Анализ законопроекта о всеобщей биометрической регистрации населения России
Заключение Независимого экспертно-аналитического центра «VERITAS» …
Анализ законопроекта ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)Настоящее заключение выполнено по запросу общественных организаций в связи с принятием Государственной Думой РФ закона о создании единой биометрической базы данных населения России
Консолидированное мнение экспертов
На основании анализа закона ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) можно сделать вывод, что он
кардинально повлияет на жизнь граждан, суверенитет личности и безопасность государства.Закон принимается с целью поддержания стабильности банковской системы, то есть формирования новых клиентских баз, для чего в интересах банковского капитала создаётся единая база биометрических данных населения России, объединённая с единой базой персональных данных ЕСИА, которая будет максимально полно отображать «профиль личности», позволит моментально оценивать перспективы потенциальных клиентов и сократит расходы на их поиск.
Владельцем объединённой базы данных на всех граждан страны станет Центральный банк РФ, который создаст правила для владения ею, определит порядок и правила её использования и обозначит санкции за их нарушения. Он станет осуществлять ежемесячный рейтинг российских банков, которые будут допущены к единой биометрической системе, а значит, получат конкурентное преимущество.
В законе многократно указывается, что
контроль над действиями банковских структур в отношении единой базы данных населения страны будет осуществлять не государство, а Центральный банк РФ, с которым государство, в свою очередь, должно будет согласовывать свои планы в отношении данной базы.Закон создаёт монопольное право и передаёт властные полномочия банковской структуре - Центральному банку РФ, что можно характеризовать как механизм создания в России нового, неконституционного (ст. 10 Конституции РФ) института власти - власти частных структур - Центрального банка РФ и аффилированных с ним структур, которые получат доступ к уникальной информации о человеке и право капитализировать её.
Предлагаемая законом характеристика оператора данных прямо указывает на Ростелеком, который также многократно озвучивал своё намерение создать Национальную биометрическую платформу, что указывает на создание преференций для конкретного субъекта правовых отношений с целью получения им материальной выгоды.
Закон, наделяющий одну структуру неограниченной властью и монопольным правом на новый рынок, а другую вписывающий в рамки создаваемого субъекта коммерческих отношений, содержит в себе выраженные признаки коррупциогенности и несёт прямую угрозу государственной безопасности.
Закон прямо указывает, что,
в отличие от данных простых граждан, биометрическая информация представителей банковского капитала, крупного бизнеса и лиц, их контролирующих, вноситься в базы данных не будет, что можно расценивать, как выраженные признаки дискриминации граждан по социальному признаку (п.2 ст. 6, ст.19 Конституции РФ).
Оператор единой биометрической системы станет наполнять базы данных, предоставлять их силовым структурам, а также, в свою очередь, сможет получать для проверки данных граждан информацию из МВД, Пенсионного фонда, ФОМС и других государственных структур. Информация будет обновляться в режиме реального времени, создавая ситуацию
полной «прозрачности» гражданина.
В законе также прописан сбор информации о гражданине в единую базу биометрических данных из государственных, в том числе, силовых структур. Это лишит гражданина возможности выбора и поставит его перед фактом обязательности повсеместного предоставления своих уникальных данных под угрозой лишения доступа к госуслугам, образованию, здравоохранению, социальной помощи.Чтобы снять правовые препятствия, гражданину предписывается заполнить бланк «добровольного согласия» на обработку биометрических данных.
Возможность отказа и механизм отзыва гражданином своего «согласия» законом не предусмотрены.При этом гражданин должен будет сам обеспечить безопасность своих биометрических данных, передаваемых в единую базу, обратившись для этого на указанный банком ресурс в Интернете. Его данные будут заверяться простой электронной подписью в отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя оператора.
Биометрические данные являются уникальной информацией о человеке, открывающей доступ к нему и к его жизни. Законом не предусмотрена конкретная ответственность банков и оператора единой базы за нанесение ему ущерба, в том числе, в случае т.н. «кражи личности», наступающей в результате криминального использования его персональных и биометрических данных.
Сбор у законопослушных граждан в принудительном порядке данных, которые собирают у преступников (отпечатки пальцев, слепок голоса, цифровой профиль клиента и др.), предусмотренная законом передача информации о человеке в силовые структуры противоречат принятой в России презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), что лишает гражданина приватности, унижает его, ущемляет права личности и нарушает ст.21, 23, 24, п.2 ст. 55 Конституцию РФ.
Мировая практика применяет такой механизм только в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них. С принятием законопроекта ФЗ № 157752-7, в России под предлогом «борьбы с терроризмом и коррупцией» начнётся беспрецедентное нарушение прав человека.
Закон наделяет оператора единой биометрической системы правом
продавать информацию о гражданине государству и коммерческим структурам. Капитализация данных о человеке приводит к капитализации самого человека, и специалисты уже называют это явление «цифровым феодализмом». В резуль
будет создан новый товар - цифровая копия человека, о чем уже открыто говорят люди, продвигающие новый цифтатеровой проект, появится новый рынок - торговли цифровыми копиями (нарушение ст. 17 Конституции). Легитимированная законом продажа биометрических данных различным структурам создаст ситуацию беспрецедентного риска не только для гражданина, но и для государства в целом.
Решение о введении биометрической регистрации населения всей страны с обществом не обсуждалось, а безальтернативность вводимого механизма
игнорирует интересы граждан, несёт угрозу их личной безопасности, игнорирует Конституцию РФ (ст. 6, 10, 17, 21, 23, 24, 49, 55).
Создание единой базы данных
нарушает п.3 ст.5 закона №152-ФЗ «О персональных данных». По причине прямой угрозы суверенитету и безопасности страны
создание единых баз данных ни в одной стране мира не осуществляется, а в Германии и вовсе запрещено отдельным законом.Развитие современных информационных технологий позволяет успешно фальсифицировать любые личные данные, в том числе, биометрическую информацию, что остро ставит вопрос, к примеру, об уязвимости работников, имеющих доступ к закрытым объектам стратегического значения, и актуализирует вопрос безопасности самих объектов и страны в целом.
Также по-прежнему
не решён вопрос с заменой иностранного программного обеспечения отечественным, а имеющиеся разработки российских специалистов наталкиваются на ожесточённое сопротивление крупного профильного бизнеса и не находят применения в своей стране.
Это наносит
удар по обороноспособности страны и позволяет говорить об угрозе национальной безопасности.
ВыводыЗаконопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) создан в рамках глобального проекта т.н. «цифровой экономики», являющегося
новым инструментом наднационального контроля государств.В случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7 в России произойдёт перехват государственной власти банковским капиталом в лице Центрального банка РФ и связанных с ним структур.Законопроект № 157752-7
нарушает нормы Конституции РФ: п.2 ст. 6, ст. 10, ст. 17, ст.19, ст.21, ст. 23, ст.24, ст.49, п.2 ст. 55, а также п.3 ст. 5 закона №152-ФЗ «Закон о персональных данных».
В законопроекте № 157752-7
отчётливо определяются признаки коррупциогенности и антиконституционности, а также признаки дискриминации группы граждан по социальному признаку.Законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)
нарушает права личности, создаёт угрозу социальной нестабильности, подрывает государственную безопасность и ведёт к утрате национального суверенитета.
Полностью статья здесь http://ruskline.ru/analitika/2018/01/03 ... ya_rossii/