Содомия, содомский грех — исторический термин, использовавшийся для обозначения ряда видов девиантного сексуального поведения.
Ранее встречался
в церковном и уголовном праве ряда европейских государств. Восходит к библейскому повествованию о гибели Содома и Гоморры.Содержание
Преподобный Ефрем Сирин (IV век) в Труде 31
"О добродетели. К младшему подвижнику" говорит следующее:
„Но никто да не надеется достигнуть покоя, предавая себя в послушание изволениям врага. Скорее сам мучитель будет употреблять таковых как военных пленников, вовлекая во всякое злочестивое дело, растлевая у иных тело, постыдно
оскверняя делами содомскими.
Хотя не познали они жены, но враг внушает им мысль приписывать себе девство, тогда как все тело исполнено у них скверны. И враг делает с ними так, что хотя и величаются они как свободные от греха, но он насыщает их гроздом желчи и гроздом горести“
Католическая средневековая Европа
Франсуа Эллюин, Содомиты вызывают гнев Господень, гравюра из серии
«Le pot pourri de Loth» (1781 год).
Поначалу в Западной Европе термин «содомия» обозначал половое сношение с животным, чаще наблюдающееся у мужчин, т. е. «скотоложство».
До падения Содома и Гоморры в Библии упоминалось как
«хождение за иной плотью» (Иуд. 1:7;1 Кор. 15:39) ([1][2]). Для этих целей использовались домашние животные (кобылицы, коровы, ослицы, козы, овцы).
В истории также упоминаются сексуальные контакты женщин с собаками. Но несмотря на бытовавшую терминологическую традицию скотоложество не есть содомия.
Например за всю историю Русской Православной Церкви в русском языке термин «содомия» никогда не употреблялся в качестве синонима термина «скотоложество».
В период VI—XI вв. в той же Западной и Центральной Европе термином «содомия» обозначалось любое запрещенное сексуальное сношение, даже внебрачное гетеросексуальное любовной связи между мужчиной и женщиной в религиозной жизни, а также ко всем «непроизводящим потомства», и некоторым потенциально репродуктивным сексуальным актам. То есть оральному, анальному получению полового удовлетворения, половым играм и самоудовлетворению. Но и такое употребление термина «содомия» тоже неправильно, несмотря на исторический прецедент.
Христианский император Юстиниан I обвинил совершающих гомосексуальные акты в том, что их поведение является причиной таких явлений как голод, землетрясения и мор от болезней. Указав на библейский рассказ об уничтожении городов Содома и Гоморры, он предписывает карать за гомосексуальные акты смертной казнью (законы 538 и 544 годов).
Но термин «содомия» для обозначения мужеложства ни тогда ни позднее в Византийской Империи не использовался. В Библии, а именно в книге Бытие нет прямых указаний на то, что «содомия» (она же «содомcкий грех») есть мужеложество, однако содомляне потребовали, чтобы Лот вывел двух мужчин, остановившихся у него на ночлег, для сексуальной связи с ними. Так же в Библии говорится о том, что Содом и Гоморра были уничтожены в наказание за крайнее нечестие граждан этих городов.
Лишь
с 1215 года (даты создания Особого церковного суда католической церкви, известного как «Инквизиция») термином «содомия»
стало обозначаться мужеложество, что было также связано с судебными процессами над рыцарями военного ордена Тамплиеров ([3], [4]).
В Англии сожжение содомитов, как тогда называли мужеложников ввел Эдуард I (по исторической иронии, отец одного из самых известных
монархов-мужеложцев — Эдуарда II). Обвинение в противоестественном разврате чаще применялось как дополнение к обвинению, чтобы подчеркнуть справедливость кары. С 1317 по 1789 г. прошло 73 процесса. Эта цифра значительно уступает числу казненных еретиков, ведьм[5].
При этом Игорь Кон в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет[6]:
Реальное отношение церкви и светских феодалов к однополой любви зависело прежде всего от политических причин. Гонения на мужеложцев, как правило, усиливались в периоды политических и духовных кризисов, параллельно росту религиозной и прочей нетерпимости, или когда властям было нужно найти козла отпущения, чтобы разрядить народное недовольство.
Так, усиление преследования мужеложцев — содомитов, как их тогда называли в католической Европе — во второй половине XII в. было связано с политической атмосферой крестовых походов: приписав распространенную в среде католического духовенства порок иноверцам-арабам, Католическая Церковь тем самым укрепляла «христианскую солидарность» против общего врага.
