В психологии и не должно быть такого понятия. Психология изучает всякие там поведенческие реакции, инстинкты и проч. в том же духе. Душу изучает (если можно так сказать) религия. Рационализм сам по себе не плох и не хорош. В сущности ведь вся наука - рационализм. В ней не должно быть места мистике. И сущность позитивизма в этом и заключается - в том, чтобы в науку не проникали всякие учения, которые либо нефальсифицируемы, либо просто не доказаны строго научно. Поэтому позитивизм опасен прежде всего для сторонников всяких лжеучений вроде марксизма и эволюционной теории. С другой стороны, истина - не есть прерогатива одной науки. Ленин говорил, что истина должна быть конкретна, а не абстрактна. И я согласен с ним, но он, вероятно, хотел задеть идеалистов, подразумевая под абстрактной истиной идеи о Боге, душе и проч., но ошибся, потому что в области нематериального истина не менее конкретна, чем в области материального. Например, высказывание "искусство есть знание о жизни, добытое не научным путем" относится к области нематериального, но вполне конкретно. Или другой пример уже из области морали - "безнравственно убивать детей". Более того, эти утверждения являются аксиоматичными, ведь они бесспорны и самоочевидны для всех. Поэтому как есть аксиомы в геометрии, так они есть и в общей философии, морали, искусстве, и, конечно, в религии. Правда, в религии истина настолько чиста от примеси всего материального, что познать ее весьма трудно, это под силу только человеку с душой, свободной от всего материального и порочного. Почему детская вера чистая и не знает сомнений. Истина о Боге бесплотна, а потому ее рассудком не постичь. Он может быть лишь инструментом для выведения из этой Истины умозаключений для земного мира. Так что каждому свое: Истина о Боге познается одним путем, истина о морали, искусстве, общей философии (о душе, разуме, любви, человеке) - другим путем, а истина о материальных явлениях - третьим. Кстати, Декарт и Бэкон были верующими христианами.
|