А у меня другие сведения. Кто же прав?
ЖЕНЫ ИОАННА ГРОЗНОГО
Кто жена, а кто блудница.
Путаница с женами Царя превосходит все мыслимые размеры. Прежде всего, надо разобраться с терминами. На Руси, девушка получала статус жены только после совершения Таинства Браковенчания. Поэтому, называть женами тех, с которыми Православный Христианин не венчался - не корректно. Для их обозначения в Православии есть другой термин - напр. "блудница" - но только не жена.
Православная Церквь допускают только 3 брака и только 3 венчания. Поэтому, обвинения Иоанна Васильевича в могоженстве (7-мь, 8-мь "жен") - это, по сути: а) обвинение Богопомазанника в одном из самых тяжких в Православии грехов - в блуде; б) хула на Церковь, которая якобы кощунственно (т.е. хулила Таинство Брака) совершала венчание над блудницами.
Называть Помазанника Божия блудником, а уж тем более обвинять Русскую Православную Церковь в кощунстве, не имея на руках вообще НИКАКИХ достоверных исторических данных, по меньшей мере неразумно.
Сколько женщин венчались с Царем Иоанном.
Итак, со сколькью женщиами Церковь венчала Цара Иоанна? Таких женщин было 4: Анастасия Романова, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Мария Нагая. Почему 4-ре? - Да действительно, в Православии допускается только 3 брака. Но в случае с третьим браком Иоанна Васильевича имел место исключительный случай. Дело в том, что Марфа Собакина была убита (отравлена ядом) крамольниками ещё до того, как успела стать супругой Государя. Именно ввиду данной исключительной ситуации Русская Православная Церковь собрала Собор и Соборным Разумом, взяв на себя всю ответственность, благословила Царя на четвертый брак (четвёртый раз на Таинство Браковенчания). При этом на Царя была наложена епитимя, которую Государь нёс в течении года.
Принципиальным моментом в 4-м браком Царя является то, что благословение на него Царю дал не Митрополит, а Освященный Собор Русской Православной Церкови. Именно Церковь венчала Царя с Марией Нагой. А потому, делая какие-либо суждения по данному вопросу, следует быть крайне осторожным. Т.к. ставя под сомнение законность брака Государя с Марией Нагой (это делают те, кто говорят о 5-ти, 7-ми "женах" Царя, которые, якобы были у него до Марии Нагой), можно похулить не столько Царя Иоанна, Царицу Марию и Св. Царевича Димитрия, сколько Бога (Который Своею Благодатию совершает Таинство) и Церковь Христову (через которую Бог действует Господь изливает в Таинствах Благодатные Дары). А то, что Царь с Марией Нагой венчался - неоспоримый факт!
Святой Благоверный Царевич Димитрий Углический – обличитель хулителей Грозного Царя.
Главным обличителем всех хулителей Церкви Христовой и Помазанника Божия-Царя Иоанна, является Святой Благоверный Царевич Димитрий Углический.
Дело в том, что по "законодательству о престолонаследии" (это законодательство носит Церковно-Канонический характер) Царевичем, (т.е. законным наследником Престола) Церковь признавала (признание Церкви имело ключевое значение, т.к. Царевич особым образом поминался на всех Богослужениях и имеено Церковь совершала над ним Миропомазание) ТОЛЬКО законнорожденный ребёнок Государя, т.е. ребёнок, рождённый от законной (т.е. от признанной Церковью) супруги Государя и ТОЛЬКО от венчанного брака.
Следовательно, те кто распростаняют клевету о многоженстве Царя хулят:
а) Бога и Священное Таинство Брака, совершонное Церковью над Царем Иоанном и Марией Нагой. Таинство незримо совершает Господь. Именно Бог соединяет мужчину и женщину, и во время Таинства Венчания Своею Благодатию освещает данный брак. Поэтому те несчастные, кто распространяют клеветнические измышления о том, что Мария Нагая была 7-й, 8-й по счету в списке (т.е. в любом случае не законная супруга Государя, а блудница) хулят прежде всего Бога, Который благословил и освятил сей Священный союз.
б) Церковь Христову, которая всегда неизменно исповедывала законность брака Государя и Марии Нагой. И то, что Св. Димитрий был Царевичем, т.е. законным сыном Царя Иоанна. Более того, пострадавшим именно за то, что был законным наследником Престола.
в) Святого Царвича Димитрия, называя его незаконнорожденным (рождённым в блуде) и поэтому незаконно носящего титул "Царевича" (т.е. законного наследника Престола).
Истоки клеветы о многоженстве Грозного Царя.
Теперь мы непосредственно подошли к главному истоку, мифа о многоженстве Царя. Эта давняя клевета коренится в попытках Бориса Годунова беззаконно восхитить Царский Трон. В свое время, властолюбивый боярин, когда рачищал себе дорогу к трону, отчетливо понимал, что главное препятствие на его пути - это признанный Церковью законный наследник Престола, т.е. Царевич Димитрий. После смерти Царя Феодора Иоанновича именно ему переходили Скипетр и Держава Царства Российского. Желая избавиться от Царевича, Борис Годунов пытался оклеветать юного наследника, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Борис Годунов стал утверждал, что Димитрий является сыном "шестой жены" Царя Иоанна, т.е. рождён в блуде. На этом основании, он пытался запретить Церкви поминать Святого Царевича Димитрия на Литургии, как Царевича.
Логика действий Годунова была совершенно прозрачной: если Мария Нагая - "шеста" жена, то она есть блудница и незаконная супруга Государя. Следовательно, её сын является незаконнорожденным, а посему не имеет никаких прав на Престол.
