 |
Чёрная Сотня |
 |
Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am Сообщения: 44850 Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
|
Дмитрий* писал(а): Дмитрий* писал(а): Пустословие удалено. Если будете отвечать в таком же стиле, получите предупреждение. И.И. Пустословие как раз оставлено. А комментарий относился к "геополитическим" изыскам - не сказать бредятине - предыдущего оратора. Кстати - прочитал тут статью в "Независимом военном обозрении". Привожу её в сокращённом виде. Многие мысли почти в точности совпадают с моими. Так что Дмитрий в чём-то прав, называя меня стратегом. Французский "Мистраль" нашему морпеху – не товарищ Российский Военно-морской флот может получить совершенно не нужные ему корабли РАЗНЫЕ ТВД – РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ
Россия – это единственная в мире держава, имеющая выходы к трем океанам: Атлантическому – через Балтийское и Черное (затем – Средиземное) моря, Тихому и Северному Ледовитому – напрямую. Причем распад Советского Союза незначительно повлиял на сокращение этой «океанической зависимости» – мы утратили лишь часть побережья по Балтийскому и Черному морям, а также часть побережья и акватории Каспийского моря, но везде остались достаточно большие «окна», которые позволяют ВМФ России базировать там крупные разнородные силы флотов и флотилий, способные обеспечивать решение различных – вплоть до стратегических – задач в интересах обеспечения национальной безопасности нашего государства. Правда, сил этих – флотов и флотилий – сегодня осталось на Балтике, Черном и Каспийском морях чрезвычайно мало, но это уже тема для отдельного разговора. Мы же рассмотрим, где нам могут понадобиться на указанных ТВД морские десанты.
Ответ прост и всеобъемлющ – везде, причем как в ходе оборонительных операций (тогда десанты будут высаживаться преимущественно на свое побережье), так и в ходе наступательных операций (в этом случае преимущественными местами проведения морских десантных операций станут важнейшие районы побережья противника). А теперь – по отдельным регионам.
Балтика. Данный ТВД характеризуется относительно малой площадью и разветвленной сетью автомобильных и железных дорог, в том числе и в приморских районах, что позволяет решать задачи оборонительного и наступательного характера в основном за счет Сухопутных сил. Вспомните Вторую мировую войну – наступающие германские войска взяли все советские, а до этого – польские, французские, голландские и датские – военно-морские базы и пункты базирования флота со стороны суши, поэтому вся подготовленная моряками противодесантная оборона, мягко говоря, «пошла на смарку», оказалась бесполезной. То же самое будет в случае развязывания боевых действий в районе Балтийского моря и сегодня (или в будущем): морские десанты могут понадобиться только в качестве отвлекающих или же вспомогательных, масштабы таких десантных операций будут достаточно ограничены, а привлекаемый отряд кораблей – десантных и охранения – относительно малочисленным. На первом месте здесь будет играть не фактор «универсальности» корабля, а его большая «удельная» десантовместимость (масса полезного груза десанта на тонну водоизмещения), в том числе и по бронетехнике, а также скорость.
И здесь вполне хватило бы таких десантных кораблей, как ДКАВП проекта 12322 («Зубр») и БДК проекта 775/775М (или проекта 11711 «Иван Грен» в случае реализации данной серии). А вот огромные десантные вертолетоносцы или универсальные десантные корабли, тот же «Мистраль», здесь не то что бесполезны, они – совершенно неуместны. Необходимо принимать во внимание и большую осадку, что фактически «закрывает» для них большое количество прибрежных районов, отличающихся малыми глубинами или многочисленными мелями, банками и т.п. Рассматривать же возможность использования таких кораблей в составе неких корабельных групп, прорывающихся в ходе военных действий в Атлантику, даже и не стоит – при современных средствах поражения подобная группа не пройдет относительно узкие балтийские проливы, разве что – нанести перед этим ядерные удары по приморским районам…
Черное море. Тут ситуация во многом схожа с Балтийским морем – наступательные операции наиболее выгодно проводить вдоль побережья, имеющего густую сеть автомобильных и железных дорог, множество аэродромов, а морские десанты высаживать только тактические, в качестве отвлекающих маневров или же для помощи в захвате отдельных военно-морских баз, портов или участков побережья. Даже недавний конфликт в Южной Осетии и Абхазии наглядно показал невысокую значимость морских десантных операций на данном ТВД – основные удары (именно удары, а не наращивание присутствия) пришлись именно на сухопутные группировки. Исключение может составить разве что Турция с ее Черноморскими проливами – «идти по суше» туда теперь, после распада СССР, придется либо по суше – через территорию суверенных государств, либо по воде – захватывая плацдарм с моря и затем расширяя его.
