Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Чт май 15, 2025 1:52 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Пт дек 11, 2009 9:13 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб фев 07, 2009 3:00 am
Сообщения: 632
Почему-то принято считать (по крайней мере я неоднократно слышал и читал это в христианских источниках), что Змей искусивший Еву в раю был "замаскировавшимся" Люцифером. Однако, ведь напрямую этого не сказано в том эпизоде?

3.1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Более того, Бог не упоминает ни о каком Сатане обращаясь к змею -

3.14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

Последнее кстати напоминает многие легенды разных народов о свойствах зверей (от историй приключавшихся с их мифологическими прародителями), типа "отчего у зайца длинные уши" и так далее. Не является ли это отголосками каких-то древних семитских домонотеистических преданий?

Есть ли какие-то авторитетные теологические источники обосновывающие "Сатанинскую" сущность Змея? Т.е. откуда вообще взялось представление что это был Люцифер?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Пт дек 11, 2009 10:02 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 3:00 am
Сообщения: 7510
Цитата:
Откровение,20
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Не сказано же"древний слон,лягушка или лошадь"?Кстати,на всякий случай :) ,есть безногие ящерицы,так вот,о ящерицах тоже ничего не сказано.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Пт дек 11, 2009 10:03 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пн сен 08, 2008 3:00 am
Сообщения: 1480
Вероисповедание: РПЦ (МП)
Святитель Иоанн Златоуст учит:

"Не смотри на теперешнего змея, не смотри на то, что мы избегаем его и чувствуем к нему отвращение. Таким сначала он не был. Змей был другом человека и из служивших ему самым близким. Кто же сделал его врагом? Приговор Божий: "Проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных (...) и вражду положу между тобою и между женою" (Быт. 3, 14-15). Эта-то вражда и разрушила дружбу. Дружбу разумею не разумную, а ту, к которой способно бессловесное животное. Подобно тому, как теперь собака проявляет дружбу, не словом, а естественными движениями, так точно и змей служил человеку. Как животное, пользовавшееся большой близостью к человеку, змей показался диаволу удобным орудием (для обмана)... Итак, диавол говорит через змея, обманывая Адама. Прошу вашу любовь слушать мои слова не кое-как. Вопрос не легкий. Многие спрашивают: как говорил змей, человеческим ли голосом, или змеиным шипением, и как поняла Ева? До преступления Адам был исполнен мудрости, разума и дара пророчества... Диавол заметил и мудрость змея, и мнение о нем Адама, - потому что последний считал змея мудрым. И вот он говорил через него, дабы Адам подумал, что змей, будучи мудрым, сумел перенять и человеческий голос" (О сотворении мира, VI, 2, сс. 800 - 801).

Толковая Библия Лопухина - Ветхий Завет
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/t ... N/gen3.htm

Змий искуситель.

1 «Змей...» Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф 10.16) и по наложенному на него наказанию - ползания по земле (14 стих этой главы) - он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования (14) - все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем 2.24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).

Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» (Ин 8.44), первовиновником на земле зла (1Ин 3.8; Прем 2.24) и даже прямо «древним змием» (Откр 12.9-10).

«И сказал змей жене...» Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (1Тим 2.14; 1Пет 3.7), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо.

«не ешьте ни от какого дерева...» Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику.

Толковая Библия Лопухина - Ветхий Завет
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/t ... N/gen3.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Сб дек 12, 2009 3:05 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 07, 2009 1:44 am
Сообщения: 18
Вероисповедание: Православный
Дмитрий И. писал(а):

Ефрем Сирин (Святой, шестой век)
http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html#cite-41
если не путаю, то Агустин (четвертый век) тоже уверенно считает, что змей был сатаной или сатана действовал через змея.
Это практически общехристианское представление. А вот когда и как оно впервые возникло - действительно хороший вопрос, точного ответа я не знаю, и интересуюсь давно.
Есть лекция отца Андрея Кураева (Лекция "Первые три главы Книги Бытия" 82 мб) там упоминается что текст о падении сатаны и искушении им людей был еще в Талмуде, но он увы не упомянул где и что именно написано (и предположительно в каком веке, Талмуд писался далеко не одновременно...).
Кстати, в той же лекции очень интересная гипотеза, к чему в тексте Бытие сказано "ты будешь ходить на чреве твоем". Это совсем не отголосок древней архаики, а гораздо более позднее. Сейчас не могу, завтра попробую ключевые места из лекции набрать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Сб дек 12, 2009 6:05 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 13, 2009 3:00 am
Сообщения: 1632
Дмитрий И. писал(а):
Однако, ведь напрямую этого не сказано в том эпизоде?