Однако, Русская Церковь знала правду и не пошла против истины. Несмотря на угрозы и гневные запрещения Годунова Церковь Христова неизменно продолжала поминать на Богослужении Димитрия, как наследника Престола и законного сына Грозного Царя. Дальнейшее развитие событий всем известно. В субботний день 15 мая 1591 г. подосланные убийцы зверски зарезали Царевича. Святой Царевич Димитрий был убит. Убит потому, что был законны сыном законной (венчанной) супруги Государя - Марии Нагой.
Вторым аргументом, опровергающим миф о многоженстве Царя Иоанна служит археология. Так, в частности, доподлинно известно, что все законные супруги Москоских Царей НЕПРИМЕННО хоронились в усыпальнице Великих Княгинь и Цариц - в женском Вознесенском монастыре. Там имеется захоронения четырех жен Иоанна Грозного: Анастасии Романовой, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной и Марии Нагой. Т.е. тех женщин, с которыми Цековь венчала Царя Иоанна и которые, следовательно, были общепризнанными Царицами.
Голословные утверждения о том, что прочие "жены" не были погребены в царской усыпальнице потому, что были пострижены в монахини - бесмысленно даже обсуждать. Мария Нагая также была пострижена (более того, если верить самим же распространителям клеветы была то ли 7-й, то 8-й по счету, но главное - последней в "списке жен" Царя), и это не помешало ее погребению (в 1608 году) в царской усыпальнице, причем, в монашеском одеянии.
Следует также учитывать, что даты жизни и подробности биографии погребенных в Москве в Вознесенском монастыре Цариц хорошо известны. У трех из них (за исключением Царици Марфы, которую убили ещё до того, как она успела стать по плоти женой Государя) были дети. Тогда как по отношению к "мифическим женам" Царя, этого утверждать нельзя. То, что они упоминаются в писменных "памятника" (точнее, прежде всего в "мемуарах" иностранцев), также не может свидетельствовать о том, что они в действительности существовали. Это отчетливо можно увидеть из истории с письмом Бориса Годунова или мемуаров Д. Горсея. который называет Царицу Марию Нагую последней, "пятой" женой, но при этом в его записках фигурирует некая Наталья Булгакова, существование которой современная наука уверенно отрицает.
Историкам абсолютно нечего сказать о таких якобы имевших место "женах" Царя, как Анна Васильчикова (о которой, по словам современных историков, "почти ничего не известно") и Василиса Мелентьева, о которой "ничего не известно"... Некоторые историки подвергают сомнению сам факт существования таинственной Василисы Мелентьевой, считая упоминаниеее в летописи чьей-то позднейшей "шуткой" - то есть специальной вставкой! А ведь есть еще Наталья Булгакова, а также Авдотья Романовна, Анна Романовна, Марья Романовна, Марфа Романовна, Мамельфа Тимофеевна и Фетьма Тимофеевна... Вот где простор для клеветнических измышлений!
Русские Летописи свидетельствуют чистоту брачной жизни Царя Иоанна.
Русские летописи уверенно говорят только о 4-х женах Иоанна Васильевича, однако в них, также имеется изрядная путаница, разобраться в ней можно, но… только если если захотеть.
Вот например, одна из "мифических жен" Царя, упоминаемая в летописях - Анна Колтовская. Мазуринский летописец под 7078 (1569) годом рассказывают о том, как Освященный собор дал Царю разрешение на четвертый брак и упоминает затем в тексте имя "Царицы Анны". Новгородская вторая летопись сообщает о женитьбе Царя на третьей жене - Марфе Собакиной - под записью от 28 октября 7080 (1571) года и о поезке в Новгород. Вместе с ним в Новгороде находилась и Анна (до 17 августа 1571 г.) Но та же Новгородская вторая летопись сообщает о женитьбе Царя на третьей жене, Марфе Собакиной под записью от 28 октября 7080 (1571) года, что соответствует действительности. Но это на два года позже, чем указанная в Мазуринском летописце дата разрешения на четвертый брак (7078/1569 год - год смерти второй жены, Марии Темрюковны)! Как может быть четвертый брак до третьего?
Теперь, что касается якобы имевшей место 28 апреля 1572 года "официальной свадьбы" с Анной Колтовской Здёсь разобраться ещё проще. В августе 1572 года Царь был присмерти и составил "духовную грамоту" (т.е.завещание). В этом завещании Царь упоминает только трех своих жён: Анастасию, Марию и Марфу, делит наследство только между своими двумя сыновьями - Иваном и Феодором. Ни о какой четвертой жене в завещании 1572 года нет и речи.
Каким же образом и откуда в летописной записи за август 1571 года могла возникнуть "Царица Анна"? Единственное объяснение путаницы заключается в том, что, как уже говорилось выше, летописи писались много десятилетий спустя после описываемых событий, и потому точность описания и датировка в них оставляют желать лучшего. Возможны и позднейшие вставки ретивых сторонников Бориса Годунова, при которых летописи активно редактировались в "нужную", в соответствии с политическим моментом, сторону.
Таким образом, с уверенностью можно говорить только о четырех женах Иоанна Грозного. Причем четвертый брак был совершен по решению Освященного Собора Русской Православной Церкви, который взял на себя всю ответственность перед Богом. Этот союз был разрешен только ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был чисто номинальным: Царица была убита крамольниками, так и не став фактически царской супругой.
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/Alexandr ... c210655198