В данном случае главная задача – обеспечение безопасного прохода кораблей Черноморского флота через Босфор и Дарданеллы – в Средиземное море (или дальше – в Атлантику). А для этого вполне хватит десантных кораблей проекта 775/775М, которые необходимо, естественно, соответствующим образом поддерживать авиацией и отрядами ракетно-артиллерийских кораблей. Впрочем, и здесь корабельный состав флота уже настолько мал, что ему в случае войны будет не до Средиземки – в Черном море разобраться бы...
Каспий. Самое большое по площади озеро в мире, называемое последние годы многими экспертами не иначе как «море раздора», имеет важное для национальной безопасности России значение, даже с учетом существенно, почти вдвое, сократившейся после распада СССР береговой черты. Но здесь, как представляется, морские десантные операции могут иметь более важное значение, в том числе и по причине слабой развитости авто- и железнодорожного сообщения, хотя в целом они вряд ли выйдут за пределы тактических. Причем наиболее целесообразно высаживать десант либо на пустынный, необорудованный берег, где сопротивление противника будет минимальным, и уже оттуда, создав за счет дополнительной переброски войск достаточно крупную группировку, развивать наступление в направлении стратегически важных объектов и городов. Либо же захватывать приморские города, где впоследствии высаживать основные силы наступающей группировки с десантных кораблей на причал или же перебрасывать их по воздуху.
Однако и на Каспии огромные десантные корабли будут не востребованы, по двум причинам: во-первых, ввиду опять-таки большой осадки, делающей проблематичной обслуживание их в большинстве местных портов и баз, а также не позволяющей им высаживать личный состав и технику десанта на необорудованное побережье на упор или же на плав на малой дистанции от берега; а во-вторых, если речь идет конкретно о кораблях типа «Мистраль», – то по причине их малой, так сказать, «удельной» десантовместимости (особенно по тяжелой технике).
Да, «Мистраль» – комфортабелен в отношении обеспечения длительного пребывания на борту личного состава морского десанта, но это достигнуто за счет уменьшения численности этого самого десанта. А на Каспии, наоборот, необходимо за короткий срок перебрасывать как можно меньшим количеством кораблей, насколько это возможно, большее количество людей и техники. Впрочем, так же как и на Балтике, и на Черном море. Да и наступление сухопутными группировками – особенно вдоль восточного побережья Каспийского моря – представляется все же более «правильным», при этом силы флотилии будут предотвращать проведение противником морских десантных операций в тылу своих наступающих войск.
Остаются Северное и Дальневосточное направления, где, как видится на первый взгляд, большие водные пространства наводят на мысль о необходимости проведения крупных морских десантных операций. Но это тоже не совсем так.
Например, в зоне ответственности Северного флота морские десантные операции целесообразно будет проводить либо на своей территории – в тылу наступающих войск противника, либо же высаживать тактические морские десанты в неприятельском тылу, но уже при наступлении своих войсковых группировок на приморских направлениях. В общем, действовать так же, как и в годы Второй мировой войны, но это опять же получаются тактические или оперативно-тактические мероприятия.
А вот выводить из Североморска или другой базы крупный отряд десантных кораблей с соответствующими силами охранения с целью высадки морского десанта, скажем, с обратной стороны Скандинавского «сапога», или на побережье Великобритании – это сущая глупость. Современное вооружение позволяет полностью уничтожить такую группировку – а она, кстати, будет сравнима с целой флотилией – еще на полпути к району высадки. Так что самой дальней целью морской десантной операции может быть разве что Шпицберген. Главной же задачей при ведении боевых действий на Севере будет обеспечение обороны своей территории и своих военно-морских баз, особенно – мест базирования стратегических подводных ракетоносцев, многоцелевых атомных подводных лодок и крупных боевых кораблей, способных нарушать океанские или морские коммуникации противника. Вот мы и приходим к выводу, что крупные десантные корабли тут тоже в ближайшее время не понадобятся.
ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ МЫ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ... Теперь о Дальнем Востоке. Это, пожалуй, единственный ТВД, где действительно – при определенных условиях – может возникнуть потребность в проведении крупных морских десантных операций. Если в Китай, например, проще идти по суше, то на Японские острова и другие заморские территории есть лишь два пути – морской и воздушный, которые, как представляется, необходимо будет комбинировать в случае наступательной операции (то есть проводить крупную десантную операцию с высадкой как морских, так и воздушных десантов).
Кстати, фактически главной причиной создания на Тихоокеанском флоте достаточно крупной по численности и мощной по вооружению дивизии морской пехоты, что было несколько необычно для этого рода сил того периода, явилось осознание того факта, что осуществить вывод главных сил флота (имеются в виду надводные корабли) в открытый океан без захвата районов проливных зон Японского моря попросту невозможно. Свободно выйти в море могут только те боевые единицы ТОФа, которые находятся в районе Петропавловска-Камчатского – Вилючинска или же на Сахалине. Вот здесь, вполне вероятно, могут понадобиться корабли размерности советского «Ивана Рогова» или же французского «Мистраля», или испано-голландского «Роттердама», которые могли бы обеспечить высадку второй волны морского десанта (в первой неизбежно придется идти таким кораблям, как БДК проекта 775/775М или 11711). И уж тем более они понадобятся, если Москва вдруг захочет захватывать еще более удаленные от Дальневосточного побережья России территории. Вот только вопрос – а оно нам надо, захватывать эти территории?
