Выдержка из статьи...
Цитата:
...Великий спорщик средневековья — Пьер Абеляр — известен нашим современникам не столько своей философией, сколько своим несчастным романом с Элоизой. Этот отпрыск древнего рыцарского рода, реализовавший свой воинственный дух на поприще диалектики, вряд ли бы предпочел божественную милость любви своей Дамы Сердца. Трудно спорить об этом, но разум, поставленный выше веры, свидетельствует за себя. Противник Абеляра — Бернар Клервосский — такой же выходец из военной аристократии, не стяжал славу искусного спорщика, но зато доказал бесконечную преданность своему Верховному Сюзерену — Богу — за что и стал Святым Бернаром. Для этого сурового монаха нет несчастной любви, и вместе с ней нет мятежного разума и изощренной диалектики. Он — мистик, искусству спора противопоставивший завещанное апостолами искусство жизни.
...Есть в этих двух образах что-то символическое: неистовый бунтарь с его трагической любовью к Даме Сердца и смиренный праведник с его возвышенной любовью к Богу. Их противостояние — это целая мифологема, символ раздвоения европейской души. И при этом мы видим потрясающие соответствия: если со смирением праведника неизменно возникает образ Бога, то самонадеянному разуму вдруг начинает сопутствовать образ Прекрасной Дамы. Да и может ли быть иначе? Ради чего ломали копья славные рыцари, ради чего добивались славы и почестей, как не ради любви своей Дамы Сердца. И что в конце концов вынуждало самонадеянных философов ниспровергать высшие авторитеты и стремиться к известности, как не та же затаенная страсть к какой-нибудь Прекрасной Даме. Только не стоит думать, что все это какое-нибудь банальное влечение. Это влечение имеет, под собой собственную мрачную метафизику, за которой тянется шлейф религиозной традиции, уходящей в глубокую древность.
* * *
Куртуазная культура средневековья сложилась не как праздная забава европейской аристократии. За образами Прекрасной Дамы, воспетой трубадурами, скрывалась Божественная София, Непорочная Дева Мира, Изида или Деметра — какая, в сущности, разница? Куртуазия — это идеология религиозного культа, оппозиционного ортодоксальному христианству, а не проявление мимолетных страстей пылких рыцарей. Что значит «воспевать» Прекрасную Даму, если язык человеку дан для восхваления Бога? Так, во всяком случае, учит истинное христианство. В связи с этим безудержная любовь рыцарей к своим Дамам Сердца, ради которых они готовы были истреблять даже своих собратьев, не укладывается в каноны этого вероучения. Шопенгауэр в своих «Афоризмах» недоумевал по поводу того, почему это рыцарский кодекс чести требует смывать обиды кровью. И на фоне христианской этики, требующей прощать ближнему, это действительно странно. Объяснить это можно лишь тем, что под завесой из христианской атрибутики скрывался иной религиозный культ...
целиком тут
http://www.cultoboz.ru/-lr/62--2/382-20 ... 7-13-15-28