Если в раннем средневековье и содомия, т. е. в скотоложество и мужеложество были просто одними из многих грехов, то в первой половине XIII в. содомию (с этого времени так называют мужеложество) приравнивают к ереси и демонизируют, поручая расследование таких обвинений только что созданной «святейшей инквизиции», и наказывалась она уже не штрафом или изгнанием, а сожжением на костре.
Активную роль в этой репрессивной политике играли и государства католической Европы. Во второй половине XIII в. антисодомитские законы были приняты в большинстве средневековых католических европейских государств.
В Англии сожжение содомитов ввел Эдуард I, во Франции — Людовик IX. В Кастилии по законам Альфонса Х содомия наказывалась кастрацией и затем повешением за ноги до наступления смерти. В конце XV в. Фердинанд и Изабелла заменили эту казнь сожжением на костре. Такое же законодательство вводится во многих итальянских городах. Таким образом, «грех» стал ересью, а затем и уголовным преступлением.
Чем расплывчатее были формулировки законов, тем легче их было применять в репрессивных целях или для сведения счетов. В 1481 г. один венецианский рыбак был обезглавлен за «частую содомию с собственной женой».
Россия и другие страныВ допетровское время в России термин «содомия» практически не употребляется. Тем более в допетровское время термин «содомия» не используется для обозначения мужеложества. Также не встречается в допетровской России и термин «содомит» ни вообще ни, тем более, в значении «мужеложник». Лишь Петр I заимствует термин «содомия» и вводит его в российскую терминологическую (юридическую в том числе) практику, обозначая на западноевропейский манер этим термином мужеложество.
В других православных славянских странах, Румынии и на территории современной Молдовы термины «содомия» и «содомит», входят в обиход лишь в середине XIX. И как в Российской Империи того времени в этих странах терминами «содомия» и «содомит» обозначались мужеложество и мужеложник, соответственно. В таком значении, возможно, эти термины употреблялись и в Грузии, бывшей в то время в составе Российской Империи. А вот данных в пользу гипотезы об использовании термина «содомия» для обозначения мужеложества в Византии и средневековой и постсредневековой (в том числе и после обретения независимости) Греции нет вообще.
Современное значение
В настоящее время термин подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). Оно может быть гомосексуальным или происходить между человеком и животным (скотоложство, зоофилия)[7].
Но обозначение этого термином «содомия» некорректно, как некорректны и многие до сих пор существующие словарные определения содомии, на основании которых термин «содомия» так используется.
В 1785 году французский писатель Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, вошедший в историю как маркиз де Сад, написал произведение
«Сто двадцать дней Содома, или Школа разврата», в которой описываются сцены насильственной копрофагии. (Но книга Маркиза де Сада - еще один пример некорректного использования термина «содомия».)
Литература
И. С. Кон. «Любовь небесного цвета»
Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп, ACT, 2003. — 576 с. — ISBN 5-17-015194-2, ISBN 5-8195-0836-X
Robert Purks Maccubbin (Ed.), Tis Nature’s Fault: Unauthorized Sexuality During the Enlightenment (Cambridge University Press, 1988)
Mark D. Jordan, The Invention of Sodomy in Christian Theology (Chicago: University of Chicago Press, 1998).
Richard B. Hays (2004), The Moral Vision of the New Testament (London: Continuum). pg. 381
John Boswell, Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality (University Of Chicago Press; 8th Edition. edition, 2005).
Louis Crompton, Homosexuality and Civilization (Belknap Press, 2003)
Примечания
↑ Послание Святого Апостола Иуды — Библия и Апокрифы, Всё на одном сайте
↑ Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла — Библия и Апокрифы, Всё на одном сайте
↑ Lenta.ru: Из жизни: 700 лет спустя
↑ История ордена тамплиеров - ТАМПЛИЕРЫ И СОДОМИЯ
↑ Фоменко С.В. «Венец пороков» Средневековья (рус.). Общественно-политический журнал «Историк». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 12 апреля 2011.
↑ Игорь Кон «Любовь небесного цвета» (рус.). lib.ru. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 12 апреля 2011.
↑ Содомия (рус.). Медицинский словарь. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 12 апреля 2011.
Ссылки
Законы относительно содомии по всему миру (англ.)
http://www.sodomylaws.org/index.htm"Масонские содомиты "
http://www.youtube.com/watch?v=1SOeDwFss7w