На сайте "Христианский социализм как русская идея" ( адрес сайта
http://chri-soc.narod.ru/ ) опубликовано "Обращение к Архипастырям" (адрес "Обращения..."
http://chri-soc.narod.ru/vashe_svateishestvo.htm ) В Обращении, в частности, говорится: "Обратиться к Вам нас заставляют совесть и долг христианина. Кратко суть вопроса: присмотревшись более пристально к главе VII "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", мы обнаружили положение, которое входит в противоречие с догматом о Церкви.
Позиция тех, кто готовил статью о собственности для "Основ...", в общем-то, понятна: если нет нарушения догматов при фиксации позиций по имущественной этике, то архиереи вправе принять "общеупотребительную" доктрину на вооружение и вопрос об отношении к собственности решить так: "Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ". Но здесь возникает определенное несоответствие между святоотеческим взглядом, поэтому-то так важно знать, каково было отношение к собственности в только что рожденной Церкви по учению святых отцов и учителей Церкви. Это важно, в первую очередь, потому, что тогда еще не было тех христианских общин, что насадил с помощью Божией Апостол Павел, другие апостолы.
Отношение к собственности в Апостольской общине известно всем, оно зафиксировано в канонической книге Деяния святых апостолов: "Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян.2,44-45); "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее" (Деян.4,32). Совершенно очевидно, что Церковь с первых же дней своего земного существования отдала предпочтение общей собственности. Ссылки на то, что это было лишь временное явление, неприемлемы хотя бы по тому, что Тертуллиан в конце второго столетия писал: "...Мы - братья по имуществу, которое у вас почти уничтожает братство... Мы, соединяясь духовно, имеем общее имущество. У нас все нераздельно, кроме жен. В этом только мы не допускаем общности, в чем одном другие только и имеют общность ("Отцы и учители Церкви III века. Антология". Изд-во "Либрис". Москва. 1993. Т. 1. С.364.)". Когда же под напором мира, особенно после утверждения христианства как государственной религии, "братство по имуществу" в его первохристианском варианте стало исчезать, эстафету подхватили общежительные монастыри. Да и в мире, который входил в эпоху феодализма, повсеместно существовал общинный уклад хозяйствования, который позволял христианам жить в условиях предпочтения общей собственности". В "Обращении..." представлено учение святых отцов и учителей Церкви по этому вопросу.
Хотелось бы предупредить словами Христа православных участников форума, которым не терпиться "гасить коммуняк" и которые не приемлют любой социализм, в том числе христианский: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Не спешите с поспешным осуждением: речь идет о догмате о Церкви.
Авторы "Обращения..." задают вопрос: новорожденная Церковь, которую принято называть "Иерусалимской общиной" была Церковью или она была каким-то "утробным" ее состоянием? Если она была Церковью, то это была Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь и принимала решение о предпочтении общей собственности не "Иерусалимская община", а Церковь. Первые годы, до рассеяния, вызванного гонениями, эта Церковь была воистину Единая, то есть одна, воистину Святая, поскольку на всех ее членов сходил непосредственно Сам Дух Святой, воистину Соборная, так как в последствии апостолы распространили веру по всей вселенной и насадили поместные Церкви, воистину Апостольская, так как более года она была непрерывно действующим собором всех - двенадцати и семидесяти - апостолов. И зафиксировано решение о предпочтении общей собственности и сообщение о его исполнении не просто на Вселенском Соборе, а на непрерывно действующем Вселенском Апостольском Соборе, зафиксировано в книге "Деяния святых апостолов". Когда же мы, в угоду миру, с кафедры, открыто заявляем о том, что Церковь не отдает предпочтения ни одной из форм собственности, то встает вопрос: новорожденная Церковь еще не была Церковью? А если была, то она была не Единой: существовала еще одна церковь, которая не отдала предпочтение общей собственности? И эта церковь была тоже святой? Кто ее святые: Анания и Сапфира, первосвященник Каиафа? И эта другая Церковь была соборной? Какие церкви признают ее решение о том, чтобы не отдавать предпочтение ни одной из форм собственности? Протестантские? И апостольство у ней было? Кто ее апостолы? Лютер, Кальвин, Цвингли?...
Христос говорит: "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним (Лук.16:13,14)". Нынешние фарисеи тоже смеются над Ним: не можем "иметь свое дело" и служить Богу?...
Положение намного серьезнее, чем оно видится при поверхностном взгляде: атаковано Тело Христа, Его Невеста, то есть Церковь, и атакована настолько искусно, что подавляющее большинство православных не видит здесь покушения на догмат о Церкви. Скажите, как себя поведет обыкновенный земной жених, когда будут покушаться на его невесту? В какой поместной православной Церкви решили открыто, с кафедры учить, что Церковь не отдает предпочтение ни одной из форм собственности? Неужели мы всерьез расчитываем, что это останется без последствий?