У нас в отличие от тех же США или Франции нет заморских территорий, военных баз или каких-либо стратегических объектов, для защиты которых необходима отправка морем крупных сил. Изредка поднимаемый тезис о необходимости защиты неких интересов неких российских крупных, то ли олигархических, то ли квазигосударственных компаний, прикупивших активы в удаленных районах планеты – например, в Африке и Латинской Америке – вызывает лишь недоумение. Во-первых, с какой стати (пока незаметна забота этих гигантов о стране в мирное время), а во-вторых, в случае возникновения угрозы отъема этих предприятий есть много различных рычагов политико-экономического воздействия на «нахала», а в случае начала крупномасштабной войны с угрозой обмена ядерными ударами – будет уже, поверьте, не до каких-то там заводов и шахт на удалении сотен или тысяч километров от родной территории. Авторы указанного тезиса, как представляется, слишком увлекались компьютерными стратегиями и оторвались от реальной жизни. Наша планета – это не компьютерная карта, пока такой отряд кораблей дойдет до удаленного района, куда простерлись интересы какой-то там компании, обстановка успеет неоднократно измениться и не факт, что в нашу пользу. Достаточно вспомнить, каких усилий стоило Великобритании в 1982 году организовать отправку экспедиционных сил в Южную Атлантику для отвоевывания Южной Георгии и Фолклендских островов.
КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В заключение же хотелось бы сказать несколько слов о «десантных возможностях» кораблей типа «Мистраль», кораблях неплохих, но совсем не подходящих нашей морской пехоте в свете вышеописанных задач, да и попросту – ненужных в среднесрочной перспективе.
Во-первых, повторюсь, десантовместимость для такого большого корабля не так уж и велика, особенно – по бронетехнике. Напомню, что максимальная масса последней, которую «Мистраль» может брать на борт, составляет 1000 тонн, причем, по данным самих же разработчиков, в этом случае вертолетов в подпалубном ангаре быть не должно. При этом основных боевых танков корабль может взять всего 13 (обсчет велся применительно к ОБТ «Леклерк»), поскольку такая тяжелая бронетехника может размещаться только на небольшой по площади нижней палубе, перед доковой камерой. В верхнем ангаре для техники танки находиться не могут, равно как и в вертолетном ангаре (кстати, даже на фото или на видео заметно, что съезды, ведущие на верхнюю палубу ангара, не позволят развернуться тяжелой и крупногабаритной бронетехнике). Представители ВМС Франции, в частности первый командир «Мистраля», заявляют, что максимально корабль может взять на борт до 120 единиц автобронетанковой техники. Вполне допустимо – но только что это будет за техника? «Газики» и грузовики с бронетранспортерами? Маловато в таком случае будет для такой «плавучей базы» морской пехоты… Таким образом, получается, что на корабль можно загрузить не более 13 танков типа Т-72/Т-90 и соразмерным им в габаритах и массе САУ «Гвоздика». Вопрос: и какой же десант вы, товарищи военачальники, собираетесь высаживать с такой хилой огневой мощью?
Тем более что – это уже во-вторых – вертолеты тут тоже не помогут: при 1000-тонной массе бронетехники корабль сможет взять только шесть вертолетов на верхней, полетной, палубе, а при сокращении количества бронетанковой техники количество винтокрылых машин может быть доведено до 16 (размерности европейских NH90 или «Тигр», то есть в размерности российских Ка-27/29 или Ка-52), но только 10 из них можно разместить в подпалубном ангаре, остальные шесть – вновь придется «везти» на верхней палубе. Но такой способ перевозки, как известно, неизбежно наложит свои ограничения на мореходность корабля. Да и к тому же – в нынешнем его виде вертолетный ангар «Мистраля» не позволяет безопасно размещать в нем вертолеты семейства Ка-27/29, этому препятствует недостаточная высота основной парковочной зоны ангара. А боковой подъемник, расположенный за надстройкой-островом, не позволяет обслуживать вертолеты Ка-52 и с трудом обеспечивает возможность работы с Ка-27/29. В ходе недавних испытаний российских вертолетов на борту «Мистраля» на Балтике работа с подъемниками и с вертолетным ангаром не проводилась – вертолеты только выполняли посадку на верхнюю палубу и после дозаправки топливом взлетали с нее.http://nvo.ng.ru/concepts/2009-12-11/12_mistral.html
|
|