Выдержки из Просветителя Иосифа Волоцкого.
Преподобный Иосиф Волоцкий умер за 15 лет до рождения Иоанна Грозного,
И вот откуда-то он так вот хорошо знал Ветхий Завет, что опровергал ссылаясь на него ересь жидовствующих. А Виталий Владимирович утверждает, что Ветхого Завета на Руси даже при Иоанне Грозном не знали (кроме Псалтыри).
http://pstgu.ru/download/1167479596.Prosvetitel.pdfЦитата:
Слово первое,
против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца
Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных,
и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания дока-
зательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Едино-
сущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая
Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и
всем Священным Писанием..................................
....................................................................
Начнем со священноглаголивого Моисея, который первым написал о полезном для
жизни нашей. Он пишет в Книге Бытия так: Бог, желая создать Адама, сказал: «Сотво-
рим человека по образу Нашему и по подобию...»(Быт. 1, 26.) Почему Он не сказал
«сотворю», но сказал «сотворим»? Потому Он сказал «сотворим», что этим объявил не
одно Лицо Божества, но три Ипостаси, а слова «по образу» – не «по образам» – объ-
являют единое Существо Святой Троицы. Говоря: «Сотворим человека», – к кому Бог
обращался? Разве не очевидно, что Он сказал это Своему Единородному Сыну и Слову
и Святому Духу?
.....................................................................
Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот – советник Богу, Иисус Хри-
стос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: «Ибо Младенец родил-
ся нам – Сын дан нам... и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел...»(Ис. 9, 6.) Ему
сказал Отец: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» Далее, желая
показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог, пророк гово-
рит о Нем: «Бог крепкий, Властелин, Князь мира»(Ис. 9, 6.). Далее, чтобы не думали,
что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (ибо Бог сказал
Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону...»(Исх. 7, 1.); и Давид говорит: «Я
сказал: вы – боги...»)(Пс. 81, 6.), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: «Бог кре-
пок». Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не со-
хранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной
земле, другой же – о своих грехах. Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, за-
ключает: «Отец будущего века»(Ис. 9, 6.). Этим пророк пресек все нечестивые вымыс-
лы!
.................................
Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: «Когда Я
сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня»(См. Иов 38, 7.
......................................................
Но после сотворения чело-
века Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас»(Быт. 3, 22.). Если бы Божество бы-
ло односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я». Но Он сказал не так:
«как один из Нас». И еще сказано: «И сотворил Бог человека... по образу Божию со-
творил его»(Быт. 1, 27.). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы ска-
зано: «Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его». Но Бог перед созда-
нием человека сказал: «Сотворим человека»; после творения Он сказал: «Вот, Адам
стал как один из Нас»; и еще: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил
его». И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не
одноипостасно, но Триипостасно!
Далее Писание говорит о смешении народов: «Сойдем и смешаем там язык их»(См.
Быт. 11, 7. В славянской Библии: «Придите, сойдем и смешаем языки их».). К кому это
сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу?
[b]В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и
вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им и поклонился до земли, и
сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба
Твоего»[/b](Ср.: Быт. 18, 1 – 3. ......................................
Авраам увидел в образе трех мужей Святую
Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божест-
ва; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична – Ипостасями.
Далее Писание говорит о Содоме: «И пролил Господь... огонь от Господа с неба»(Быт.
19, 24.). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос,
Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя?
Далее, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю
славу Мою и провозглашу имя Господне пред Тобою»(Ср.: Исх. 33, 19.). Будучи Сам
Господом Богом, какого Господа Он призывает? Разумеешь ли, как таинственно Писа-
ние поучает благочестивому знанию об Отце и Сыне?
И далее Писание говорит: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и
провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь,
Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и
истинный»(Исх. 34, 5 – 6.). Немного ниже написано: «И пал Моисей и поклонился Бо-
гу, – то есть поклонился Сыну Божию, призывающему Отца, – и сказал... Да пойдет
Владыка посреди нас»(Исх. 34, 8 – 9.).
......................................
И потому еще известно, что у Бога Отца есть Бог Сын, что Исаия говорит: «Ты – Бог, и
в Тебе есть Бог»(Ср.: Ис. 45, 14 – 15. В славянской Библии: «...ибо в Тебе Бог... Нет
Бога кроме Тебя, ибо Ты – Бог».).
[b]Давид говорит от лица Бога: «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду
свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог»(Пс. 49, 7.). Немного ниже он говорит:
«Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих...»(Пс. 49, 9.)
Хотел всю главу выложить, там все по пророкам, но система не позволяет так много выкладывать.