Максим Алтайский писал(а):
Я рад за вас и ваше образование, однако это значит вы тем более должны знать о царебожниках, современных донатистах. Которые верят, что Николай искупил грехи русского народа, верят в иной первородный грех "цареубийства", не смывающийся даже в крещении, и т.д. Вы ведь не исповедуете этой ереси, как и о. Савва, ведь так?
Да, знаю... А также знаю и то, что под видом борьбы с "ересью царебожия" многие либерально настроенные церковные деятели стараются дискредитировать почитание Св.Царя Николая и идею монархии вообще... И вообще, бросаться словом "ересь" по каждому поводу неправильно... В данном случае мы имеем дело с некоторым заблуждением небольшой группы неумеренных ревнителей, не более того...
Максим Алтайский писал(а):
В пунктах же опроса Искупитель пишется с большой буквы, а не с маленькой. И вы проголосовали именно за этот вариант, безо всякого вопроса и возражения, сначала.?
Ну пункты не я писал... Я лишь сказал, что для пущего различия Царя Николая со Христом (если у кого-то они смешиваются), можно писать "искупитель" с маленькой буквы, хотя это на мой взгляд не особо принципиально, человек в здравом уме, если увидит обращение к отцу (родственнику), написанное с большой буквы, вряд ли зхаподозрит перенесение на него атрибутов Божества... Также и здесь...
Максим Алтайский писал(а):
Вы бы проголосовали за вариант "Бог", если бы он был представлен, только на основании известных строк Псалтыри?
Нет, я лишь привел эти строки как пример того, что некорректно говорить о том, что слова, являющиеся обозначениями атрибутов Божества, к людям применять нельзя ни в каких ситуациях... Иногда, как видим, и богами людей называли в некотором смысле (по-русски оно с малой буквы пишется, но на ц-славянском, на котором Псалтирь обчно читают, все одним шрифтом идет...)
Максим Алтайский писал(а):
Итак, Сергий (отец Сергий?), что и кого и в каком смысле святой страстотерпец Николай искупил?
Ну отцом меня величать пока не за что, был бы у меня сан, я бы его не скрывал...
По поводу вопроса - ну это можно долго писать и обсуждать, тем более, что ясно определенных формулировок, исчерпывающе объясняющих суть подвига Св.Царя Николая, привести не получится...
Вкратце можно сказать так...
Мы знаем, что между людьми существует некая духовная связь. В противоположность протестантам, для которых "где собрались двое, там сразу однозначно и Христос", и больше ничего не надо, в православии Церковь это Тело Христово, соединенное церковными таинствами, в первую очередь, Евхаристией, и между клетками этого тела определенно существует некая связь. В связи с этим, в православии считаются возможными, и даже необходимыми, молитвы за ближних и за усопших, которые им реально помогают. Тем самым, человек посредством своей молитвы и благих дел, имеет возможность повлиять на судьбу своего ближнего, облегчить его греховное бремя. Наиболее явно эта связь проявляется между ближайшими родственниками, я думаю, что всем известны многие случаи, когда скажем, мать вымаливала своих детей. Наибольшее значение и духовное действие здесь может достигаться тогда, когда человек жертвует своей жизнью ради ближнего. Скажем, если мать пожертвовала своей жизнью ради сына, то Господь наверняка даст ей на небесах силу благодатного заступничества за жизнь сына, и покроет ее жертвой его грехи, автоматом в Рай его, конечно, не отправит, но дополнительнцю меру благодати ему подаст...
Также мы знаем, чтоЦарь, помазаник Божий, для православного народа является в некотором смысле отцом, и его добровольная жертва ради своего народа, неминуемо имеет свои духовные плоды. На небесах он является заступником и молитвенником за русский народ.
Когда мы говорим о покаянии в грехе цареубийства, то это не значит, что я лично должен каяться в личном этом грехе, т.к. убивали-то его жиды. Но покаяние - это значит изменение сознания, от нас требуется изменить свое отношение , и из народа, предавшего святого Царя на смерть жидам, превратиться в народ, прризывающий Господа о даровании ему нового православного Государя, это и будет нашим народным покаянием...
Вот именно в этом смысле и можно говорить об искупительной жертве нашего Государя, а приплетать сюда какие-то измышления - это все не от большого ума…