи не просто равным, а братским народом. Именно Крещение поставило русское государство на один уровень с величайшими цивлизациями и культурами.