Таким образом, для формирования нужного мнения достаточно лишь незаметно подтолкнуть человека к тому, что он хочет увидеть. Давно известно, что человеку свойственно принимать видимое за действительное, образ за реальность, и в дальнейшем руководствоваться не объективной информацией, а лишь полученными впечатлениями. Если же речь идет о познании чего-то нового или экзотичного, не нужного по большей части в реальной жизни, но красивого и заманчивого, то тут открываются необъятные перспективы для мифотворчества. Политика японского правительства в этом смысле уникальна.Определение отношения к той или иной стране и ее положительное восприятие напрямую зависят от сопоставления уровня жизни обеих сторон, т. е. социальная составляющая является одним из наиболее важных фак¬торов в формировании того или иного образа. Не удивительно, что в отношении Японии в нашей стране появился целый набор штампо¬ванных мифов (электронная империя, страна Sony и Toyota, страна гейш и самураев; в Японии все занимаются боевыми искусствами и постигают искусство икэбана «Японский автомобиль-управляй мечтой», ходить в суси -бары это круто и стильно) В результате такой пропаганды уже несколько десятилетий Япония с точки зрения большинства россиян выглядит вполне гармонично, представляя со¬бой идеальное для многих из них сочетание высокого материального уровня жизни и развитых духовных потребностей. Различные японские правительственные и неправительственные и религиозные фонды и организации полностью взяли под свой контроль российское японоведенье и выплачивают стипендии и финансируют работу учёных, приглашают артистов и творческую интеллигенцию которые в свою очередь создают в России в своих корыстных интересах благоприятный имидж Японии. .Вот и получается что согласно опросу общественного мнения, проведенному в марте 2001 г. фондом «Общественное мнение», 56% россиян считают Японию дружественной страной, несмотря на наличие нерешенных проблем, о которых осведомлены 91% опрошенных. Но мало из 56% россиян знают об истинном лице Японии и её современной бытовой этнографии так и об традиционном отношении японцев к России. В этом контексте интересна прочитанная в Москве лекция японского слависта, профессора М. Нумано «Не только самурай и гейша» и лекция дипломата А. Кавато - «Современная Япония - мнимая и реальная». В последней лекции рассказывается о трудностях японской экономики эпохи глобализации и стереотипных, лишенных всякого основания, представлениях о высокой стабильности японской культуры, затраги¬вается и вопрос падения общего интеллектуального уровня в стране. Главный редактор сайта japon.ru Куланов А.Е. в своей статье «Образ Японии в сегодняшней России» пишет следующее : «Скорее, мы в России пока не готовы говорить о Японии объективно. Мы хотим сказок, но, как выразился известный японский славист профессор М. Нумано, - «это проблема русской культуры, а не японской». («Японский журнал - japon.ru» (
www.japon.ru)Профессор Нумано, подтверждает вероятность ухудшения в целом позитивного имиджа Японии в результате более глубокого знакомства россиян с различными сторонами жизни Японии: «Если сейчас у России к Японии существует романтическая любовь, то это во многом из-за того, что между нами большое расстояние и немного непосред¬ственных контактов. Образовался довольно серьезный разрыв между массовыми, часто идеализированными или просто искаженными образами традиционной Японии, которой уже давно нет, и той реальной Японией, какая она естьЕсли люди узнают друг друга ближе, подробнее, конкретнее, то становятся видны некоторые детали, которые могут вызвать шок у противоположной стороны. Наверное, многие русские разлюбят Японию». Выступая на факультете журналистики МГУ, композитор С. Сайгуса говорил не только о японской поп-музыке, а и о сексуальных проблемах японской молодежи, о порнографии, о культуре массового потребления и развлечения Лейтмотивом его выступления стали слова: «Страна без Бога — страшная страна».