Ключевая фраза. Теперь смотрим откуда берут свои представления христиане:
Цитата:
Откровение,20
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Новый Завет.
Цитата:
Святитель Иоанн Златоуст учит:

Цитата:
Толковая Библия Лопухина.

Цитата:
Ефрем Сирин (Святой, шестой век)

Цитата:
если не путаю, то Агустин (четвертый век) тоже уверенно считает

Цитата:
Есть лекция отца Андрея Кураева

Короче именно в том эпизоде этого представления о Змее нет, а все представления о нём представителями зарождающейся религии, а в последствии новой мировой религии - это их видение, основанное на их мировоззрении и на переосмыслении данного текста.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Сб дек 12, 2009 6:13 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср апр 23, 2008 3:00 am
Сообщения: 7510
Николай Совков писал(а):
Дмитрий И. писал(а):
Однако, ведь напрямую этого не сказано в том эпизоде?

Ключевая фраза. Теперь смотрим откуда берут свои представления христиане:
Цитата:
Откровение,20
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Новый Завет.
Цитата:
Святитель Иоанн Златоуст учит:

Цитата:
Толковая Библия Лопухина.

Цитата:
Ефрем Сирин (Святой, шестой век)

Цитата:
если не путаю, то Агустин (четвертый век) тоже уверенно считает

Цитата:
Есть лекция отца Андрея Кураева

Короче именно в том эпизоде этого представления о Змее нет, а все представления о нём представителями зарождающейся религии, а в последствии новой мировой религии - это их видение, основанное на их мировоззрении и на переосмыслении данного текста.

Цитата:
Святитель Иоанн Златоуст учит:

Цитата:
Есть лекция отца Андрея Кураева

Как говорится,начали за здравие,а закончили..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сатана ли змей?
СообщениеДобавлено: Сб дек 12, 2009 6:21 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 07, 2009 1:44 am
Сообщения: 18
Вероисповедание: Православный
Николай Совков писал(а):


Я не ошибался про иудейские корни! Вот научный обзор (вчера было затмение, забыл что мифологический словарь не раз открывал...)
Цитата:
Сатана
Сатана, в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью (Ахриману) иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями типа средневековых богомилов), С. противостоит богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение бога и мятежный подданный его державы, который только и может, что обращать против бога силу, полученную от него же, и против собственной воли в конечном счёте содействовать выполнению божьего замысла. Поэтому противник С. на его уровне бытия - не бог, а архангел Михаил, предводитель добрых ангелов и заступник верующих в священной войне с С.

В Ветхом завете слово «С.»- ещё имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе 2 в. до н. а. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема («вражда»); ср. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. poneros, напр. Матф. 6, 13; 12, 19 и 38), «Враг» и т. п. По своей природе С. подобен ангелам («сынам Элохима»), в кругу которых предстаёт пред лицом Яхве (Иов 1, 6). Его отношения с Яхве поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов (Иов 1, 12; 2, 6; Зах. 3, 2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Иов 1, 9-10), что даёт ему роль не то прокурора на суде Яхве, не то интригана и наушника при его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в «избранном народе», будь то царь Давид (1 Парал. 21, 4) или первосвященник Иегошуа (Зах. 1, 2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Позднеиудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение С. как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории грехопадения» Адама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. Сол. 2, 23-24 и др.). Здесь С. выступает уже не только как клеветник на человека перед Яхве, но и как клеветник на Яхве перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо-Ионафана» к Быт. 3, 4). Ряд легенд приписывает С., именуемому также Самаэль, плотскую связь с Евой и зачатие Каина («Пирке рабби Елиэзер», 21, ср. библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима»- смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом; взгляд на Еву как на пособницу и подругу С. подчёркнут в легенде «Ялкут Берешит», 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно; ср. в статье Ева возможную этимологию её имени).

http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s30/a003027.shtml


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 250


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }