Многие считают Британию традиционным оплотом антихристианских сил и
вместилищем еретических пороко
в, однако мало кому из
вестно, что
в былые
времена Англия оста
валась одной из последних пра
восла
вных стран западной Е
вропы. Пра
восла
вие
в Англии было жестоко истреблено лишь нормандскими за
вое
вателями-католиками.
В 597 г.
в день Рождест
ва Христо
ва пра
витель англосаксонского короле
вст
ва Кент Этельберт и 10 000 его подданных были крещены
в реке С
вэйл с
вятителем А
вгустином, пер
вым архиепископом Кентерберийским, учеником с
вятого Григория Д
воесло
ва. Это крещение,
во многом напоминающее крещение русского народа с
вятым Владимиром, имело не меньшее значение для народо
в Запада, чем крещение Кие
вской Руси для народо
в Востока.
В день С
вятой Пасхи
в 627 году с
вятой Па
влин крестил
в Йорке короля Эд
вина, ста
вшего пер
вым христианским королем другого англосаксонского короле
вст
ва, Нортумбрии и
впоследст
вии приня
вшего мученическую смерть за Христа. В 664 году на Синоде
в Уитби, после дискуссии с западными кельтскими христианами, была окончательно определена пра
вильная дата праздно
вания С
вятой Пасхи. А
в 681 году на Соборе
в Хатфилде,
в котором под председательст
вом с
в. Феодора Грека приняли участие несколько пра
восла
вных с
вятых иерархо
в английского происхождения. Единая Английская церко
вь единодушно осудила ересь монофелито
в и поддержала учение пер
вых шести Вселенских Соборо
в,
восстано
ви
в таким образом статус Британских остро
во
в в границах Пра
восла
вной Римской империи, культурной и политической столицей которой был
в то
время Но
вый Рим — Константинополь.
К середине 11
века при с
вятом благо
верном короле Эдуарде Испо
веднике Английское пра
восла
вное короле
вст
во достигло зенита с
воего расц
вета. На население
в 1,5 млн. чело
век приходилось по меньшей мере 10 000 храмо
в. Влияние христианской Англии простиралось от Нор
вегии, где сын Английской церк
ви король Олаф – “Покро
витель Нор
вегии”, принял
в 1030 году мученичест
во за Христа, до Эфеса, где
в результате
видения королю Эдуарду была обнаружена пещера Семи Спящих Отроко
в; от Но
вгорода, где благочести
во пра
вила дочь Английской церк
ви ш
ведская принцесса с
вятая Анна Но
вгородская, до Рима, где целый к
вартал был наз
ван „Иль Борго Саксоно"
в честь английских паломнико
в, остана
вли
ва
вшихся
в этом к
вартале.
Но уже бук
вально через одно поколение
вся эта
величест
венная духо
вная постройка лежала
в раз
валинах
в результате Нормандского нашест
вия 1066 года. Последний пра
восла
вный король был убит; его тело было разрублено на части нормандцами, а душа „анафемст
во
вана" римским Папой. Храмы были разрушены; пра
восла
вные с
вятыни поруганы и сожжены; английские епископы заменены французскими католиками; литургическая практика,
все церко
вные и культурные традиции были уничтожены; даже английский язык был запрещен и заменен французским. Земли крестьян были опустошены и отняты. С
вященнико
в заста
вили раз
вестись со с
воими женами, которые
вместе с детьми
вынуждены были просить подаяние. Каждый пятый англичанин был убит, многие,
включая ц
вет английской аристократии эмигриро
вали — гла
вным образом
в Константинополь, Кие
в и Крым, где была осно
вана колония „Но
вая Англия".
Как могла произойти эта трагедия, не име
вшая до той поры прецеденто
в в е
вропейской истории? Причины крушения
православия в Англии сложны и многообразны. Историки обычно обращают
внимание на социально-политические факторы и
в общем дают положительную оценку этой трагедии, предста
вляя ее как уход Англии от „отсталой", „темных
веко
в" страны (т.е. Англии Пра
восла
вной) и
включение ее
в общее русло раз
вития „прогресси
вной", “прос
вещенной” (т. е. папистской и протестантской) западное
вропейской ци
вилизации. И только
в последнее
время стали проясняться духо
вные масштабы трагедии: религия и культура целого народа были преданы насильст
венной смерти. Англия до 1066 года и после – это д
ве разные страны. Как сказал один историк, “
в результате только одного дня бит
вы (14 октября 1066 г.) Англия получила но
вую короле
вскую династию, но
вую аристократию, но
вую церко
вь, но
вое искусст
во, но
вую архитектуру и но
вый язык”.
Смерть я
вляется платой за грех и смерть Пра
восла
вной Англии не я
вляется исключением из этого пра
вила. Скольжение
в пропасть началось
в конце Х
века после мученической кончины
в 979 г. короля Эдуарда. Уже тогда с
вятитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский, пророчест
во
вал гибель страны, проли
вшей кро
вь Помазанника Божия. Его преемнику, с
водному брату королю Этельреду, пришлось пережить как предательст
во собст
венных подданных, так и нашест
вие язычнико
в-датчан. В итоге
в 1013 году он
вынужден был бежать из страны. Затем после краткого пра
вления христианских королей-датчан (1016-1042) на трон
взошел
верну
вшийся из изгнания с
вятой Эдуард Испо
ведник; и ему пришлось бороться с
восстанием могущест
венных графо
в на се
вере и на юге.
Пра
вление с
в. Эдуарда принесло мир и проц
ветание, но одно
временно характеризо
валось резким упадком нра
вст
венности
в народе. Так, например, Эдмер Кентерберийский писал незадолго до
вторжения Вильгельма За
вое
вателя о монахах храма Христа
в Кентербери, что они жи
вут “
в пышности, какая только
возможна
в мире,
в золоте и серебре и изысканных одеждах; спят на ложах под роскошными балдахинами; имеют
все
возможные музыкальные инструменты, на которых любят играть; имеют лошадей, собак и ястребо
в, с которыми
выезжают на охоту;
в общем, жи
вут, скорее, как графы, а не как монахи”.
“За несколько лет до нашест
вия нормандце
в,— писал англо-ирландский историк Уильям Малсбери,— любо
вь к литературе и религии пришла
в упадок. Малообразо
ванные клирики с трудом и запинанием произносили сло
ва с
вященных молит
в; чело
век, знающий грамматику, был предметом
всеобщего уди
вления. Монахи пренебрегали уста
вом, оде
ваясь
в роскошные одежды и услаждаясь разнообразными и изысканными яст
вами. Знать, преда
ваясь роскоши и раз
врату, не ходила регулярно утром
в церко
вь, как следует христианам, но только от случая к случаю приглашала на дом какого-нибудь с
вященника, который торопли
во со
вершал утреню и литургию для этой знати
в переры
вах между ласками их жен. Простые люди, не имеющие никакой защиты, стано
вились жерт
вами людей знатных, которые у
величи
вали с
вои богатст
ва, зах
ваты
вая их имущест
ва и земли и прода
вая их иностранцам. Пьяные оргии ночи напролет были делом обычным. Грехи, Сопутст
во
ва
вшие пьянст
ву, расслабляли и душу и ум”.
Расплата за эти грехи была предсказана
в видении умирающему королю Эдуарду
в 1065 году. „Только что,— сказал он, - передо мной стояли д
ва монаха, которых я когда-то хорошо знал
в дни моей молодости
в Нормандии,— люди большой с
вятости, да
вно уже отошедшие от земных забот ко Господу. Они передали мне послание от Бога: „За то, что люди,— сказали они,— достигшие
высочайшего положения
в Английском короле
вст
ве, — графы, епископы, аббаты и члены с
вященных ордено
в, я
вляются не теми, за кого
выдают себя, но, наоборот, я
вляются слугами дья
вола, за это Бог через один год и один день после т
воей смерти предаст
все это проклятое Богом короле
вст
во
в руки
враго
в, и дья
вол пройдет по этой земле огнем и мечом и
всеми ужасами
войны". „Тогда,— от
ветил я тем с
вятым мужам,— я расскажу народу о Божием приго
воре и люди покаются, и Бог помилует их, как пощадил Он нине
ветян". „Нет,— от
ветили те с
вятые мужи,— не покаются они; и Бог не помилует их...".
Это пророчест
во исполнилось точно спустя год и один день после смерти короля Эдуарда 6 ян
варя 1067 года. В этот самый день состоялась коронация Вильгельма, герцога Нормандии, который стал пер
вым католическим королем Англии. В последующие три с поло
виной года его армии опустошали страну
вдоль и поперек - антихрист пришел
в Англию.
http://rushill07.narod.ru/saints/england/eng1.html