При царе Алексее Михайловиче, когда принимался новый свод законов (Уложение 1649 г.) такая ситуация была закреплена де-юре в специальной главе Уложения. Теперь крестьян официально можно было продавать за деньги без земли.
Это был целый переворот в общественном сознании. Православный стал продавать православного. Конечно, и раньше были холопы (фактически – рабы), которые попадали в рабство за долги, за преступления, или продавали себя сами. Но, во-первых, их было не много, не более 5% населения, а во-вторых, в холопство попадали не на всю жизнь. Большинство холопов получало свободу в случае смерти хозяина (по его завещанию; отпустить холопа на волю считалось душеспасительно), в случае тяжелой болезни хозяина (как доброе дело во имя Божие), за хорошую службу и т.п.
Среди холопов было большое число дворян, которые не смогли платить налоги в казну и предпочли продаться в т.н. «боевые холопы». Каждый помещик обязан был не только сам явиться в случае войны вооруженным и на коне, но и привести с собой несколько бойцов – вот такими бойцами и были «боевые холопы», которые в поле не пахали, а воевали вместе с хозяином.
Но после окончательного закрепощения крестьян при Алексее Михайловиче положение резко изменилось. Теперь холопами стали все ранее лично свободные крепостные крестьяне, примерно треть населения страны. И, в отличие от прежних холопов, они уже не могли рассчитывать на освобождение. Они сами, их дети, внуки и все потомки становились вечными рабами.
А при Екатерине II крепостные вообще потеряли все гражданские права, с них даже перестали требовать принести присягу при вступлении на престол нового государя. Теперь их стали продавать по отдельности – отцов, матерей, детей – разным хозяевам, проигрывать в карты, владелец мог запороть крепостного до смерти или отправить на каторгу.
Конечно, далеко не все помещики были жестокими выродками. Очень многие помещики-однодворцы (т.е., имеющие всего один двор и небольшой участок земли) жили в одной избе со своими двумя-тремя крепостными и даже питались одним и тем же с одного стола. Православный менталитет давал себя знать, они видели в крепостном такого же православного, как и они. Но на свободу отпускать не спешили.
Хотя уже при императоре Павле I был издан указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли дать крепостным свободу. Но воспользовались им немногие. Например, Пушкин, так бескомпромиссно выступавший против крепостного права в своих стихах (ода «Вольность», например), своих крепостных на свободу не отпустил.
Крепостное право было отменено только в 1861 году при императоре Александре II, который был прозван за это «Освободителем» и убит народовольцами (одним из которых был старший брат Ленина), когда ехал подписывать первую российскую конституцию. Есть мнение, что его как раз и убили для того, чтобы эта конституция не была принята – иначе был бы «сбит накал революционной борьбы», чего вовсе не хотели подпольщики, стремившиеся к революции, а не к мирному развитию России.
Что касается отмены крепостного права, то говорят, что где-то крепостные этому радовались, а где-то плакали и не хотели уходить от своих помещиков. Видимо, кому как жилось. А свободы и ответственности (которая есть обратная сторона свободы) и поныне многие боятся.
http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk160-10.htmА свободы и ответственности (которая есть обратная сторона свободы) и поныне многие боятся.
Рязяпов Р.З.пишет....лично мне не нужны свободы и демократии, с которыми ни я, ни большинство людей не знает что делать.
....потому что в богатой недрами стране...крепостным(холопам,рабам) принадлежать
ничего не будет,они сами будут предметом купли-продажи у тех у кого рука потвёрже.