Очередной раз приведу копипасту из воспоминаний среднего помещика старой России.
""Ты" же мы говорили всем крестьянам и вообще "простому народу". Нам говорили "Вы". Впрочем, в народе тогда еще сохранялись исчезающие следы патриархальности, и некоторые говорили "ты" не только нам, детям, но и нашим родителям и дедушке, при этом была в ходу оригинальная формула: "Ты, Ваше Сиятельство"..."
"После приезда Дедушки в Хорошее (название села - В. Н.) крестьяне, деревнями, приходили приносить ему хлеб-соль...
"Рад вас видеть! - говорил с крыльца Дедушка. - Мой наследник (дядя Сережа) жалеет, что быть не мог; вот приехал к вам с дочерью и внучатами!" Потом Дедушка сходил со ступеней крыльца, подходил к старосте, брал у него из рук блюдо и благодарил за хлеб-соль. Староста и мужики низко, но с достоинством кланялись. Никакого подобострастия не было в помине...
Дедушка разговаривал с отдельными мужиками, особенно со стариками, иногда он обращался к целым группам. Разговор шел обычно об урожае."
"Раз, помню, Дедушка долго разговаривал с одним севастопольским солдатом, местным крестьянином. Подробно узнав о положении семьи и хозяйства этого мужика, Дедушка сказал ему: "Ступай в контору и скажи, что я приказал тебе дать...". Не помню, что именно приказал дать мужику Дедушка, но дар был, видимо, щедрый, судя по благодарности старого солдата и гулу толпы."
""Общение с народом" в Хорошем было постоянное. То и дело Дедушке докладывали, что из церкви приехала свадьба крестьян такой-то деревни. По распоряжению Дедушки, в залу входили молодые, их родные и некоторые поезжане. Они были смущены обстановкой и робко ступали по паркету в своих кованых сапогах и чоботах... Молодые одним движением бросались Дедушке в ноги так же, как они это делали перед своими родителями, возвращаясь из церкви (кто из молодоженов сегодня так поступает? - В. Н.). Дедушка терпеть не мог, когда какой-нибудь проситель бросался перед ним на колени, и кричал: "Только перед Богом на колени становятся!" - но тут было другое дело: это была традиционная церемония, и он был "отцом" своих крестьян."
"Осень время деревенских свадеб и их прошло довольно много на моих глаза, иногда, в праздник, несколько в один день. Дедушка всегда неизменно лично принимал свадьбы и никогда не сокращал времени приема, хотя бы и плохо себя чувствовал; он считал, что НЕ ИМЕЕТ ПРАВА от этого уклоняться (!!! - В. Н.)"
"Раз только произошла неприятная сцена. Молодая во время пляски поскользнулась, и кто-то из поезжан при этом что-то сказал... (Я, конечно, ничего не понял, но мне объяснили, что он сказал "глупость". По-видимому, это была не совсем приличная шутка.) В группе поезжан раздался сдавленный смех, но он немедленно прекратился... "Как ты смел, дурак! - крикнул Дедушка. - Вон!" - "Ваше Сиятельство..." - начал было испуганный поезжанин, но Дедушка не дал ему кончить: "Молчать, вон!" Виноватый быстро вышел. Праздничное настроение пропало, но милый Дедушка хотел это исправить, он сказал смущенным молодым и их родителям, что они никак не виноваты, и дольше обыкновенного разговаривал с ними, прежде чем их отпустить. (помещик тиран, господа коммунисты-либерасты, или отец? - В. Н.)"
"Однако, после освобождения крестьян, Дедушка не счел себя освобожденным от заботы о своих прежних крепостных. Крестьяне уже были не "его", но он по прежнему оставался "их" барином. Дедушка постоянно заботился о благосостоянии крестьян и о всех их нуждах. В своих имениях он повсюду строил церкви. Даже продавая одно из своих имений, он поспешил отстроить там новую прекрасную церковь вместо старой, которая была слишком мала; иначе он не чувствовал себя не вправе продать имение и тем самым уйти от своих бывших крестьян, не позаботившись о них. Церкви были не единственной, хотя и первой, заботой Дедушки. В своих имениях он строил также школы и часто больницы. В Хорошем при нас освящали большую каменную школу, где, по специальному желанию Дедушки, была большая зала для "народных чтений" с волшебным фонарем (кинематографа тогда еще не было)."
"Но пусть не думают поколения, не знавшие старой России, что Дедушка был в этом отношении каким-от единичным светлым исключением. Он был, наоборот, образчиком - правда выдающимся - того, чем всегда будет вправе гордиться наше оклеветанное старое поместное дворянство. Дедушка во многом показывал путь, но по этому пути шел не он один, а многие. Нигде в Западной Европе я не видел более глубокого чувства с о ц и а л ь н о й о т в е т с т в е н н о с т и, чем то, которым были проникнуты у нас очень многие представители старого поместного дворянства. Даже совсем небогатые помещики считали своим совершенно естественным долгом - на свой счет строить церкви, народные школы и больницы... Даже самые средние помещики делали и д о л ж н ы были делать кое-что для крестьян. К этому побуждало их не только их собственное сердце, но и семейные традиции и даже общественное мнение. Конечно, и среди русского поместного дворянства, как и повсюду, встречались негодные элементы, но, повторяю, в смысле социальной ответственности, сословие это стояло исключительно высоко."
С. Е. Трубецкой "Минувшее"
|